Урок русского языка в 3-м классе "Приставка, ее роль в слове" ("Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Показать пути и способы различения приставок и предлогов.
  2. Развивать умение находить в словах приставки и образовывать новые слова.
  3. Воспитывать культуру письма, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

- Запишите словосочетания (под диктовку учителя):

Надкусить яблоко, посадить осинку, посмотреть на облако, уехать на троллейбусе.

- Написание каких слов надо запомнить, почему? (Это слова яблоко, осинка, облако, троллейбус. Это словарные слова, написание которых надо запомнить)

- Какие гласные вы написали в корне? (Дети комментируют)

- Ребята, какие слова называются однокоренными? (ответы детей)

- Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному слову (например, яблоко – яблочный, осина – подосиновик и др.) Прочитайте, что получилось.

- Найдите в словосочетаниях слова, которые обозначают действие предмета. Назовите первый слог в этих словах. Как называется эта часть слова? (Приставка)

III. Работа над новым материалом.

1. Формирование темы и целей урока.

- Прочитайте в учебнике название нового раздела (Части слова. Приставка)

- Какие части слова вы знаете? (ответы детей)

- Сколько значений у слова ПРИСТАВКА? (1-то, что приставлено, присоединено к чему-либо; 2-часть слова)

2. Выполнение упражнений:

а) На доске записаны слова. Подберите к этим словам такие родственные слова, которые обозначают признак и действие предмета. Выделить корень и те части, которые образовали новые слова. Например, лёд – ледяной, обледенелый, заледенелый, заледенел.

  • 1 ряд соль, мороз
  • 2 ряд зима свет,
  • 3 ряд ночь, холод

Проверка выполненного задания.

- Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставок?

- Как пишутся приставки со словами? (приставки со словами пишутся слитно, т.к.это часть слова)

б) Ребята, как вы думаете, а для чего нужны приставки? (ответы детей)

Давайте рассмотрим на примере. Спишите, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой (текст записан на доске).

С доски надо _писать однокоренные слова. Новую тетрадь ты должен правильно _писать. Из текста следует _писать слова с безударной гласной. Плохо выполненное задание лучше _писать.

- Для чего же служит приставка? ( Приставки служат для образования новых слов)

- Как приставки пишутся со словами? (Приставки со словами пишутся слитно)

IV. Физминутка.

На доске записан текст.

Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.

Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руку плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.

(Прочитайте текст, который получился, и выполните задание по тексту)

в) Работа в группах.

К данным словам запишите противоположные по значению с тем же корнем. Выделите приставку.

Развязать - ….., раздвинуть - …., вползти - …., внести - ….., вбежать - ….., въехать - ….., выход - ….

- На что похожи приставки? (На предлоги)

- В чём разница? (Приставка – это часть слова, которая пишется слитно; предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно)

г) Работа по карточкам.

Вставьте одинаково звучащие предлоги и приставки. Между предлогом и словом вставьте подходящие по смыслу слова

…..клеить конверт наклеить на конверт
…..скочить сцены соскочить со сцены
…..нёс комнату  
…..нёс … крылечка  

Фронтальная проверка

V. Итог.

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Что такое приставка, какую роль она играет в слове?

- От чего нужно отличать приставку?

VI. Домашнее задание.

Выберите из словаря 7 словарных слов и образуй однокоренные слова с помощью приставок.