Урок по музыке "Колокольные звоны на Руси"

Разделы: Музыка


Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
  • Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
  • Колокол в обыденной жизни русского человека.
  • Колокольные звоны в произведениях композиторов.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
  • Уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Развивающие:

  • Развитие псих. процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

План урока

  1. “Колокольчик” сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава – слушание
  2. Колокольные звоны, их виды – слушание
  3. Опера “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, отрывок из 4 действия, муз. Н.А. Римского-Корсакова – слушание
  4. “Ноябрь. На тройке” П.И. Чайковского – слушание
  5. Хор “Послушай, как звуки хрустально чисты” из оперы “Волшебная флейта” В.А. Моцарта - пение и игра на колокольчиках.

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада Вас видеть. Сегодня мы вновь обратимся к теме года “О чём рассказывает музыка”.

Музыка рассказывает нам о многом. Благодаря своим возможностям она открывает нам целый мир: переносит в далёкие времена, повествует о героических событиях и битвах, показывает красоту природы. В ней звучат народные песни, былины и даже сказки. Как это происходит, мы узнаём на уроках музыки.

К нам на урок пришла наша первоклассница. Она исполнит музыкальное произведение, а вы послушайте и скажите, как можно его назвать?

Слушание песни “Колокольчик”, cл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.

Ответы детей

Необычайно красивый цветок. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

Тема нашего урока будет посвящена этому поющему цветку, она звучит так: “Колокольные звоны на Руси”.

С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

Звучат колокола

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Ответы детей

Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.

Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…

Стук в дверь.

Мастер: Здравствуйте.

Учитель: Здравствуйте, Вы кто?

Мастер: Зовусь мастером, лью колокола для России-матушки.

Учитель: Как хорошо! У нас как раз урок о колоколах и колокольных звонах.

Мастер: Куда иду – знаю, душа чувствует, где о родимых говорят. Вот и пришёл рассказать, Вам детушки, о труде нелёгком, но благородном, святом. Сам учился я долго у тятьки, у дядьки, у дедуньки и помощников его. Надо было освоить кузнечное, плотницкое, строительное ремесло, освоить свойства металлов.

Учитель: А какие материалы нужны для отливки?

Мастер: Требуется красной и зелёной меди, олова, проволочного железа, серебра, гвоздей, говяжьего и свиного сала, вара, белой глины, лычных верёвок, вожжей, весов, подъёмных и кузнечных снастей.

Учитель: Скажите, сколько помощников требуется?

Мастер: Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают.

Тихо звучит колокол…

Мастер: Буду поспешать, других детушек навещать.

Дети с учителем благодарят и прощаются.

Продолжим наш урок. Колокола льют сейчас так же как в старину, по описаниям прадедов, дедов.

Колокол словно живое существо.

Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. (Колокол испугал коня Ивана Грозного и тот велел отрубить ему уши).

Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства.

Скажите, вы знаете, какой самый большой колокол и где он находится?

Ответы детей.

Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

Как вы думаете, отчего зависит звук колокола?

Ответы детей.

Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

- Если вес тяжёлый, то какой будет звук по высоте?

Ответы детей.

- А если язык лёгкого веса?

Ответы детей.

Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука.

Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.

Красный звон – целый день на большие праздники.

Слушание колокольных звонов.

Если подобрать различные, но гармонично звучащие колокола, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. Главный - большой колокол – это солист, остальные (меньшие по размеру) – оркестр молодых. Сейчас стало традицией проводить конкурсы звонарей.

Посмотрите на картину К. Юона “Купола и ласточки. Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?

Ответы детей.

Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.

Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.

Пытаясь спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера, став невидимым. Страх охватил татар, увидевших отражение Китежа в светлых водах озера. В ужасе враг отступил назад. Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображённым.

Слушание отрывка из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.А.Римского-Корсакова.

Неужели настоящие колокола звучат в оркестре? Нет, конечно, нет. Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические брусья или трубки – инструмент довольно специфический.

Сейчас прозвучит отрывок из произведения, послушайте. Узнали вы его?

Звучит начало из произведения “Ноябрь. На тройке” из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.

Ответы детей.

Кто автор произведения? Как вы думаете, почему я вам о нём напомнила?

Ответы детей.

Вспомните и скажите, сколько частей в этом произведении и что показывает каждая часть?

Ответы детей.

Композитор передаёт раздольный напев ямщика, бег тройки лошадей под звуки весёлого колокольчика. Он передаёт ощущение радости от быстрой езды. Ямщицкие колокольчики – поддужные, подшейные, бубенцы – стали неотъемлемой частью снаряжения русской тройки - единственного существовавшего наземного транспорта в то время. Колокольчики были украшены затейливыми надписями: “Звени, утешай – ехать поспешай”, “Звону много – веселей дорога”.

Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Удивительна история из оперы “Волшебная флейта”, помните? Кто автор произведения? Какова роль волшебных колокольчиков в опере?

Ответы детей.

В.А. Моцарт. Хор “Послушай, как звуки хрустально чисты” из оперы “Волшебная флейта” Пение и игра на колокольчиках.

Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины.

Выставление оценок

Мне хочется завершить наш урок удивительным стихотворением, которое раскрывает весь смысл нашего урока.

Слышу вас, колокола,
Над землёю.
Против горя , против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать-Россия!
Вам и роща дорога,
И былинка,
И дорога на века
И тропинка,
И могучий богатырь,
И старушка,
Златоглавый монастырь
И церквушка,
Вы слышны и мудрецу,
И ребёнку.
Вы летите ко дворцу
И в избёнку
Вот, гудя, ударит бас:
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас -
Прямо в души.
Всё призывней, всё сильней,
Всё набатней,
Всё соборней для людей,
Всё понятней.
Собирает он народ
Воедино
И на подвиги зовёт
Исполина
А вослед ему звучат
Говорливо
Колокольчиков-внучат
Переливы
Позабудутся на миг
Боль да горе.
Озарится светом лик
В каждом взоре.
Раскрываются сердца.
Люди-братья.
Словно не было конца
И распятья,
Словно не было потерь
И печали -
Снова радуйся и верь,
Как в начале
И для жизни собирай
Снова силы,
И сражайся и страдай
Для России.
Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами,
То ль сомнения вас жгли,
То ли беды –
Всё равно вы с нами шли
До победы.
Никогда ваш гул и стон
Не остынет –
Потому что боль жива
В вашем сердце,
Потому что знали вы
Слёзы жизни
И страдали для любви,
Для отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией.