Цель: Углубить и закрепить знания студентов:
- О порядке движения поездов в зависимости от показаний светофоров для обеспечения безопасности движения.
- О порядке ограждения места препятствий для движения поездов и места производства работ на станциях и перегонах. По средствам разбора нестандартных ситуаций выявить, на сколько четко и правильно будут действовать студенты в сложившийся обстановке.
- О порядке обозначения сигналами подвижного состава и о порядке подачи звуковых сигналов и их значении.
Учебные пособия, принадлежности и материалы:
Для преподавателя:
- Сценарий игры
- Инструкция по сигнализации на ж.д.РФ (ИСИ);
- Правила технической эксплуатации ж.д. РФ (ПТЭ);
- Компьютерная программа “Сигнализация” с тестами.
- Эталонные ответы на карточки – вопросы.
- Бланки ведомости учета результатов и подсчета баллов по каждой станции;
- Песочные часы (4-5 шт.) или таймеры.
Для студентов:
- Карточки – вопросы (15 комплектов).
- Кроссворды.
- Ребусы.
- Сигнальные принадлежности (флажки, ручной фонарь, рожки, свистки)
Ход занятия:
1. Организационный момент:
а) объявление темы и цель занятия
(преподаватель);
б) приветствие (каждая группа называет свою
станцию, девиз, эмблему).
2. Условия и ход игры:
2.1 Группа разбивается на дежурных по станции (ДСП) (4-5 человек);
- Начальника станции (ДС) (студенты выбирают одного);
- Ревизор по безопасности движения (ДНЧ) (3 человека) - назначает преподаватель.
2.2 Ручные и звуковые сигналы:
- контрольные задания преподавателя (вопросы на карточках) (Приложение №5);
2.3 Отгадывание ребуса на железнодорожную тематику (Приложение №2).
2.4 Ограждение мест производства работ на перегонах и станциях. Ставится конкретная задача в соответствии с вариантами (Приложение №4).
2.5 Конкурс “Пойми ДС? !!!” (Приложение №6 “А”).
ДС берет карточку со словами и пишет 5 ассоциаций на него. Отдельно от ДС - ДСП вместе на это же слово пишут ассоциацию. Учитывается количество совпадений.
2.6 Ограждение подвижного состава и порядок подачи звукового сигнала (по 2 человека от станции - работа в компьютерном классе).
2.7 Отгадывание кроссвордов (Приложение 3)
2.8 Ассоциация с ж.д. выражениями (Приложение 6).
3. Подведение итогов игры:
- перечисляются лучшие участники;
- анализируются допущенные ошибки;
- по итогам игры выставляются зачетные оценки;
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Состав и функции участников игры.
Функции арбитра на игровом занятии выполняет преподаватель. Он разрешает возникающие в ходе игры спорные вопросы, контролирует выполнение поставленных задач всеми ее участниками и соблюдение правил игры.
Игра проводится численностью до 25 студентов. Разыгрываются роли начальника отделения дороги (НОД), начальников станций и дежурных по станциям (ДСП) (Приложение №8).
Роль НОД выполняет студент (отличник учебы), который вместе с преподавателем готовит необходимую в игре документацию, распределяет роли среди студентов и через ДС контролирует повторение материала ИСИ на ж.д. РФ в коллективах станций.
Лучшие знатоки ПТЭ и ИСИ назначаются на роли ДС. На этом этапе игры их функции сводятся к подготовке всех ДСП своей станции к сдаче экзамена и к организации повторения ИСИ. До начала игровой части НОД и преподаватель (арбитр) на роли ревизоров движения (ДНЧ) назначают ДС, но не своей станции. По одному из предлагаемых в приложении №7 вариантов можно произвести распределение ДНЧ по станциям.
Задачи ревизоров движения: выдавать карточки-вопросы, кроссворды, ребусы, сигнальные принадлежности, с помощью карточек регулировать очередность ответов по каждому вопросу, засекать время на их обсуждение, воспринимать и оценивать по эталонам правильность ответов, фиксировать в ведомости результаты и подсчитывать оценки в баллах
Остальные студенты группы распределяются по 4 человека на каждую станцию и выполняют роли ДСП.
Задачи ДСП в ходе игры - путем обсуждения выработки правильных ответов и изложение их согласно разыгрываемой очередности.
Документы и технические средства.
В игре используются следующие документы:
а) комплекты из 15 карточек-вопросов по темам
игры;
б) тексты эталонных ответов на вопросы каждой
карточки;
в) бланки ведомости учета результатов и подсчета
баллов по каждой станции;
г) кроссворды, ребусы - и т.д.
Для проведения игры необходимо иметь по 4 - 5 комплектов указанных документов (на каждую станцию по одному).
В игре используются сигнальные принадлежности:
а) флажки (красные, желтые);
б) ручной фонарь;
в) рожки, свистки.
При обсуждении ответов для фиксации времени необходимо иметь 4-5 песочных часов (2мин) или таймеров.
В игре используются компьютеры для проверки знаний студентов глав № 7, № 8, № 9 ИСИ на ж.д. РФ по программе “Сигнализация” (с тестами).
Отдельные рабочие столы для коллектива каждой станции располагают в разных концах аудитории, чтобы уменьшить взаимные помехи при обсуждении вопросов играющими.
СЦЕНАРИЙ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ.
Преподаватель (арбитр) распределяет ДНЧ по станциям, вручает каждому сигнальные принадлежности и по комплекту документов, указанных в разделе “Документы и технические средства”. Указывает всем участникам, рабочие места, напоминает правила игры и дает команду о начале игры.
ДНЧ предлагает любому ДСП взять одну карточку - вопрос, ее номер записывает в ведомость (приложение № 10) и фиксирует время. ДСП в течении двух минут должны вырабатывать правильный ответ. По истечении времени один из ДСП берет карточку очередности ответа (приложение №9) у ДНЧ. Наложив ее бланк ведомости, ДНЧ определяет очередность ответов ДСП, (проставляет в ведомости цифру 1 под фамилией ДСП, отвечающего первым). Если ДСП дает точный и полный ответ (ДНЧ во время его ответа сверяет с эталонным), то цифра “1” зачеркивается в ведомости.
При не удовлетворительном ответе цифра не зачеркивается. Согласно очередности ДНЧ предлагает ответить следующему ДСП. Ответ должен формулироваться полностью, а не в виде дополнений. Обсуждение карточки-вопроса заканчивается на том ДСП, который дал правильный ответ.
Если в ведомости в строке карточки-вопроса останутся не зачеркнутыми цифры “1, 2, 3, 4” - это говорит о не знании дежурными по станции правильного ответа. Тогда ДНЧ объявляет им ответ.
Подведение итогов игры.
Оценочный показатель (Кобщ) для станции определяется по формуле:
Кобщ=(Н-У)/П, где
П (баллы) - начисляются из расчета по 5 баллов за каждую карточку-вопрос;
Н (баллы) - количество начисленных баллов:
5 - правильный ответ дает ДСП, отвечающий первым (т.е. в строке данной карточки цифра “1” зачеркнута);
4 - отвечающий вторым;
3 - отвечающий третьим;
2 - отвечающий четвертым.
Баллы за данный вопрос не начисляются, если ДСП не дает правильного ответа!
У - количество удержанных баллов (до 4 баллов за подсказки отвечающему, за нарушение дисциплины и правил игры).
Оценочный показатель для каждого студента определяется по формуле:
К'общ=(Н - У) / Н
Н - сумма баллов за все его правильные ответы (цифра очередности ответа под его фамилией зачеркнута) начисленных станции;
У -
2 балла удерживается за каждый неправильный
ответ (цифра очередности ответа под его фамилией
не зачеркнута);
4 балла – за каждые нарушения игровой дисциплины,
Оценка каждому ДСП и оценки знаний по изучаемой теме:
а) “отлично” - Кобщ , К'общ
> 0, 91
б) “хорошо” - Кобщ , К'общ =
0,8-0,9
в) "удовлетворительно" - Кобщ , К'общ
= 0,6-0,79
г) “неудовлетворительно” - Кобщ , К'общ
< 0,6
Оценку студенту исполняющему роль НОД, ставит преподаватель, учитывая его вклад при изготовлении раздаточного материала, принятии им правильных решений в конфликтных ситуациях и оказании помощи и контроля при повторении ИСИ на ж.д. РФ.
Студентам, выполняющим роль ДНЧ, ставится оценка, полученная коллективом той станции, которую они возглавляли в роли ДС.
Таким образом, игровой подход в обучении предполагает:
- создание в учебном пространстве модели реальной ситуации, в которой .должны быть представлены все существенные признаки реальности (кризиса в трудовой деятельности);
- определение ролей (или позиций), взаимодействие которых воссоздаст в учебном пространстве различные стороны (аспекты) моделируемой кризисной ситуации;
- создание положительного эмоционального климата, способствующего возникновению мотива, интереса к предстоящей деятельности;
- организацию активной деятельности у студентов по освоению ролей или позиций;
- осуществление студентами рефлексии своей деятельности;
- неоднократное действие студентов в рамках моделируемых изменяющихся реальных ситуаций.
Литература:
- Пестряков В.Б., Фомин Н.Н. Методические указания по проведению практических занятий по техническим дисциплинам в игровой форме. М,: 1986г,
- Христенко Б.Н. Деловые игры. М.: 1990г,
- Стрелков М.В. “Безопасность движения” Методические указания по подготовке и проведению учебной игры, Ленинград, кафедра “Управление эксплуатационной работой”,1991.
- Ответы на вопросы (методическое пособие в помощь изучающим ПТЭ железных дорог и инструкций). Мл Учебно-методический кабинет по образованию на железнодорожном транспорте, 1992,
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации МПС, Москва 2002г.
- Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Транспорт., Москва 2000г