Семинар-практикум "Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий"

Разделы: Школьная психологическая служба


Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.

Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.

Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.

В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [2].

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [1].

В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий.

Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями, окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости.

В условиях МГГИПК и ПКО слушатели знакомятся с личностно-ориентированными технологиями, которые отрабатывают на практических занятиях.

Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования.

Задачи:

  • формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;

  • повышать уровень эмоциональной культуры педагога;

  • оперативно восстанавливать свою работоспособность.

Оборудование: музыкальная программа для релаксации, магнитная запись фрагмента сеанса AT.

Ключевые понятия: произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация.

Тематический план

№ темы

Название темы

К-во часов

(практ.)

Тема 1

Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий

4

Содержание программы

1. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

Работа в микро группах.

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями

  • Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?

  • Зачем педагогу умение владеть собой?

  • Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?

  • Как боретесь с негативными эмоциями?

2. Ознакомление будущих педагогов с техниками регуляции своего самочувствия.

  • дыхательные техники: с успокаивающим эффектом, с тонизирующим эффектом [Приложение 1.].

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т.д.

Упражнения на дыхание можно выполнять в любом положении. Но одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно свободно, без напряжения, полностью растягивая мышцы грудной клетки и живота [4].

  • релаксационные техники: «Мышечная энергия», «Напряжение – расслабление», «Огонь-лед», «Зажимы по кругу», «Дождь» [Приложение 2.].

Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по настоящему почувствовать расслабление [5].

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.

  • медитативные техники: «Концентрация на счете», «Концентрация на нейтральном предмете», «Сосредоточение на эмоциях и настроении» [Приложение 3.].

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

  • аутогенные техники: «Маска» релаксации, «Поза» релаксации, полный физический покой, полный психический покой [Приложение 4.].

Для снятия эмоционального напряжения необходимо применять методику аутогенной тренировки (аутотренинг).

Методика аутогенной тренировки разработана немецким психотерапевтом И. Г. Шультцем в начале XX века. Главная заслуга автора — аутогенная тренировка — органичное соединение ранее не взаимосвязанных приемов взаимодействия в систему, обеспечивающую целенаправленное, самостоятельное, углубленное влияние, прежде всего на эмоциональную сферу и работоспособность.

Использование аутогенной тренировки педагогом значительно повышает эмоциональный тонус и продуктивность деятельности. Аутотренинг как средство регуляции психических состояний имеет своей целью оперативное повышение психической работоспособности педагога, т.е. способности более адекватного воспринимать и анализировать информацию, принимать соответствующие решения, своевременно корректировать свои действий, достигать поставленных целей и т.д.

Текст аутотренинга включает формулы, направленные, как правило, на регуляцию основных "функциональных областей", с целью вызвать успокоение, ощущение тяжести и тепла в конечностях и во всем теле. Особое значение при этом имеет принятие максимально удобной позы, отсутствие стесняющих элементов одежды. Аутотренинг может сопровождаться музыкой, являющейся весьма эффективным регулятором эмоционального настроя [1].

Успех аутотренинга зависит во многом от создания психологической установки педагога на то, что его использование позволит регулировать свое психическое состояние, снимет избыточное напряжение, восстановит работоспособность.

  • массаж: кисти рук, стоп, волосистой части головы, ушных раковин, лица, спины.

Массаж традиционно включается в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаются с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек (БАТ) - зоны кистей, стоп, головы, лица и отдельно выделенная зона ушной раковины.

3. Составление программы самовнушения (для оптимизации настроения, для отдыха, для самонастройки на предстоящий экзамен, для настройки на профессиональный стиль поведения)

Следует руководствоваться следующими правилами: текст должен быть четкий и лаконичный; текст не должен содержать отрицательной части «не»; обязательно соблюдение последовательности текста: «хочу — могу — буду — есть».

(Я хочу быть спокойным и уверенным, я могу быть спокойным и уверенным, я буду спокойным и уверенным, я спокоен и уверен!)

Литература:

  1. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М., 1992.

  2. Ежова Н.Н. - Рабочая книга практического психолога. - Изд. 3 - е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

  3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.

  4. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. – М., 2005.

  5. Семенова Е.М. - Тренинги эмоциональной устойчивости: Учебное пособие. - 2 - е изд. - М.:Изд - во Института психотерапии, 2005.

  6. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. /Под ред. В. Баскакова. - М., 2005.