Цель урока:
- Показать пути и способы различения приставок и предлогов.
- Развивать умение находить в словах приставки и образовывать новые слова.
- Воспитывать культуру письма, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
- Запишите словосочетания (под диктовку учителя):
Надкусить яблоко, посадить осинку, посмотреть на облако, уехать на троллейбусе.
- Написание каких слов надо запомнить, почему? (Это слова яблоко, осинка, облако, троллейбус. Это словарные слова, написание которых надо запомнить)
- Какие гласные вы написали в корне? (Дети комментируют)
- Ребята, какие слова называются однокоренными? (ответы детей)
- Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному слову (например, яблоко – яблочный, осина – подосиновик и др.) Прочитайте, что получилось.
- Найдите в словосочетаниях слова, которые обозначают действие предмета. Назовите первый слог в этих словах. Как называется эта часть слова? (Приставка)
III. Работа над новым материалом.
1. Формирование темы и целей урока.
- Прочитайте в учебнике название нового раздела (Части слова. Приставка)
- Какие части слова вы знаете? (ответы детей)
- Сколько значений у слова ПРИСТАВКА? (1-то, что приставлено, присоединено к чему-либо; 2-часть слова)
2. Выполнение упражнений:
а) На доске записаны слова. Подберите к этим словам такие родственные слова, которые обозначают признак и действие предмета. Выделить корень и те части, которые образовали новые слова. Например, лёд – ледяной, обледенелый, заледенелый, заледенел.
- 1 ряд соль, мороз
- 2 ряд зима свет,
- 3 ряд ночь, холод
Проверка выполненного задания.
- Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставок?
- Как пишутся приставки со словами? (приставки со словами пишутся слитно, т.к.это часть слова)
б) Ребята, как вы думаете, а для чего нужны приставки? (ответы детей)
Давайте рассмотрим на примере. Спишите, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой (текст записан на доске).
С доски надо _писать однокоренные слова. Новую тетрадь ты должен правильно _писать. Из текста следует _писать слова с безударной гласной. Плохо выполненное задание лучше _писать.
- Для чего же служит приставка? ( Приставки служат для образования новых слов)
- Как приставки пишутся со словами? (Приставки со словами пишутся слитно)
IV. Физминутка.
На доске записан текст.
Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.
Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руку плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.
(Прочитайте текст, который получился, и выполните задание по тексту)
в) Работа в группах.
К данным словам запишите противоположные по значению с тем же корнем. Выделите приставку.
Развязать - ….., раздвинуть - …., вползти - …., внести - ….., вбежать - ….., въехать - ….., выход - ….
- На что похожи приставки? (На предлоги)
- В чём разница? (Приставка – это часть слова, которая пишется слитно; предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно)
г) Работа по карточкам.
Вставьте одинаково звучащие предлоги и приставки. Между предлогом и словом вставьте подходящие по смыслу слова
…..клеить | конверт | наклеить на конверт |
…..скочить | сцены | соскочить со сцены |
…..нёс | комнату | |
…..нёс | … крылечка |
Фронтальная проверка
V. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Что нового и интересного узнали?
- Что такое приставка, какую роль она играет в слове?
- От чего нужно отличать приставку?
VI. Домашнее задание.
Выберите из словаря 7 словарных слов и образуй однокоренные слова с помощью приставок.