- Ребята, у меня в руках телеграмма, адресованная вам. Прочитаем ее.
Дорогие ребята!
Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня праздник Азбуки. Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Алфавит. И прежде чем королева Азбука встретит вас, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились. Ждем вас!
Жители города Алфавита.
- А доставит нас в этот город фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза. Мы с вами у ворот города Алфавита. /Открывается плакат с видом города Алфавита/
Для того, чтобы открылся засов больших ворот, нам с вами нужно прочесть заклинание – алфавит. /Дети хором произносят все буквы алфавита/
- Сколько всего букв в алфавите? /33/
- Сколько гласных? /10/
- Сколько согласных? /21/
- Сколько букв, не обозначающих звуков? /2/
Итак, входим в город. У ворот нас встречает королева города – Азбука. У нее для нас задание: прочитайте текст и скажите одним предложением, о чем прочитали? /Карточки с текстами у детей на столах/
- Королева провожает нас на улицу Гласных. Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого. Это самая музыкальная улица в городе. Почему? /ответы детей/
- Некоторые гласные загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах хитрые улыбки. /Дети рассказывают об особенностях букв Е,Ё,Ю,Я./
- Буква Я просит вас отгадать, какая пословица написана на плакате и объяснить ее смысл: НЕ спеши …, торопись …
- Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить слова. /Слоги на карточках: ро, за, зи, на, ма, лыш, яб, ло, ко, аз, бу, ка/
- На улице Гласных вы справились со всеми сложными заданиями. Королева Азбука провожает нас на проспект Согласных. Он самый большой и шумный в городе. Почему? /Ответы детей/
- Некоторые согласные очень сдружились и гуляют по городу парами. Какие это буквы? /Ответы детей
- Есть среди согласных добрые мягкие буквы. Назовите их. /Ответы детей/
- А есть согласные строгие с твердым характером. Кто они?/Ответы детей/
- Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными. Какие это буквы и с какими гласными они не дружат? /Буквы Ж, Ш не дружат с буквой Ы. Буквы Ч, Щ не дружат с буквами Я, Ю/
- Согласные просят вас закончить предложение: “ Дети учатся …”/Дети читают с доски/
- У буквы З случилось несчастье. Она потеряла свое место в слове. Помогите ей его найти: ЗАБУКА /АЗБУКА/
- Молодцы, ребята! Королева очень довольна вашими знаниями. Идем за ней дальше.
Вот маленький тихий переулок. В нем всего два домика. А называется этот переулок /Дети читают – БЕЗЗВУЧНЫЙ /Странное название. Почему оно такое? /Дети говорят о том, что Ь и Ъ знаки звуков не обозначают./
Что вы еще знаете об этих буквах? Найдите лишнее слово в каждом столбике и объясните, почему оно лишнее:
пальто подъём листья съёмка деревья съехал льёт сел осенью съел воробьи
/В первом столбике лишнее слово ПАЛЬТО – в нем мягкий знак смягчающий, а в остальных словах – разделительный. Во втором столбике лишнее слово СЕЛ, в нем нет твердого знака./
- Мы с вами прошли по городу, всех узнали, задания выполнили. А теперь, прощаяст с жителями города Азбуки, прочитаем стихотворение В. Берестова, которое он посвятил всем первоклассникам:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умалять сестрицу:
“Ну, прочитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
После урока у детей начинается “Праздник Букваря.”