Система сигнализации на железнодорожном транспорте

Разделы: Технология


Цель: Углубить и закрепить знания студентов:

  1. О порядке движения поездов в зависимости от показаний светофоров для обеспечения безопасности движения.
  2. О порядке ограждения места препятствий для движения поездов и места производства работ на станциях и перегонах. По средствам разбора нестандартных ситуаций выявить, на сколько четко и правильно будут действовать студенты в сложившийся обстановке.
  3. О порядке обозначения сигналами подвижного состава и о порядке подачи звуковых сигналов и их значении.

Учебные пособия, принадлежности и материалы:

Для преподавателя:

  1. Сценарий игры
  2. Инструкция по сигнализации на ж.д.РФ (ИСИ);
  3. Правила технической эксплуатации ж.д. РФ (ПТЭ);
  4. Компьютерная программа “Сигнализация” с тестами.
  5. Эталонные ответы на карточки – вопросы.
  6. Бланки ведомости учета результатов и подсчета баллов по каждой станции;
  7. Песочные часы (4-5 шт.) или таймеры.

Для студентов:

  1. Карточки – вопросы (15 комплектов).
  2. Кроссворды.
  3. Ребусы.
  4. Сигнальные принадлежности (флажки, ручной фонарь, рожки, свистки)

Ход занятия:

1. Организационный момент:

а) объявление темы и цель занятия (преподаватель);
б) приветствие (каждая группа называет свою станцию, девиз, эмблему).

2. Условия и ход игры:

2.1 Группа разбивается на дежурных по станции (ДСП) (4-5 человек);

  • Начальника станции (ДС) (студенты выбирают одного);
  • Ревизор по безопасности движения (ДНЧ) (3 человека) - назначает преподаватель.

2.2 Ручные и звуковые сигналы:

2.3 Отгадывание ребуса на железнодорожную тематику (Приложение №2).

2.4 Ограждение мест производства работ на перегонах и станциях. Ставится конкретная задача в соответствии с вариантами (Приложение №4).

2.5 Конкурс “Пойми ДС? !!!” (Приложение №6 “А”).

ДС берет карточку со словами и пишет 5 ассоциаций на него. Отдельно от ДС - ДСП вместе на это же слово пишут ассоциацию. Учитывается количество совпадений.

2.6 Ограждение подвижного состава и порядок подачи звукового сигнала (по 2 человека от станции - работа в компьютерном классе).

2.7 Отгадывание кроссвордов (Приложение 3)

2.8 Ассоциация с ж.д. выражениями (Приложение 6).

3. Подведение итогов игры:

  • перечисляются лучшие участники;
  • анализируются допущенные ошибки;
  • по итогам игры выставляются зачетные оценки;

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Состав и функции участников игры.

Функции арбитра на игровом занятии выполняет преподаватель. Он разрешает возникающие в ходе игры спорные вопросы, контролирует выполнение поставленных задач всеми ее участниками и соблюдение правил игры.

Игра проводится численностью до 25 студентов. Разыгрываются роли начальника отделения дороги (НОД), начальников станций и дежурных по станциям (ДСП) (Приложение №8).

Роль НОД выполняет студент (отличник учебы), который вместе с преподавателем готовит необходимую в игре документацию, распределяет роли среди студентов и через ДС контролирует повторение материала ИСИ на ж.д. РФ в коллективах станций.

Лучшие знатоки ПТЭ и ИСИ назначаются на роли ДС. На этом этапе игры их функции сводятся к подготовке всех ДСП своей станции к сдаче экзамена и к организации повторения ИСИ. До начала игровой части НОД и преподаватель (арбитр) на роли ревизоров движения (ДНЧ) назначают ДС, но не своей станции. По одному из предлагаемых в приложении №7 вариантов можно произвести распределение ДНЧ по станциям.

Задачи ревизоров движения: выдавать карточки-вопросы, кроссворды, ребусы, сигнальные принадлежности, с помощью карточек регулировать очередность ответов по каждому вопросу, засекать время на их обсуждение, воспринимать и оценивать по эталонам правильность ответов, фиксировать в ведомости результаты и подсчитывать оценки в баллах

Остальные студенты группы распределяются по 4 человека на каждую станцию и выполняют роли ДСП.

Задачи ДСП в ходе игры - путем обсуждения выработки правильных ответов и изложение их согласно разыгрываемой очередности.

Документы и технические средства.

В игре используются следующие документы:

а) комплекты из 15 карточек-вопросов по темам игры;
б) тексты эталонных ответов на вопросы каждой карточки;
в) бланки ведомости учета результатов и подсчета баллов по каждой станции;
г) кроссворды, ребусы - и т.д.

Для проведения игры необходимо иметь по 4 - 5 комплектов указанных документов (на каждую станцию по одному).

В игре используются сигнальные принадлежности:

а) флажки (красные, желтые);
б) ручной фонарь;
в) рожки, свистки.

При обсуждении ответов для фиксации времени необходимо иметь 4-5 песочных часов (2мин) или таймеров.

В игре используются компьютеры для проверки знаний студентов глав № 7, № 8, № 9 ИСИ на ж.д. РФ по программе “Сигнализация” (с тестами).

Отдельные рабочие столы для коллектива каждой станции располагают в разных концах аудитории, чтобы уменьшить взаимные помехи при обсуждении вопросов играющими.

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ.

Преподаватель (арбитр) распределяет ДНЧ по станциям, вручает каждому сигнальные принадлежности и по комплекту документов, указанных в разделе “Документы и технические средства”. Указывает всем участникам, рабочие места, напоминает правила игры и дает команду о начале игры.

ДНЧ предлагает любому ДСП взять одну карточку - вопрос, ее номер записывает в ведомость (приложение № 10) и фиксирует время. ДСП в течении двух минут должны вырабатывать правильный ответ. По истечении времени один из ДСП берет карточку очередности ответа (приложение №9) у ДНЧ. Наложив ее бланк ведомости, ДНЧ определяет очередность ответов ДСП, (проставляет в ведомости цифру 1 под фамилией ДСП, отвечающего первым). Если ДСП дает точный и полный ответ (ДНЧ во время его ответа сверяет с эталонным), то цифра “1” зачеркивается в ведомости.

При не удовлетворительном ответе цифра не зачеркивается. Согласно очередности ДНЧ предлагает ответить следующему ДСП. Ответ должен формулироваться полностью, а не в виде дополнений. Обсуждение карточки-вопроса заканчивается на том ДСП, который дал правильный ответ.

Если в ведомости в строке карточки-вопроса останутся не зачеркнутыми цифры “1, 2, 3, 4” - это говорит о не знании дежурными по станции правильного ответа. Тогда ДНЧ объявляет им ответ.

Подведение итогов игры.

Оценочный показатель (Кобщ) для станции определяется по формуле:

Кобщ=(Н-У)/П, где

П (баллы) - начисляются из расчета по 5 баллов за каждую карточку-вопрос;

Н (баллы) - количество начисленных баллов:

5 - правильный ответ дает ДСП, отвечающий первым (т.е. в строке данной карточки цифра “1” зачеркнута);

4 - отвечающий вторым;

3 - отвечающий третьим;

2 - отвечающий четвертым.

Баллы за данный вопрос не начисляются, если ДСП не дает правильного ответа!

У - количество удержанных баллов (до 4 баллов за подсказки отвечающему, за нарушение дисциплины и правил игры).

Оценочный показатель для каждого студента определяется по формуле:

К'общ=(Н - У) / Н

Н - сумма баллов за все его правильные ответы (цифра очередности ответа под его фамилией зачеркнута) начисленных станции;

У -

2 балла удерживается за каждый неправильный ответ (цифра очередности ответа под его фамилией не зачеркнута);
4 балла – за каждые нарушения игровой дисциплины,

Оценка каждому ДСП и оценки знаний по изучаемой теме:

а) “отлично” - Кобщ , К'общ > 0, 91
б) “хорошо” - Кобщ , К'общ = 0,8-0,9
в) "удовлетворительно" - Кобщ , К'общ = 0,6-0,79
г) “неудовлетворительно” - Кобщ , К'общ < 0,6

Оценку студенту исполняющему роль НОД, ставит преподаватель, учитывая его вклад при изготовлении раздаточного материала, принятии им правильных решений в конфликтных ситуациях и оказании помощи и контроля при повторении ИСИ на ж.д. РФ.

Студентам, выполняющим роль ДНЧ, ставится оценка, полученная коллективом той станции, которую они возглавляли в роли ДС.

Таким образом, игровой подход в обучении предполагает:

  • создание в учебном пространстве модели реальной ситуации, в которой .должны быть представлены все существенные признаки реальности (кризиса в трудовой деятельности);
  • определение ролей (или позиций), взаимодействие которых воссоздаст в учебном пространстве различные стороны (аспекты) моделируемой кризисной ситуации;
  • создание положительного эмоционального климата, способствующего возникновению мотива, интереса к предстоящей деятельности;
  • организацию активной деятельности у студентов по освоению ролей или позиций;
  • осуществление студентами рефлексии своей деятельности;
  • неоднократное действие студентов в рамках моделируемых изменяющихся реальных ситуаций.

Литература:

  1. Пестряков В.Б., Фомин Н.Н. Методические указания по проведению практических занятий по техническим дисциплинам в игровой форме. М,: 1986г,
  2. Христенко Б.Н. Деловые игры. М.: 1990г,
  3. Стрелков М.В. “Безопасность движения” Методические указания по подготовке и проведению учебной игры, Ленинград, кафедра “Управление эксплуатационной работой”,1991.
  4. Ответы на вопросы (методическое пособие в помощь изучающим ПТЭ железных дорог и инструкций). Мл Учебно-методический кабинет по образованию на железнодорожном транспорте, 1992,
  5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации МПС, Москва 2002г.
  6. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Транспорт., Москва 2000г

Приложение 1.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.