Урок-игра по русскому языку (4-й класс) на тему "Закрепление изученного об имени существительном"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного;
  • проверить умения учащихся:
  • находить имена существительные среди других частей речи,
  • определять род, число, склонение существительных;
  • развивать логическое мышление, память, письменную речь учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учению, умение работать в группе.

1. Психологический настрой учащихся.

- Настроимся на работу. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).

2. Установка.

- Сегодня на уроке вы не только покажете свои знания, но и проверите их прочность. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Называется он урок-игра «Клуб знатоков имени существительного». Может быть, кто-нибудь сформулирует цель нашего урока?

3. Уважаемые знатоки, спонсор нашей игры магазин «Два капитана» дарит вам на память эти блокнотики, в которых вы будете выполнять задания.

Разминка.

У каждого ученика полоска с цифрами.

- Я читаю предложение. Вы должны его внимательно выслушать. Если согласны с высказыванием, то обведите номер этого сообщения кружком, если нет, то зачеркните данный номер. Будьте внимательны!

  1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  2. Имя существительное может обозначать только предмет.
  3. Имена существительные изменяются по числам и родам.
  4. Имена существительные, обозначающие людей, называются одушевленными. Все остальные существительные - неодушевленные.
  5. В предложении имена существительные, как правило, являются подлежащим или дополнением.

(1. 2. 3. 4. 5.)

- Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок.

Раунд 1.

Видеовопрос. С вами играет завуч начальной школы Зинаида Ивановна Махляева.

Внимание: вопрос!

- Здравствуйте, уважаемые знатоки! За годы учебы в начальной школе вы многое узнали об имени существительном. Покажите свои умения. Из предложенных мною слов выпишите только имена существительные, вставляя пропущенные буквы.

  1. Т_тради, т_традный, т_традочка.
  2. Уч_ник, уч_ническая.
  3. П_нал, п_нальчик.
  4. К_р_ндашный, к_р_ндашики, к_р_ндаш.
  5. Учит_ль, учит_льский.
  6. Изл_жение, изл_жил.
  7. Кла__, кла__ный, однокла__ники.

(Проверка, самооценка)

- На какие 2 группы можно разбить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные, в ед. ч. и во мн. ч.)

- Что общего у выписанных имен существительных? (Все они на тему «Школа»)

- Ребята, в следующем году нашей школе исполняется 80 лет. Много замечательных, интересных людей здесь работает. Некоторые из них будут играть сегодня с вами.

- А как нужно вести себя в школе?

Раунд 2.

«Черный ящик».

- Уважаемые знатоки! В черном ящике – фамилия автора этого стихотворения. Но в нем пропущены некоторые имена существительные. Вставьте пропущенные имена существительные и определите их род.

Унылая_______! Очей ______________!
Приятна мне твоя прощальная ___________-
Люблю я пышное природы________________,
В__________и в__________одетые леса.

(Проверка, самооценка)

Музыкальная пауза.

Раунд 3.

С вами играет директор школы Анатолий Никитич Коржилов. Внимание: видеовопрос!

- Уважаемые знатоки! Я верю, что вы, также как и я, очень любите нашу школу. На карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашей школе. Запишите рядом с этими словами слова-антонимы, относящиеся к другому склонению, и пусть они чаще звучат в нашей школе.

(Работа по вариантам)

Вариант 1.

  • Трусость - (героизм);
  • Ложь - (правда);
  • Лень - (трудолюбие);
  • Горе - (радость);
  • Поражение - (победа).

Вариант 2.

  • Скука - (веселье);
  • Слабость - (сила);
  • Злость - (доброта);
  • Жестокость - (добродушие);
  • Грубость - (ласка).

(Проверка, самооценка)

Раунд 4.

С вами играет учитель русского языка нашей школы Светлана Николаевна Кириенко.

- Уважаемые знатоки! Образуйте от слов старый, хитрый, бедный три однокоренных слова: 1-го, 2-го и 3-го склонения. Разберите эти слова по составу.

  • (Старый - старушка, старик, старец, старость)
  • (Хитрый - хитринка, хитрец, хитрость)
  • (Бедный - беднота, бедняк, бедность)

(Проверка, самооценка)

Раунд 5.

С вами играют ученики 2 "А" класса.

- Уважаемые знатоки! Мы знаем русский язык пока немного хуже, чем вы. В написанных нами сочинениях помогите исправить речевые ошибки.

Карточка 1.

Каждое утро я пью вкусное ароматное кофе. Оно такое вкусное! Я очень его люблю.

Карточка 2.

У моей подруги новое пальто. Она очень красивая в этом пальте. К пальту пришиты пуговицы.

Карточка 3.

Мы с ребятами катались с горки на санках. Санка моего друга перевернулась. Он упал в сугроб.

Итог урока. Выбор лучшего вопроса.

Цветопись:

  • «Я доволен своей работой» - красный цвет.
  • «Я не совсем доволен своей работой» - желтый цвет.
  • «Я недоволен своей работой» - зеленый цвет.

- Лучший знаток имени существительного будет награжден Орденом Мудрой Совы. Прошу сдать свои блокноты с вложенными в них карточками.

Домашнее задание: написать письмо будущему первокласснику, рассказать ему о школе. Подчеркнуть имена существительные.