Цели урока:
- воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного;
- проверить умения учащихся:
- находить имена существительные среди других частей речи,
- определять род, число, склонение существительных;
- развивать логическое мышление, память, письменную речь учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учению, умение работать в группе.
1. Психологический настрой учащихся.
- Настроимся на работу. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).
2. Установка.
- Сегодня на уроке вы не только покажете свои знания, но и проверите их прочность. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Называется он урок-игра «Клуб знатоков имени существительного». Может быть, кто-нибудь сформулирует цель нашего урока?
3. Уважаемые знатоки, спонсор нашей игры магазин «Два капитана» дарит вам на память эти блокнотики, в которых вы будете выполнять задания.
Разминка.
У каждого ученика полоска с цифрами.
- Я читаю предложение. Вы должны его внимательно выслушать. Если согласны с высказыванием, то обведите номер этого сообщения кружком, если нет, то зачеркните данный номер. Будьте внимательны!
- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
- Имя существительное может обозначать только предмет.
- Имена существительные изменяются по числам и родам.
- Имена существительные, обозначающие людей, называются одушевленными. Все остальные существительные - неодушевленные.
- В предложении имена существительные, как правило, являются подлежащим или дополнением.
(1. 2. 3. 4. 5.)
- Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок.
Раунд 1.
Видеовопрос. С вами играет завуч начальной школы Зинаида Ивановна Махляева.
Внимание: вопрос!
- Здравствуйте, уважаемые знатоки! За годы учебы в начальной школе вы многое узнали об имени существительном. Покажите свои умения. Из предложенных мною слов выпишите только имена существительные, вставляя пропущенные буквы.
- Т_тради, т_традный, т_традочка.
- Уч_ник, уч_ническая.
- П_нал, п_нальчик.
- К_р_ндашный, к_р_ндашики, к_р_ндаш.
- Учит_ль, учит_льский.
- Изл_жение, изл_жил.
- Кла__, кла__ный, однокла__ники.
(Проверка, самооценка)
- На какие 2 группы можно разбить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные, в ед. ч. и во мн. ч.)
- Что общего у выписанных имен существительных? (Все они на тему «Школа»)
- Ребята, в следующем году нашей школе исполняется 80 лет. Много замечательных, интересных людей здесь работает. Некоторые из них будут играть сегодня с вами.
- А как нужно вести себя в школе?
Раунд 2.
«Черный ящик».
- Уважаемые знатоки! В черном ящике – фамилия автора этого стихотворения. Но в нем пропущены некоторые имена существительные. Вставьте пропущенные имена существительные и определите их род.
Унылая_______! Очей ______________!
Приятна мне твоя прощальная ___________-
Люблю я пышное природы________________,
В__________и в__________одетые леса.
(Проверка, самооценка)
Музыкальная пауза.
Раунд 3.
С вами играет директор школы Анатолий Никитич Коржилов. Внимание: видеовопрос!
- Уважаемые знатоки! Я верю, что вы, также как и я, очень любите нашу школу. На карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашей школе. Запишите рядом с этими словами слова-антонимы, относящиеся к другому склонению, и пусть они чаще звучат в нашей школе.
(Работа по вариантам)
Вариант 1.
- Трусость - (героизм);
- Ложь - (правда);
- Лень - (трудолюбие);
- Горе - (радость);
- Поражение - (победа).
Вариант 2.
- Скука - (веселье);
- Слабость - (сила);
- Злость - (доброта);
- Жестокость - (добродушие);
- Грубость - (ласка).
(Проверка, самооценка)
Раунд 4.
С вами играет учитель русского языка нашей школы Светлана Николаевна Кириенко.
- Уважаемые знатоки! Образуйте от слов старый, хитрый, бедный три однокоренных слова: 1-го, 2-го и 3-го склонения. Разберите эти слова по составу.
- (Старый - старушка, старик, старец, старость)
- (Хитрый - хитринка, хитрец, хитрость)
- (Бедный - беднота, бедняк, бедность)
(Проверка, самооценка)
Раунд 5.
С вами играют ученики 2 "А" класса.
- Уважаемые знатоки! Мы знаем русский язык пока немного хуже, чем вы. В написанных нами сочинениях помогите исправить речевые ошибки.
Карточка 1.
Каждое утро я пью вкусное ароматное кофе. Оно такое вкусное! Я очень его люблю.
Карточка 2.
У моей подруги новое пальто. Она очень красивая в этом пальте. К пальту пришиты пуговицы.
Карточка 3.
Мы с ребятами катались с горки на санках. Санка моего друга перевернулась. Он упал в сугроб.
Итог урока. Выбор лучшего вопроса.
Цветопись:
- «Я доволен своей работой» - красный цвет.
- «Я не совсем доволен своей работой» - желтый цвет.
- «Я недоволен своей работой» - зеленый цвет.
- Лучший знаток имени существительного будет награжден Орденом Мудрой Совы. Прошу сдать свои блокноты с вложенными в них карточками.
Домашнее задание: написать письмо будущему первокласснику, рассказать ему о школе. Подчеркнуть имена существительные.