Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Обучение русскому языку предоставляет большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Развивая пытливость ума, приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, закладываю основы успешной мыслительной деятельности учащихся.

Чтобы в процессе обучения получить больше информации о продвижении учеников в развитии мышления, разрабатываю и ввожу в урок свои задания повышенной трудности на сравнение и группировку на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Почему отдаю предпочтение именно этим заданиям? Во-первых, данные задания требуют от учащихся самостоятельного поиска, во-вторых, включают элементы проблемности, в-третьих, будят мысль ученика. При коллективном выполнении заданий выявляю, кто как предлагает разделить и почему. В работу вовлекаю всех, начинаю опрос с более слабых учеников, выслушиваю всех учеников, подвожу к верному решению. По ходу урока подмечаю разные уровни ответов учеников, выявляю, на каком уровне каждый ученик способен выполнить задание, замечаю продвижение в развитии мышления детей.

Как можно вызвать самостоятельное размышление ребёнка при введении нового материала путём самостоятельного поиска. Приведу фрагменты урока. Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Третье склонение имён существительных

Урок строю исходя из триединых дидактических целей:

1.Образовательная:

а) путём самостоятельного поиска подвести детей к выводу о том, что существительные женского рода, с нулевым окончанием ( и мягким знаком на конце) относятся к третьему склонению,

б) в целях развития интеллектуальных способностей и мыслительных умений, через задания повышенной трудности: на сравнение и группировку, развивать умение делить слова на 3 группы по составу, по орфограмме, по роду, по склонению .

2.Воспитательная задача: в ходе урока осуществить нравственное воспитание, обеспечить этнические нормы поведения; толерантность: учить детей слушать друг друга, вести диалог, доказывать своё мнение: в целях предупреждения профилактики утомления использовать здоровье - сберегающий фактор.

3.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничество и коллективный поиск, чтобы вовлечь в сферу учения не только эмоции, но и другие стороны личности. В ходе урока предусматривала психологический настрой. Для этого начало урока построила так, чтобы он “обрушился” на детей. Урок вела на высоком, но доступном для детей уровне трудности; а именно: были предложены задания на сравнение и группировку.

На доске дан ряд слов:

пова.ка, уло., разбе., ст.кло, похо.ка, прору.ь

скла.ка, оз.ро, гн.здо.

Учитель читает слова и задаёт вопрос:

    • Чем похожи данные слова?

(Дети отвечают, что это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос (что?) и обозначают предмет; в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)

-Даю цифру 3. Какое задание можете предложить?

(Урок идёт от детей. Дети сами предложили виды группировок: разделить слова по составу, по роду, по орфограмме)

-Поддерживаю идею…Разделите слова на 3 группы по составу.

(Дети самостоятельно делят и записывают слова в три группы).

    • Посмотрите, как разделили слова по составу наши друзья пушистики (запись на доске):

повязка          улов           гнездо

складка          разбег        стекло

походка         прорубь      озеро

  • Согласны ли вы с пушистиками? Докажите.
  • (Дети разбирают слова по составу, объясняют орфограммы, замечают ещё один вид группировки по орфограммам: парный согласный в средине слова, парный согласный на конце слова, безударные гласные, проверяемые ударением).
  • Слова каких столбиков вы бы объединили и почему?

( Опрос начинаю со слабого ученика, так как во втором столбике “лишнее” слово прорубь по роду, которое ребёнок не замечает и предлагает объединить слова 2 и 3 столбика по склонению. Таким образом, чтобы подвести детей к самостоятельному выводу, создала проблемную ситуацию, возникла коллизия.)

  • Убираем “лишнее” слово. А теперь можно разделить слова на 2 группы по склонению и почему?

( Дети группируют по склонению – слова 1 столбика - 1 склонение, слова 2 и 3 столбика относятся ко 2 склонению)

  • А теперь вернёмся к “лишнему” слову и попробуем раскрыть “секрет”, который для вас приготовили пушистики. А для этого нужно разрешить спор и доказать, кто из пушистиков прав: первый пушистик считает, что слово прорубь 1 склонения, так как женского рода. Второй пушистик доказывает, что данное слово 2 склонения, т.к. имеет нулевое окончание. Третий пушистик утверждает, что слово прорубь нельзя отнести ни к 1 склонению, ни ко второму склонению. Кто из них прав и почему?

(В ходе урока использовала принцип “слоёного пирога”, когда знания (дети знакомы с 1 и 2 склонением существительных), накладываются на незнание (не знакомы с 3 склонением существительных).Дети высказывают своё мнение, спорят и приходят к выводу, что первый пушистик не прав, так как слово прорубь хоть и женского рода, но окончание нулевое, а не а,я. Второй не прав тоже, так как слово прорубь хоть и имеет нулевое окончание, но пушистик не обратил внимание на то, что оно женского рода, а не мужского).

  • Восстановите на наборном полотне памятку, используя карточки, чтобы 1 и 2 пушистики наглядно убедились в своей ошибке.

( Работают у доски 2 человека, остальные дети с индивидуальными карточками работают в паре).

  • К какому же склонению отнесёте слово прорубь?

( В результате коллективного поиска дети вели наблюдения, группировали, сравнивали и применили знания в новой для них ситуации: заметив, что слово прорубь не относится ни к 1 склонению (т.к. имеет нулевое окончание, хотя и женского рода). Ни ко 2 склонению(хотя имеет нулевое окончание, но женского рода), сделали правильный вывод: дети предложили отнести его к 3 склонению.

  • На доске даны слова: ель, моль, дочь.
  • Можно ли слово прорубь объединить с данными словами и почему? Чем они похожи?

( Дети сравнивают слова и приходят к выводу, что можно объединить данные слова, так как они все женского рода, имеют нулевое окончание, у всех на конце мягкий знак).

  • Так какие же существительные относятся к 3 склонению? (Дети самостоятельно делают вывод).
  • Откройте учебники на странице 17, прочитайте вывод и скажите были ли вы правы.
  • Чтобы определить склонение на что же нужно обращать внимание?

Составляем алгоритм памятки:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание.
  3. По роду и окончанию определить склонение.

(Для того, чтобы выяснить, как дети усвоили новый материал, использовала обратную связь: цветной сигнал)

На доске даны слова: метель, вьюга, честь, свекровь.

  • Какое слово “лишнее” и почему? (Дети показывают цветной сигнал, а затем объясняют: “Лишними могут быть:

Цветной сигнал

зелёныйI1 1) вьюга – так как 1 склонение, остальные слова- 3 склонения

красныйI2 2) честь – состоит из 1 слога, все остальные двухсложные.

жёлтый I3 3) свекровь – существительное, одушевлённое, остальные

синий I4 слова неодушевлённые

(Через самостоятельную работу по учебнику путём организации познавательной деятельности старалась вызвать у учеников творческие усилия , вовлечь в творческую ситуацию каждого ученика. Дети на уроке слушали друг друга, высказывали своё согласие или несогласие, для этого опрос начинала со слабого ученика).

Разрабатываю и такие задания, которые помогают “обрушить” урок на детей. Данные задания имеют установку:

1) вызови удивление;

2) посей сомнение;

3) заставь ошибаться;

4) помоги раскрыть секрет.

Задание №3

На группировку, данное задание использовала при повторении, связано с личными местоимениями. Урок начала с вопроса: “ Какие три местоимения самые чистые?” (вы, мы ты)

-Даю цифру 2.Какое задание можете предложить?

Задание имеет 2 пути решения:

I вариант группировки по числам;

1) Вы мы (множественное число), 2) ты (единственное число)

II вариант группировки по лицам.

    1. ты вы (2 лицо), 2) мы(1 лицо)

Задание №4

С введением нового материала путём самостоятельного поиска. Форма работы групповая.

Тема: Окончание имён существительных женского рода во множественном числе.

На данном уроке на знание (ученики уже знакомы со склонением имён существительных женского рода во множественном числе) накладывается незнание(не знакомы со склонением имён существительных мужского рода во множественном числе). Использую известную шутку.

Формулировка задания: как правильно сказать? (на доске запись)

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

Вопрос вызвал удивление. Посеял сомнение. Чтобы столкнуть мнения учащихся, начинаю со слабого ученика. Возникает противоречие, создаётся коллизия. Кто же прав? Попробуем раскрыть секрет. Прошу поставить имена существительное в единственном числе и разделить на 2 группы.

Задание имеет одно решение:

    1. существительное женского рода (рыба),существительное мужского рода (зуб).

– Со склонением каких существительных во множественном числе вы уже знакомы? Просклоняйте слово рыбы. Что же вы не знаете для того, чтобы раскрыть секрет?

Не знают как склоняются существительное, мужского рода зубы во множественном числе)в результате наблюдения, сравнения и группировки дети подходят к самостоятельному выводу, что верного ответа не было. Правильно сказать: У рыб нет зубов. Секрет раскрыт.

Такой подход позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал, они оказываются не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Урок помогает и мне, как учителю ,определить на каком уровне каждый ученик способен выполнить задания, заметить затруднения каждого ребёнка, своевременно похвалить, оказать помощь, а также заметить продвижение в развитии мышления детей.