Педсовет "Эффективность урока — стимул к успеху учителя и ученика"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».

Задачи:

  1. Определить критерии эффективного урока.
  2. Выяснить формы организации эффективного урока.
  3. Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.
  4. Развитие умений работать сообща.

Наглядность: комплект заданий-текстов к приёму «Зигзаг» по заданной теме.

Организация педсовета: все педагоги разделены заранее на группы (по 4 человека). Они готовили домашнее задание – искали информацию о том, как провести эффективный урок, что это такое и т.д. Приготовить примеры из собственной практики – применение какого-либо приёма, способа, метода для активной деятельности учащихся на уроке.

Ход педсовета

Вступительное слово директора:

Он объявляет тему педагогического совета, цели и задачи участников. Говорит о прошлом педсовете, его названии, решении. В работе нашего сегодняшнего педсовета принимают участие:

  • педагоги школы,
  • зам. директора по УВР района,
  • экспертная группа аппарата РОНО.

Зам. директора по УВР напомнит вам основные положения урока.

Ведущий:

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Исторически сложились на ранней стадии развития человечества два вида обучения: групповое и индивидуальное.

При индивидуальном обучении наставник обучал каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп и способности.

Групповое обучение предполагало работу наставника, учителя с группой учеников.

Группы были разновозрастными. Взрослый демонстрировал свои знания, умения, навыки, дети за счёт копирования, подражания усваивали его опыт.

В начале ХVII в. стали формироваться постоянные возрастные группы учащихся, в которых обучение регламентировалось определёнными правилами. Я.А. Коменский обосновал и ввёл классно-урочную систему. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал теорию урока на основе учения о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении.

Сегодня мы с вами попробуем достичь наших целей и задач педсовета. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Это применимо и к сегодняшнему нашему занятию: чем выше будет ваша активность - тем выше будет эффективность нашего педсовета».

Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Я думаю, что мы сегодня постараемся работать эффективно и действенно.

Стадия Вызова.

1. Вспомните ситуации, когда на вашем уроке или на уроке ваших коллег учащиеся были активны, учитель что-то придумывал или так строил урок, что урок прошёл на одном дыхании, очень интересно. Поделитесь в группе этими воспоминаниями.

2. Запишите ключевые слова в рамках темы «Эффективный урок». Каждый педагог работает самостоятельно.

3. Обсудите в группе ваши слова и оставьте в общегрупповом списке только два слова, которые на ваш взгляд, являются самыми важными, существенными.

4. Каждая группа рассказывает, какие слова считает самыми важными и почему. Ведущий записывает эти слова на доске. Таким образом, с правой стороны доски возникает список ключевых слов по теме «Эффективность урока». Благодаря этому списку мы узнаём, что известно педагогам по данной теме, какой информацией они располагают и как её оценивают.

5. С левой стороны доски ведущий записывает вопросительные слова.

Слова педагогов: Вопросы:
. что? как? почему?
. какая взаимосвязь?
. зачем? какие и т.д.

Выдаю карточку с вариантами возможных вопросов (типология вопросов Бенджамина Блума). (Приложение №1)

6. Каждый педагог, используя ключевые слова из правого столбика и вопросительные из левого, формулирует вопрос, ответ на который ему было бы интересно услышать. Вопрос должен иметь непосредственное отношение к теме педсовета. Например, «Как добиться эффективности урока?».

7. Все вопросы, заданные в индивидуальном порядке, обсуждаются в группе, и отбирается один (два), самый интересный и значимый для группы вопрос. Благодаря этому списку мы узнали, увидели, что известно педагогам по данной теме, какой информацией они располагают и как её оценивают.

Стадия Содержания.

8. Ведущий предлагает педагогам поискать ответы на свои вопросы, используя приём «Зигзаг».

В каждой группе должно быть столько человек, сколько фрагментов текста выделяется для чтения и осмысления. В нашем случае вопросов – 5, значит фрагментов текста так же будет пять. В группе у нас находится 5 педагогов. Каждый член группы получает свою карточку (под номером 1, 2, 3, 4, 5). Все участники педсовета самостоятельно прочитывают свой текст. Выписывают из него самое важное, существенное в виде ключевых слов, словосочетаний или тезисов. Продумать презентационную схему рассказа. Предполагается, что эта схема на следующем этапе работы поможет донести информацию до других членов группы. Схема может иметь вид таблицы, опорного конспекта, плана, списка ключевых слов, рисунка, графической формы и т.д.

9. Все участники педсовета собираются в экспертные группы (группа специалистов по одной и той же карточке): все участники под №1 – в одну группу, под №2 – в другую и т.д. Экспертные группы обсуждают прочитанные тексты и дорабатывают презентационные схемы (выбирают наилучший вариант этой схемы).

10. Все участники педсовета возвращаются в «рабочие» или первоначальные группы и по очереди рассказывают о том, что прочитали на карточках, используя презентационные схемы рассказа. На этом этапе ведущий забирает у всех карточки с текстами. Остаются только свои записи.

Стадия Рефлексии.

11. Группа возвращается к вопросам, записанным на доске, и обсуждает возможные ответы с учётом той информации, которая была представлена на карточках.

12. Ведущий выдаёт группам список жанров: сценарий мультфильма, сказка, памятка, статья в книгу рекордов Гиннесса, протокол допроса, просто статья, объяснительная, письмо, эссе, рассказ родителям, заметка в детский журнал, тезисы к ученической конференции, телеграмма.

Первая группа отвечает на один вопрос, вторая – на второй и т.д. Оформить свой ответ нужно в одном из жанров. На подготовку творческого отчёта – 10 минут.

13. Презентация ответов.

14. Вопросы, на которые не были найдены исчерпывающие ответы в кружок. Ведущий вместе с участниками педсовета обсуждает, где можно найти ответы на эти вопросы.

Вывод делается по окончании педсовета ведущим (в процессе работы групп, их обсуждения вопросов – ведущий поочерёдно подходит к каждой группе и интересные моменты фиксирует, записывает «умные» мысли.

Вынесение проекта решения педсовета. (Приложение №3)

Заполнение анкеты. (Приложение №4)

(Приложение №2)