Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.

2. Повышать познавательную активность детей.

3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

5. Прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

Оборудование. Схема-таблица “Круговорот воды в природе”, карточки для проверки домашнего задания, таблички с основными понятиями темы.

1.Мобилизационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

- Сегодня у нас очень интересный урок окружающего мира. Мы продолжим разговор об удивительном мире природы.

2. Повторение пройденного.

- Вспомните, на какие две части делят природу?

- Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

- Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем?

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (вода)

- Сегодня с нами вместе на уроке будет капля по имени Капитошка. Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде (вопросы записаны на капельках капающих с тучки)

- Перечислите основные свойства воды.

- Есть такая пословица “Вода дырочку найдет”. Какое свойство воды выразил в этой пословице народ? Каким опытом можно доказать это свойство? Продемонстрируйте этот опыт.

- Если бы небо было красным, какого цвета было бы море?

- В каких состояниях может находиться вода в природе?

- В какое состояние переходит вода, если её охладить до 0 градусов? Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

- Что произойдет со льдом или снегом, если их нагреть до температуры выше 0 градусов? Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? Какие реки нашего города вы знаете?

- Что произойдет с водяным паром, если его охладить? Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

3. Сообщение темы урока.

Прочитайте на доске тему урока ( Круговорот воды в природе. Вода путешественница.)

- Кого называют путешественником?

- Можно ли отнести это слово к воде?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И в конце урока попробуем доказать, что вода – действительно путешественница.

Капитошка хочет нам рассказать о своих путешествиях.

Жил когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жил он не один, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

- Что произошло с водой в жаркий день?

- Какую знакомую частицу вы увидели в слове “испарение”?

- В какое состояние перешла вода при испарении?

- Вспомните, в какую погоду белье быстрее высыхает?

- Многие хозяйки вывешивают белье на улицу не только летом, но и зимой, осенью, весной. Какой вывод можно сделать? ( Испарение происходит круглый год)

- Известно, что в морях и океанах вода соленая. Как вы думаете, вода, которая испаряется с поверхности морей и океанов, тоже соленая?

Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.

- Какие виды облаков вы знаете? На какой высоте они образуются? (перистые – 10-12 км, состоят из кристалликов льда; кучевые не выше 10 км; слоистые – 1-2 км)

Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же он упадет, что нового увидит?

- В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой – снег?

Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить. Но ему очень понравилось путешествовать, и Капитошка стал ждать, когда же этот момент наступит снова.

Путешествие капли называется круговоротом воды природе. Вода вечно движется. Сначала вверх, от земли к небу, в виде водяного пара, потом вниз, с неба на землю, в виде дождя, снега, града. И потом опять вверх, и опять вниз, и так уже многие миллионы лет.

4. Практическая работа.

На специальный кронштейн ставится сосуд с водой и включается под сосудом горелка. Над сосудом закреплена тарелка со льдом. Нижняя сторона тарелки становится влажной, на ней соберутся капли воды, которые начнут падать. Как объяснить это явление? Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он опять превращается в воду. Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз. Так происходит круговорот воды.

5. Удивительные явления природы.

1) Отгадайте загадку:

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)

- Если образование воды из водяного пара происходит не на высоте нескольких километров, а около земной поверхности, то появляется туман. Туман, как и облака, состоит из мельчайших капелек воды.

- В чем сходство и в чем различие между туманом и облаками?

- Зимой на улице при дыхании образуется туман. А почему мы не наблюдаем это явление летом?

- Если в ванной комнате включить горячую воду, то можно наблюдать явление, подобное туману. Как вы думаете, почему? (работа в парах)

2)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем. (роса)

- Часто летом трава по утрам бывает влажной от росы. Роса – это вода, которая образовалась из водяных паров. Роса обычно выпадает ранним утром – это самое холодное время суток. Т.е. ночью воздух был теплый, а к утру температура воздуха понизилась – стало прохладнее. Водяной пар, который был в воздухе, тоже охладился и превратился в капли воды – росу на траве.

- Прослушайте стихотворение Бальмонта “Росинка” . Какие свойства росы описывает поэт? Как вы думаете, что его вдохновило? Чем восхищается поэт?

3) Осенним утром на траве может появиться иней. Иней- это тонкий снежный слой, образующийся из водяных паров, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Чаще всего иней бывает в ясную погоду при охлаждении воздуха ночью.

6. Это интересно.

- Капитошка для вас приготовил интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса.

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен

9 см 4 мм.

Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 метров.

- Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.

7. Итог.

- Можно ли воду назвать путешественницей?

- Благодаря чему вода путешествует?

- Как происходит круговорот воды в природе?

- Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе – это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера, моря и океаны)