Стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
При планировании работы в новом учебном году учителя нашей школы заполняли анкету, в которой был такой вопрос: «Готовы ли вы включиться в исследовательскую деятельность и включить в такую деятельность детей?». Учителя отвечали на него с изрядной долей сомнения, ссылаясь на нехватку времени, отсутствие должных условий, специальных научных знаний. Действительно, руководство детскими исследованиями осуществляется педагогом и требует от учителя не только отличного знания предмета, но и обладания чертами ученого-исследователя, умеющего строить гипотезы, экспериментировать, собирать и отрабатывать информацию, анализировать к исследованию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим, кто ориентирован на пробуждение детской любознательности. Детям присуща жажда новизны, стремление исследовать окружающий мир. Задача учителя – опираясь на детское любопытство, сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Научить самостоятельной исследовательской практике достаточно сложно в организационно-педагогическом плане. В серии статей об одаренных детях автор А. Савенков приводит высказывание известного психолога Н.С. Лейтеса: «Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства – это искренний интерес к миру, использование любой возможности, чтобы чему-нибудь научиться».
Заниматься исследовательской работой нелегкий труд, который требует громадных творческих усилий и времени со стороны учителя и ученика. Нужен постоянный контроль за ходом исследования, результаты должны представлять интерес для общества и побуждать к дискуссиям.
В последнее время учащиеся школ стали активно заниматься НИР по биологии, химии, физике, медицине, географии, русской и якутской литературой. Но среди этих работ мало встретишь докладов по ОБЖ и физкультуре. Почему-то мы стали отставать от других дисциплин. Возможно, это кроется в незнании как организовать исследовательскую деятельность в сельской школе, где нас большинство. В этой работе я попытаюсь раскрыть пути научно-исследовательской деятельности на примере двух работ учащихся нашей школы, руководителем, которого я был сам.
Актуальность:
Курс ОБЖ сравнительно молодой в практике обучения, имеющий самостоятельное содержание и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения предметах, опирающийся на систему межпредметных знаний. В научно-исследовательских конференциях секции по ОБЖ и физической культуре отсутствуют. Необходимо обратить внимание на решение этого вопроса положительно.
Заниматься исследовательской работой нелегкий труд, который требует громадных творческих усилий и времени со стороны учителя и ученика. Нужен постоянный контроль за ходом исследования, результаты должны представлять интерес для общества и побуждать к дискуссиям.
Работа состоит из нескольких этапов.
- Выбор актуальной темы – самый сложный этап.
- Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы.
- Обработка полученной информации.
- Оформление работы.
- Защита исследовательской работы
- Более глубокий анализ работы.
В исследовательской деятельности учащиеся самым сложным является выбор актуальной темы. Анализируя исследовательскую деятельность учащихся Винокурова Захара и Яковлева Романа можно сделать выводы:
- цели исследования должны быть конкретными;
- сколько задач перед собой ставите столько же методик должно быть;
- большая часть работы должна отводиться самостоятельной практической деятельности ученика
Научная работа должна быть:
- Актуальной;
- Исследовательской;
- Иметь практическую значимость;
В работе должны быть следующие составляющие:
- Поставлены цели и задачи;
- Пути их решения;
- Результаты;
- Выводы;
Задачи научно-исследовательской работы учащихся:
- Формирование системы научных взглядов учащихся;
- Развитие интереса к исследованию мер безопасности жизнедеятельности человека в окружающей, естественной, социальной и техногенной среде;
- Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
- Пропаганда знаний об окружающем мире.
- Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
- Воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;
- Участие в проводимых рамках деятельности школы, улуса, региона, республики олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:
- знакомит с методами творческой и научной работы;
- развивает познавательный интерес, любознательность;
- развивает первичные научно-исследовательские знания и умения учащихся;
- способствует формированию научного мировоззрения;
- знакомит с методами системного анализа;
- обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной специальной литературой, периодической печатью, справочниками);
- развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий: социальных, экономических и промышленных особенностей региона;
- обучает навыкам самостоятельного применения к разработке научных методик, приборов и оборудования, проведения опытов и экспериментов;
- учит общению со сверстниками;
- дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;
- решает коммуникативную проблему – важно не только знать, но и иметь соответствующие навыки и умения, чтобы правильно преподнести эти знания;
- решает психологическую проблему: преодолевает неуверенность, стеснительность;
Результаты работ:
2005 г. Доклад «Группа крови – ключ к познанию себя». Улусная НПК «Шаг в будущее» Яковлев Роман - 8-й класс, участие. Диплом II степени на региональной Ксенофонтовской НПК.
2006 г. Доклад «Безопасность на дороге». Республиканская НПК «Шаг в будущее» Винокуров Захар - 8-й класс, участие, диплом III степени на региональной НПК «Шаг в будущее». Публикация в брошюре «Безопасность жизнедеятельности в Республике Саха (Якутия)» под редакцией Лиги женщин Якутии, Якутск, 2006.
2007 г. Доклад «Школьный травматизм в школе». Республиканская НПК «Шаг в будущее» Винокуров Арыйан 11 класс, участие, диплом I степени на региональной НПК «Шаг в будущее».
Используя научно-исследовательскую деятельность в своей работе мы, учителя физической культуры и ОБЖ, создаем эффективную систему обучения и воспитания школьников по предметам физкультура и ОБЖ, в результате:
- разрешается проблема отсутствия секции ФК и ОБЖ в НПК «Шаг в будущее»;
- повысится интерес детей к учебе, стремление к самообразованию и саморазвитию, занятию спортом;
- приобщим детей к военно-патриотической работе, любовь и уважение военной службе в Армии;
- повысится активная позиция учащихся в образовательном и воспитательном процессах;
- улучшится профориентационная работа;
И в итоге повысится рейтинг предметов физической культуры и ОБЖ. Когда повысится рейтинг и увеличится количество докладов тогда и откроются секции в НПК «Шаг в будущее».
Если мы хотим выявить и развить индивидуальные способности учащихся, надо так организовать школьную жизнь, чтобы как можно больше учащихся были привлечены к исследовательской работе. Ждать же, что способности разовьются сами, что талант сам пробьет себе дорогу – это одно и то же, что ждать погоду у моря.