Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п. Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов. Поэтому и структуру личности надо рассматривать не в общем, а в генезисе и развитии применительно к конкретно сложившимся условиям жизни и воспитания.

Все вышесказанное в полной мере относится к личности нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, в той же мере относится и к личности умственно отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается в том, что биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом “олигофрения в степени дебильности”, не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность умственно отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.

Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми.

Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев. (В. Сухомлинскии).

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Коррекционно-развивающее влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:

  • неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы над схемой;
  • учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их над рукодельным изделием; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;
  • побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
  • словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) бисеро-изделия;
  • формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
  • организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).

Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:

  • активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
  • соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов; во время тематического бисероплетения детям надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);
  • активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
  • позволяют формировать и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы с бисером, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);
  • предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
  • способствуют всестороннему развитию;
  • имеют практическое и общественное значение;
  • доставляют радость и чувство удовлетворения;
  • могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.

Основополагающая задача ручной деятельности (бисероплетения ) состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сензитивное восприятие ( чувственное восприятие предмета рукоделия ) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят- единомышленников.

Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по бисероплетению может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности трудовой деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на “зону ближайшего развития”.

Следует обеспечить оптимальное соотношение (распределение часов) между различными видами работы с бисером. На первоначальном этапе целесообразно уделять наибольшее внимание плетению. По способу выполнения можно разделить на такие группы:

- низание в одну нить, или одной иглой;

- низание в две нити, или двумя иглами;

- низание изделий на проволочной основе;

- плетение;

- изготовление объемных изделий;

- вышивание бисером и стеклярусом

Этот вид работы с бисером дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом.

Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для младших школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания.

Задачи

Образовательные: Ознакомление детей с народным декоративным искусством казанских татар (вышивка “плетением”, аппликацией). Формировать представления о вышивки бисером, учитывая традиции татарского народа, их использование в бытовых обрядах.

Раскрыть специфику узорного украшения различных изделий: украшений, одежды, головных уборов. Обогатить знания детей об использовании растительных мотивов и рисунков в традиционных народных изделиях.

Развивать познавательные способности учащихся в процессе работы с учебными материалами, литературой, образцами и технологическими картами.

Познакомить с их наименованиями, техникой орнаментирования и цветовых сочетаний.

познакомить с основными приемами плетения; научить плести основу изделия и пользоваться технологической картой; расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; познакомить со схемой изготовления изделий; научить читать условные знаки (схемы) и работать по нем самостоятельно, познакомить с наименованиями, характером цветовых сочетаний украшений, расположения элементов орнамента (цветка, листьев, стебля).

Коррекционно-развивающие: Учить разработать последовательность изготовления изделий по мере постепенного усложнения методов и приемов их изготовления.

Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую маторику рук, сенсоматорику.

На практических занятиях формировать навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения и художественно – содержательного анализа изделий.

Воспитательные: Осуществлять работу по интернациональному воспитанию, способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре.

Умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать художественную культуру в процессе, творческого труда при изготовлении полезных вещей.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ с учетом психомоторного развития учащихся мл классов.

Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать: главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.

В этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы.

Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма.

В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры.

Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера.

Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.

Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки.

Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.

Следует поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия. Например, при изучении изготовления цепочки “в крестик” на раздаточных таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов.

Учащиеся сами выбирают понравившийся им вариант и самостоятельно подбирают необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и стеклярус и т. п.).

Стремление к самостоятельности и независимости в этом возрасте тесно связано с появлением способности выполнять сложные системы действий. Это значит, что в интересном для них труде дети способны выполнять действия достаточной сложности. При этом у них зарождается элемент творчества. Это следует всячески поддерживать и помогать проявлять детям свои скрытые творческие возможности.

У детей этого возраста еще слабо развито пространственное воображение.

Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками: кружочки — бусины и бисерины, прямоугольники — стеклярус, линия — нитка, леска, проволока, стрелка — направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке или внутри бусинки.

Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.

Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, “что” и “как” надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и воспитателя как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе.

Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи на уроках труда при работе с бисером может идти через помощь соседу в выборе материала по цвету, обмен или деление материала для работы, показ способа действия. Кстати, часто дети лучше понимают объяснения или просто показ действий сверстниками.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в бисероплетении.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия;

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Что такое бисероплетение,
  • Термины: плетение, вышивание бисером названия материалов (бисер, бусины, стеклярус, пайетки, блестки).
  • Крепежные материалы (нитки – синтетические, №50 капроновые армированные, тонкая леска, для объемных работ – тонкие медные проволоки,
  • Правила пользования иглой и ножницами, правила техники безопасности при работе и иглой и ножницами.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • пользоваться иглами, проволокой и леской, ножницами. Пользоваться основными способами выполнения: (низания в одну нить, низание в две нити, низание изделий на проволочной основе, плетение, изготовление объемных изделий, вышивание бисером и стеклярусом);
  • пользоваться технологической картой;
  • делать украшения (цепочки, броши, браслеты), украшения для помещений, объемные изделия; анализировать образец, анализировать свою работу;
  • составлять композиции из готовых поделок.

ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ

  • бисероплетения;
  • низания бисера;
  • изготовления объемных изделий из бисера и стекляруса;
  • вышивание бисером и стеклярусом.

Необходимо подчеркнуть ведущую роль воспитателя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы на занятиях по бисероплетению. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности школьников.

Занятия приобретают действенный характер, если воспитатель ясно представляет себе особые задачи специальной школы, хорошо знает методику и специфику работы с умственно отсталыми детьми.

Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах

Воспитатель вправе сократить или увеличить количество учебного , времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объем учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

На каждом этапе занятия учитель должен видеть индивидуальные возможности ученика при восприятии и осмыслении им того или иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений на протяжении занятия, происходящих у школьника, учитель своевременно выявит слабые его стороны и в нужный момент поможет ему справиться с заданием.

Наблюдая за выполнением тех или иных учебных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные и отрицательные личностные особенности каждого ученика. Учитель опирается на сохранные стороны личности школьника.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могут принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма и в конце концов эти ученики могут совсем отказаться от работы. Учителю следует учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.

Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений. Старательному ученику, испытывающему трудности в обучении, целесообразно похвалить “ты старался, но сегодня не все получилось В следующии раз обьязательно получится.” и дополнять словами “Молодец!”, “Старательный!”

Правильная оценка возможностей работы с бисером дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за ручной деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.

Усвоенные во время занятии знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на занятиях по другим предметам. Работа с бисером полезна для выроботки у детей уверенности в себе, внимания, для развития мелкой моторики. Иначе говоря, бисероплетение может выступать в качестве метода обучения. На разных уроках детям целесообразно предлагать разнообразные техники выполнения.

Необходимо в максимальной степени использовать бисерное рукоделие для развития познавательных интересов. Важно, чтобы занятия по работе с бисером служили одним из существенных элементов коррекционно-развиваюшего обучения.

Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать трудовую деятельность в соответствии с особыми задачами специальных учреждений.

Литература :

1.И. А Грошенков – Изобразительная деятельность в специальной ( коррекционной ) школе 8 вида. –М., Издательский центр “ Академия ”, 2002.

2. “ Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.” Дефектология №3 -1996.