Открытое учебное занятие в 7-м классе по теме "Степень"

Разделы: Математика


Цель:

  • Формирование представления о степени.

Задачи:

  • Формировать умение применять понятие степени в приведении одночлена к стандартному виду.
  • Формировать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
  • Развивать коммуникативные навыки сотрудничества.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

 Ход урока

1. Психологический настрой на деятельность: сообщается ученикам цель урока, вид урока и чему они должны научиться.

2. Объяснение нового материала.

(получение новой информации)

  • Для знакомства с новой информацией используется метод-наблюдение.

Класс разбивается на три группы. Для всех групп ставится задача:

а) изучить новый материал;
б) составить план ответа;
в) составить вопросы к новому материалу;
г) приготовить проект изученного всей группой.

Группа 1: понятие степени, свойств степени.

Группа 2: функции у=х2, у=х3, их свойства и графики;

Группа 3: одночлен и его стандартный вид.

После работы групп на доске появляется общий опорный конспект нового материала, который оформляют представители от групп.

Примерная схема опорного конспекта

Ожидаемый ответ группы:

  • Старший в группе №1 дает определение степени, объясняя, что такое «степень» на переменных и числах. Обращает внимание класса, как правильно читается и записывается новое понятие. Второй учащийся вводит понятие «возведение в степень», формулирует свойства возведения в степень положительного, отрицательного чисел, нуля, возведения любого числа в четную и нечетную степень. Приводит примеры, показывает, как найти значение степени с помощью калькулятора. Третий ученик выводит правило умножения, деления степеней с одинаковым основанием и возведение степени в степень. Четвертый участник группы (желательно сильный ученик) выводит правило возведения произведения в степень.
  • Старший в группе №2 объясняет, что из себя представляют зависимости, выраженные функциями у=х, у=х3, как составить таблицу соответственных значений х и у. Второй учащийся строит график функции у=х2, а третий - у=х3.четвертый участник по построенному графику выясняет некоторые свойства этих функций.
  • В группе №3 первый участник вводит определение одночлена, его стандартного вида, коэффициента одночлена. Второй ученик объясняет правило умножения одночленов, приводит пример. Третий участник показывает, как возвести одночлен в степень, обращая внимание учеников на использование знаний, полученных выше.

3. Закрепление нового материала.

Учащимся выдаются тесты, которые каждый делает сначала сам, а затем ответы обсуждаются в группе и один представитель от группы предлагает свои результаты перед классом. Предлагаю один из вариантов теста (у каждой группы он свой):

Вариант 1.

1. Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение--------------------------------------------------

множителей, каждый из которых равен ----------------------- : аn=------------------ .

2. 43 =---------------------------=---------, здесь 4- ----------------степени, 3- ----------степени, 64- ----------------степени 43.

3. Вычисление значения степени называют действием-----------------------------.

4. при умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней---------------------------- .

5. аm: an=-----------,(m>n, ao).

6. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней------------------ .

7. (ab)n= ---------------------- .

8. При возведении дроби в степень следует в эту степень -------------------------.

9. Произведение числовых и буквенных множителей называют----------------------------------------------------- .

10. Коэффициент одночлена (-a3b2) равен---------------------- .

11. Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами, называют---------------------------------------------- .

4. Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.

Всем учащимся выдаются перфокарты с заданиями (задания составляются с учетом возможных ошибок).

«5»

1. ()4
2. -2 х (-3)4 -162 24 162
3. (2ху2)3 . (-2х2у)2 -32х7у8 -4х12у12 32х7у8
4. -ху(2х-5у) -2х2у-5ху2 -2х2у-5у -2х2у+5ху2
5. -7 х(-2)3 -56 42 56

«4»

(-у)3у4 У12 У7 У1
Х52 Х3 Х10 Х7
2 · 7х 21х2 Х3 21х3
4ав3 · 6а4в2 10а4в6 24а5в5 24а3в

«3»

2·2·2·2 2 8 24
а2 а3а3 а8 а18 а9
х2у2а3ух2 ( ху)7а3 Х4у3а3 У2х2а3

Правильный ответ ученик зачеркивает крестиком.

5. Подведение итогов.

Учитель обращает внимание учеников на выявленные в ходе контроля типичные затруднения по теме. Отвечает на вопросы, комментирует содержание фрагментов урока.

Работая по технологии индивидуально ориентированной системы обучения, рекомендую на первом уроке познакомить с тематическим планированием по данной теме (прил.1), обеспечив каждого ученика, а так же выдать листы учета знаний (прил.2) и индивидуально ориентированные учебные планы (прил.3).

6. Домашнее задание. Учебник п.16-21, конспект, приготовить вопросы для следующего урока (экспресс-опрос)