Коррекция недостатков познавательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями через использование полифункцуонального оборудования

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации.

В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных с детским церебральным параличом. В среднем из 1000 новорожденных 6-9 детей страдают церебральным параличом.

Наш детский сад компенсирующего вида “Орленок” посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта разной степени выраженности.

При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорных функций, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, глубокой чувствительности.

Коррекционно-развивающую работу с детьми строим на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.

Учет сложной структуры дефекта, “зоны актуального и ближайшего развития”, половых, возрастных, психологических, индивидуально-личностных особенностей детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, соблюдение охранительного режима, побудила нас, как дефектологов, к поиску новых форм организации коррекционно-развивающего процесса, путей повышения эффективности коррекционной работы.

В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: чему отдать предпочтение? С одной стороны – двигательный дефект, а с другой – нарушение познавательной деятельности; как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью; как разнообразить монотонные режимно-учебные будни ребенка?

Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, мы пришли к выводу о необходимости интегрировать конструктивно-игровую деятельность дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в коррекционную работу по развитию и коррекции познавательной деятельности детей.

Конструирование занимает значимое место в дошкольном воспитании, оно теснейшим образом связано с игровой деятельностью и часто выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и их пространственных соотношений. В процессе таких занятий ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Дошкольное детство – это время игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли “на равных” играть с ребенком, особенно имеющим отклонения в развитии, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Для эффективной работы с детьми необходимо создавать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферы. Позволяющие связывать их, быстро “строить” надежные и устойчивые “мостики” к тем навыкам и умениям, которые должен освоить ребенок. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Помимо традиционных методик обучения, мы решили в коррекционной работе использовать наборы ЛЕГО и крупногабаритные мягкие модули. Они обладают большим диапазоном возможностей. Играя с этими элементами, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.

В педагогике, ЛЕГО-технология и крупногабаритные мягкие модули, интересны тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяют в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этими конструкторами выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы и крупногабаритные модули служат важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, а в нашем учреждении несут в себе и коррекционную направленность.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Конструктивно-игровую деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекция нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

ЛЕГО-конструирование и конструирование из мягких модулей – это виды моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С их помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. В процессе такой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Работа с ЛЕГО-элементами и крупногабаритными модулями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учат его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового либо достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца!

Для педагога – занятие с ЛЕГО-наборами и мягкими модулями – хорошо продуманное занятие, а для ребенка – творческая деятельность, работа в равной степени рук и головы.

Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, окрашены в яркие основные цвета, имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Крупногабаритные мягкие модули разнообразны по цвету, форме, объемные фигуры ростом с ребенка, сделанные из поролона и помещенные в съемные цветные чехлы.

Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. Использование этих конструкторов позволяет создавать обилие игровых ситуаций, которые способствуют занимательности игрового материала.

А когда игра перерастает в увлекательное, интересное, развивающее занятие или путешествие, которое дает возможность дошкольнику проявить свои творческие способности, она доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу ее участникам.

Используя наборы ЛЕГО и крупногабаритные модули, можно добиться более высоких, устойчивых положительных результатов в коррекции отклонений познавательной и моторной сферы ребенка. Кроме того, эта форма работы позволяет решить на одном занятии комплекс дидактических, воспитательных, коррекционных и оздоровительных задач. Такая форма работы позволяет превратить монотонные, часто повторяющие задания в игру, сказку, приключение.

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу, рассказывать о содержании выполненного и т.д.

Занятие сопровождается музыкой, способствующей развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, для нормализации физического и психического состояния ребенка. Это музыка, передающая картины природы в аудиозаписи: “Звуки леса”, “Морской прибой”; классические музыкальные произведения П.И. Чайковского “Времена года”, “Осенняя песня”, Л.В. Бетховена “Лунная соната”, Баха, Штрауса и т. д.

Нами разработана система игр-занятий во всех возрастных группах.

Они соответствуют тематическому планированию и основным направлениям коррекционной работы.

1 этап (средняя группа):

  • знакомство с ЛЕГО-наборами и мягкими крупногабаритными модулями (цвет, форма, величина).
  • классификация элементов конструктора.
  • варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения.
  • выполнение словесных инструкций.

Игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т.д.

2 этап (старшая и подготовительная группы):

  • графические задания.
  • конструктивно-игровая деятельность и развитие речи (по схемам).
  • самостоятельная конструктивно-игровая деятельность и включение ее в другие виды детской деятельности (театральная, сюжетно-ролевая игра, физкультура, математика, развитие речи и т.п.).

В старшей группе:

  • “Что спрятано?”, “Что изменилось?”, “Чудесный мешочек”, “”Дополни фигуру”, “Дотронься до…”, “Разные дома”, “”Мост”, “Машины”, “Зоопарк”, “Мебель” и т.д.

В подготовительной группе:

  • “Что лишнее?”, “Что сначала, что потом”, “Наша улица”, “Город”, “Ферма для животных”, “Мы архитекторы”, “Мебель для семьи” и т. д.

Внедрение и апробация этой технологии проводилась в течение нескольких лет. По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика познавательного развития детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Это позволяет сделать вывод, что использование полифункционального оборудования (наборов ЛЕГО, крупногабаритных мягких модулей), является эффективным способом коррекции и развития потенциальных возможностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает более продуктивную коррекционную работу по развитию познавательной деятельности, его интенсификации, всестороннему развитию ребенка в соответствии с его возможностями.