Как известно, подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим появляется неудовлетворенность, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной чувствительностью, повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Подросток ищет ответ на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
Психологические проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей: потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся довольно продолжительную часть времени, нередко создает для них дополнительные психологические трудности. Экстремальность современного учебного процесса обусловлена, не только продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, но и количеством, темпами и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами школьной среды.
Настоящая программа имеет своей целью помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях; способствует развитию чувства собственного достоинства, успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, утверждению своих прав и собственной ценности, при этом, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению.
Данный возрастной период является очень благоприятным временем для данного вида деятельности так как, во-первых, мотивационно-смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии, и, во-вторых, как известно, на этом этапе общение приобретает особую смысловую ценность. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
Цель: Создание благоприятных социально - психологических условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.
Задачи:
– заложить основы для поддержания хорошего физического здоровья повышения качества жизни как в период работы по программе, так и в последующий период жизни;
– сформировать адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, развитие у подростков социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
– улучшать академическую успеваемость за счет развития сосредоточенности, умения найти требуемое равновесие между необходимым уровнем возбуждения и торможения в обстановке учебных занятий;
– выработать у учащихся волевые и мировоззренческие качества, позволяющие им избежать вовлечения в наркоманию, алкоголизм;
– сформировать у обучающихся осознание личной ответственности за свое
собственное физическое психологическое здоровье.
Данная программа предназначена для детей подросткового возраста.
Актуальность. Возраст 12-14 лет является одним из наиболее сложных периодов в жизни человека. Подростки по-прежнему используют полученные в детстве навыки принятия решений, но в то же время используют совершенно новые стратегии на основании более объективной информации, иных групповых ценностей, целей, установок. На формирование самооценки, самоуважения ребенка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. Стремление к независимости нередко сопровождается проблемами во взаимоотношениях с родителями, педагогами. В условиях подросткового периода молодые люди чрезвычайно ранимы, неуверенны. Это состояние порождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания, конфликты с окружающими и в конечном итоге, сильный стресс.
Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом, возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья учащихся.
Экстремальность современного учебного процесса обусловлена продолжительностью учебного дня, обилием домашних заданий, соотношением ее сенсорных и моторных компонентов, количеством, темпами и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью учащегося, характером эмоционального фона и другими факторами.
Наименее всего в существующих ныне образовательных проектах разработаны вопросы о снятии избыточного напряжения с ребенка, об обучении его методам противодействия стрессу, в том числе и информационному, не говоря уже о выработке навыков саморегуляции.
Подростковый возраст - это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Реализация программы воздействует на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности, способствует выработке навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, раскрытию качеств, важных для эффективного межличностного взаимодействия.
Содержание обучения.
На теоретических занятиях, подросткам дается доступная в их возрастной группе информация о стрессе, о реакциях человеческого организма на стресс, о перегрузках и напряжении. С детьми проводятся практические занятия, на которых в адекватной возрасту форме, ребята обучаются приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышения концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и т. д.
В процессе занятий вырабатываются навыки саморегуляции и самоконтроля. В программе представлены актуальные на сегодняшний день темы: «Изменчивый мир», «Взлеты и падения», «Проблемы межличностного взаимодействия», «Виды и способы противостояния манипуляции», «Заповеди здоровья», «Как справиться со стрессом» и др. Используются групповые формы работы; метод неоконченных предложений, метод моделирования ситуации и т.д. (Приложение 1, Приложение 2)
Теоретические знания, полученные на занятии, закрепляются практическими упражнениями, вырабатывающими определенные навыки и умения.
Ожидаемый результат: Выработка навыков саморегуляции и самоконтроля, обучение приемам снятия напряжения, выработка позитивных поведенческих стратегий, оптимизация психологического климата в классном коллективе, профилактика девиантного поведения
Критерии эффективности:
– снижение уровня тревожности;
– изменение стратегии поведения в конфликте;
– смещение ценностных ориентаций учащихся в сторону здоровых жизненных приоритетов.
Контроль над осуществлением программы организуется в форме психологического тестирования.
Полученные результаты.
Для оценки эффективности данного курса в начале и в конце учебного года проводились психологические исследования, направленные на изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению каждого учащегося, изучение психологического климата в классных коллективах. Было обследовано три шестых класса (6а,6б,6в – 62 чел.). Использованные методики: Тест К.Томаса, адаптированный Н.В.Гришиной, метод социометрических измерений.
К. Томас определил следующие способы урегулирования конфликтов:
-
соревнование
приспособление,
жертву собственных интересов ради другого;
компромисс,
избегание,
сотрудничество,
удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Считается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, При таких формах поведения как соревнование (конкуренция), приспособление, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки. Только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
По результатам исследования эту стратегию в начале учебного года предпочли 12 учащихся, что составило 20% всех обследуемых, в конце учебного года – 21 ученик (34%). В то же время, деструктивные стратегии поведения (приспособление, избегание) избирались подростками в два раза реже (10% –5% и 23% – 13% соответственно). Также уменьшилось количество учащихся, считающих стратегию соперничества оптимальным вариантом выхода из напряженной ситуации (17% против 24% по первичным данным).
Также в изучаемых классах в процессе занятий уменьшилось количество учащихся, считающих стратегию соперничества оптимальным вариантом выхода из напряженной ситуации -17%.
Таблица 1. Динамика данных, полученных в результате исследований в течение учебного года
По результатам социометрических исследований в начале учебного года на параллели 9-х классов было выявлено 6 подростков (8%), имеющих статус «отвергаемого».
Проведенные психологические исследования показали в итоговом тестировании, что в одном из трех классов ситуация осталась неизменной, а в двух классах изменилась в лучшую сторону. Общее количество подростков, имеющих статус «аутсайдера» в коллективе уменьшилось в конце учебного года с 8% до 5%.
Таблица 3. Изменение статусного положения учащихся в группе МОУ СОШ №12
По результатам социометрических исследований в начале учебного года на параллели шестых классов было выявлено 12 подростков, имеющих статус «отвергаемого». По результатам итогового исследования в одном из трех классов ситуация осталась неизменной, в двух классах она изменилась в лучшую сторону. Таким образом, общее количество подростков, имеющих отрицательные баллы, уменьшилось с 17% до 13%
Выводы: Сегодня школа способна внести значительный вклад в формирование у учащихся культуры разумного, здорового образа жизни, умения управлять своими эмоциями, психическим состоянием, потребностями, и, конечно же, поведением. При этом очень важен пример родителей, близких, поддержка общественности, государства.
В связи с этим необходима активизация деятельности всех специалистов, осуществляющих обучение и воспитание подрастающего поколения. Ведь сегодня основной социальный заказ – создание условий для позитивно направленных самоопределений, самореализации и самоутверждения социально адаптированной в обществе личности.
Внедрение программы «Развитие коммуникативной компетенции подростков» является одним из конкретных практических шагов в этом направлении. Контрольные тестовые исследования в процессе реализации программы выявили позитивную динамику сформированности личностных и социальных качеств учащихся. Анализ результатов учебной и общественной деятельности, наблюдений педагогов, родителей позволяет сделать вывод о том, что произошло смещение ценностных ориентаций учащихся в сторону здоровых жизненных приоритетов, что свидетельствует об эффективности данной работы.
Необходимо, не только предоставить каждому молодому человеку, оканчивающему среднюю школу, реальную возможность индивидуального выбора, но и научить его выбирать.
Литература:
- Воробьев В.М. Тренинг психической адаптивности. Л., 1990
- Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Р.,2004
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Е.,1998
- Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма - М., 1993
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.,2000
- Материалы еженедельной методической газеты для педагогов-психологов «Школьный психолог».
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996
- Рапопорт Ж.Ж. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия - 1990 - №6.
- Рогов В.И. Настольная книга практического психолога. М., 2003
- Рогов В.И. Психология общения. М., 2003
- Руководство практического психолога. Под ред. Дубровиной. М.,2000