Цели:
- Совершенствование навыков беглого выразительного чтения.
- Развитие внимания, памяти, связной устной речи.
- Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование:
- картины о природе,
- снежинки,
- кроссворд,
- письмо Феи,
- животные,
- магнитная доска,
- звукозапись.
Ход урока
I. Оргмомент.
Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну. Нас пригласила к себе в гости прекрасная Фея в один из уголков своего волшебного царства. И как туда попасть, я тоже не знаю. А вот и её первая подсказка. Сейчас мы послушаем стихотворение А.С. Пушкина в исполнении Народного артиста России Юрия Васильева ивы ответите на вопрос: о каком времени года идёт речь в стихотворении? (Время года - зима).
- Но как же туда попасть? Не оставила ли нам Фея ещё какой-нибудь знак? Мне кажется, что вот эта снежинка необычная. Так и есть, в ней какая-то записка.
Письмо Феи.
Дорогие, ребята!
Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это будет Зимнее царство. Для того, чтобы попасть туда вам надо показать свои знания. Вы справитесь, я знаю, я уверена в вас. Удачи вам, ребята!
II. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке, шагая по дорогам зимнего царства, мы вернёмся к прочитанным произведениям по теме “Картины родной природы” Зима.
Вспомним, какие учили стихи, что читали, постараемся передать то настроение, о котором хотели сказать нам авторы. Опишем зимнее время года, так как мы видим, чувствуем.
III. Речевая разминка.
- Слышите, это Фея пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство Зимы…
- Мы в волшебном царстве. Поприветствуем жителей этого замечательного уголка.
1. Упражнения на дыхание
И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
-Глубокий вдох (на счёт 1-5).
- Задержка дыхания (на счёт 1-3).
- Выдох (на счёт 1-5).
2. Речевая ритмика
(глаза, шёпотом, тихо, громко, по рядам, парами, по одному).
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!
3. “Бегущая лента”.
- Почитать пословицу. Кто много читает, тот много знает.
- Что означает эта пословица?
- Приятно ли общаться с умным человеком?
IV. Работа по теме.
Фея тоже так считает. И посмотрите, что она нам подарила - книгу и не просто книгу, а Мудрую книгу.
- Что значит мудрая?
Здесь не хватает одной страницы, Фея предложила нам её собрать. В каждой книге есть стихи, рассказы, иллюстрации к ним. Вот этой то странички с иллюстрацией и не хватает. Мы должны её собрать, а чтобы собрать надо выполнить задание Феи.
Если мы будем выполнять все задания правильно, то вам будет дозволено, попасть в самый тайный уголок зимнего царства, там волшебники колдуют над страницей, и вы сможете им помочь.
1 страница.
Разгадать кроссворд “Зима”, записать отгадку в кроссворд.
1.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег).
- С чем сравнивается снег?
2.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль).
- Почему вы решили, что это февраль?
3.
Запорошила дорожки,
Разукрасила Окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима).
- Какую радость подарила детям зима?
4.
И снег и лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней).
- Приходилось ли вам видеть иней?
- Показать иней на картине.
5.
Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (снежинки).
- Какой формы бывают снежинки? (снежинки у детей на столах).
2. страница “Найди свою половинку”.
Соединить половинку своей снежинки с другой половинкой, на одной половине снежинки имя автора, на другой - название произведения.
- “Зима” Ф. Тютчев.
- “Декабрь” Г. Скребицкий.
- “К зиме” К. Бальмонт.
- “Всяк по – своему” Г. Скребицкий.
- “Поёт зима – аукает” С.Есенин.
- “Берёза” С. Есенин.
- “Зимняя дорога” А. Пушкин.
3 страница:“Поэты о природе”.
1. - В каком стихотворении поэт называет Зиму “чародейка”?
- Что значит слово “чародейка”?
(рассказывание стихотворения наизусть).
- Какие слова передают красоту зимнего леса?
2. На коньках начнём кататься мы на звонком льду…
- Из какого стихотворения эти строки?
-Чему рады дети?
(рассказывание стихотворения наизусть).
- Какие ещё зимние забавы знаете?
3. С. Есенин подарил нам два прекрасных стихотворения. Чтение стихотворения “Берёза” наизусть.
- С чем автор сравнивает снег на ветках берёзы?
- Из серии картин выбрать ту, которая подходит к данному стихотворению.
- Кого поэт жалеет в стихотворении “Поёт зима- аукает”? Как надо читать начало стихотворения, конец?
Выразительное чтение стихотворения.
- Какое чувство вызывают у вас озябшие воробьишки?
- Какую помощь вы можете оказать птицам зимой?
4 страница “Следы на снегу”.
- Почему зимой мы можем видеть следы зверей?
- Из какого произведения эти строки?
…В лесу теперь тихо… (Декабрь. Г.Скребицкий).
(выборочное чтение)
- Найти и прочитать, как проводят зиму барсуки, ежи, медведи. (стр.132).
- Прочитать, каких птиц спасает снег от холода?
- Зачем растениям необходим снежный покров? Прочитать.
- В каком произведении зайчик обрадовался снегу? (Всяк по-своему. Г. Скребицкий).
- Чем эта история похожа на сказку?
- Пересказать историю от имени зайца.
- Легко ли животным в зимнее время года? Почему?
- Чем мы можем помочь животным?
5 страница “Загадка”. Подобрать родственные слова к слову-отгадке.
1. Лежал, лежал, а весной в реку убежал. (снег).
2.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз).
3.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (зима).
- Составить предложения с данными словами.
- Составить рассказ по данному плану и картине, составленной учащимися (выставляется картина).
1. Природа зимой.
2. Звери и птицы зимой.
3. Помощь зимующим птицам.
V. Итог урока.
- У кого мы были в гостях?
- Куда приглашала нас Фея?
- Что вам особенно запомнилось, понравилось? Почему?
VI. Комментирование оценок.
- Слышите, это Фея пролетает над своей страной и указывает нам дорогу домой.