Цель:
- Формирование представления о степени.
Задачи:
- Формировать умение применять понятие степени в приведении одночлена к стандартному виду.
- Формировать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
- Развивать коммуникативные навыки сотрудничества.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока
1. Психологический настрой на деятельность: сообщается ученикам цель урока, вид урока и чему они должны научиться.
2. Объяснение нового материала.
(получение новой информации)
- Для знакомства с новой информацией используется метод-наблюдение.
Класс разбивается на три группы. Для всех групп ставится задача:
а) изучить новый материал;
б) составить план ответа;
в) составить вопросы к новому материалу;
г) приготовить проект изученного всей группой.
Группа 1: понятие степени, свойств степени.
Группа 2: функции у=х2, у=х3, их свойства и графики;
Группа 3: одночлен и его стандартный вид.
После работы групп на доске появляется общий опорный конспект нового материала, который оформляют представители от групп.
Примерная схема опорного конспекта
Ожидаемый ответ группы:
- Старший в группе №1 дает определение степени, объясняя, что такое «степень» на переменных и числах. Обращает внимание класса, как правильно читается и записывается новое понятие. Второй учащийся вводит понятие «возведение в степень», формулирует свойства возведения в степень положительного, отрицательного чисел, нуля, возведения любого числа в четную и нечетную степень. Приводит примеры, показывает, как найти значение степени с помощью калькулятора. Третий ученик выводит правило умножения, деления степеней с одинаковым основанием и возведение степени в степень. Четвертый участник группы (желательно сильный ученик) выводит правило возведения произведения в степень.
- Старший в группе №2 объясняет, что из себя представляют зависимости, выраженные функциями у=х, у=х3, как составить таблицу соответственных значений х и у. Второй учащийся строит график функции у=х2, а третий - у=х3.четвертый участник по построенному графику выясняет некоторые свойства этих функций.
- В группе №3 первый участник вводит определение одночлена, его стандартного вида, коэффициента одночлена. Второй ученик объясняет правило умножения одночленов, приводит пример. Третий участник показывает, как возвести одночлен в степень, обращая внимание учеников на использование знаний, полученных выше.
3. Закрепление нового материала.
Учащимся выдаются тесты, которые каждый делает сначала сам, а затем ответы обсуждаются в группе и один представитель от группы предлагает свои результаты перед классом. Предлагаю один из вариантов теста (у каждой группы он свой):
Вариант 1.
1. Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение--------------------------------------------------
множителей, каждый из которых равен ----------------------- : аn=------------------ .
2. 43 =---------------------------=---------, здесь 4- ----------------степени, 3- ----------степени, 64- ----------------степени 43.
3. Вычисление значения степени называют действием-----------------------------.
4. при умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней---------------------------- .
5. аm: an=-----------,(m>n, ao).
6. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней------------------ .
7. (ab)n= ---------------------- .
8. При возведении дроби в степень следует в эту степень -------------------------.
9. Произведение числовых и буквенных множителей называют----------------------------------------------------- .
10. Коэффициент одночлена (-a3b2) равен---------------------- .
11. Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами, называют---------------------------------------------- .
4. Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.
Всем учащимся выдаются перфокарты с заданиями (задания составляются с учетом возможных ошибок).
«5»
1. | ()4 | |||
2. | -2 х (-3)4 | -162 | 24 | 162 |
3. | (2ху2)3 . (-2х2у)2 | -32х7у8 | -4х12у12 | 32х7у8 |
4. | -ху(2х-5у) | -2х2у-5ху2 | -2х2у-5у | -2х2у+5ху2 |
5. | -7 х(-2)3 | -56 | 42 | 56 |
«4»
(-у)3у4 | У12 | У7 | У1 |
Х5:х2 | Х3 | Х10 | Х7 |
3х2 · 7х | 21х2 | Х3 | 21х3 |
4ав3 · 6а4в2 | 10а4в6 | 24а5в5 | 24а3в |
«3»
2·2·2·2 | 2 | 8 | 24 |
а2 а3а3 | а8 | а18 | а9 |
х2у2а3ух2 | ( ху)7а3 | Х4у3а3 | У2х2а3 |
Правильный ответ ученик зачеркивает крестиком.
5. Подведение итогов.
Учитель обращает внимание учеников на выявленные в ходе контроля типичные затруднения по теме. Отвечает на вопросы, комментирует содержание фрагментов урока.
Работая по технологии индивидуально ориентированной системы обучения, рекомендую на первом уроке познакомить с тематическим планированием по данной теме (прил.1), обеспечив каждого ученика, а так же выдать листы учета знаний (прил.2) и индивидуально ориентированные учебные планы (прил.3).
6. Домашнее задание. Учебник п.16-21, конспект, приготовить вопросы для следующего урока (экспресс-опрос)