Конспекты занятий по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников младшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группы « Мышки – норушки» по блоку «Я и мои друзья»

Цель:

  1. Помочь детям освоить умения отвечать на вопросы. Закрепить названия основных цветов, формы предмета.
  2. Развивать танцевально-игровое творчество. Вызвать у детей желание сопереживать, готовность оказать помощь.

Предварительная работа.

Пальчиковые игры, игры на различение цвета и формы.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребятки, хотите поиграть в кошки – мышки? Вы маленькие мышки. Спрячьтесь в теремке. Я буду спрашивать, кто живет в теремке, а вы мне отвечайте.

- Стоит в поле теремок, теремок. Слышен чей-то голосок, голосок?

Дети:

- Мяу, мяу, мяу.

Воспитатель:

- Живут в теремочке кошечки. А где же мои крошечки? Сони, Насти, Саши, милые ребятки наши? Гости дорогие, вы не видели моих милых детушек?

Подойду еще раз к теремку, да погромче спрошу. Кто живет в теремке?

Дети:

- Пи, пи, пи.

Воспитатель:

- Тихо, тихо надо ждать. может, запищат опять? Нет не слышно, не пищат, только все шуршат, шуршат «шу-шу-шу». Кто вы?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Выходите мышки – норушки, мышки-шалунишки поиграть. Эта ручка – мышка, эта ручка- кошка,- дети поглаживают поочередно правую и левую руку.

- В кошки – мышки поиграть можем мы немножко, – дети показывают ушки.

- Мышка лапками скребет, мышка корочку грызет, кошка это слышит и крадется к мыши, - дети имитируют движения

Диалог воспитателя и детей.

- Ну-ка мышки отвечайте, кто нитку прядет?

- Кто, кто, кот.

- А кто куртку шьет?

- Кто, кто, кот.

- А кто из кладовки сметану крадет?

- Молчит кот, только облизывает рот.

- Ах, какой проказник кот, наверное, побывал уже в моей кладовке. Посмотрите, какой беспорядок устроил. Помогите мне все расставить по местам. Скажите, что есть в моей кладовке. Это что?

- Ведро.

- Большое или маленькое? Ведро большое, а ведерко…? Какого цвета ведерко? Что есть у ведерка?

- Ручка, донышко.

- Зачем нужна ручка у ведерка? - предлагает ребенку подержать ведро за ручку. Показывает на большое ведро

- У большого ведра тоже есть дно и ручка. Что в ведре? Сколько шаров? Этот шарик большой или маленький? А этот? Какого цвета шарик? Шарик круглый, он катится. Посмотрите, как я его катаю. Он круглый как мячик, поэтому и катится. Воспитатель предлагает детям покатать шары, закрепляет форму.

- Помогите мне разобрать шары, синие к синим, зеленые к зеленым, - дети раскладывают шары по цвету на подносы.

- А теперь шары нужно разложить таким образом: красные шары в красное ведерко, синие - в синее, желтые - в желтое, зеленые в зеленое ведерко. Ну-ка мышки за работу, я смотреть за вами буду.

Вопросы к детям:

- Что это у тебя? Какой формы шар? Какого цвета шар? Куда вы кладете шары? Какого цвета ведро?

Музыкальный руководитель надевает шапочку кошки:

- Осторожно, словно мышка от дивана до окошка на носочках я пройдусь, к мышкам тихо подкрадусь.

Воспитатель:

- Вот кошка идет. Притаилась, мышку ждет. Есть в кладовке норки, для мышаток ловких.

Показывает образец рисунка: Посмотрите, это кто?

Дети: Мышка.

- А это что?

Дети: Норка.

- Какая норка, большая или маленькая?

Дети: Норка маленькая, круглая.

- Давайте спрячем мышек от кошки. Чтобы кошка мышек не увидела, надо норки заштриховать. Норка станет темной и кошка не найдет ни одного мышонка. Посмотрите, как я буду штриховать, в одном направлении, последовательно, наносим штрихи близко, близко. Можно так, а можно и по-другому. Вот так, как будто клубочек наматываем. Садитесь за столы и приступайте к работе. Вам понадобятся мелки для работы.

Музыкальный руководитель в шапочке кошки ходит между столами:

- Мяу, мяу, где мышки? Куда они спрятались? Маленькие мышки все спрятались, а я вижу больших мышек. Какие хорошенькие, какие пригоженькие. Мяу, мяу, я с вами поиграю. Возьмите мои красивые колокольчики.

Воспитатель: Спасибо тебе кисонька. Что это? Что есть у колокольчика?

Дети: Бантики.

- Что делают колокольчики?

Дети: Звенят.

- Хотите поиграть с кошечкой и колокольчиками? Возьмите по одному колокольчику, Какого цвета бантик на твоем колокольчике? Теперь слушайте внимательно. Пока кошка спит, можно мышкам побегать. Как только кошка проснется, убегайте в свои домики. Мышка кошку обойдет и свой домик найдет.

Воспитатель дает детям установку: У тебя красный бантик, ты побежишь в красный домик… (силуэты домиков 4 цветов заранее прикреплены).

- Теперь поменяйтесь колокольчиками, поиграем с кошкой еще раз. В процессе игры воспитатель уточняет у детей название цветов.

- Какого цвета бантик у колокольчика? Ты побежишь в домик какого цвета?

Мышки кошку обошли и свой домик правильно нашли.

Музыкальный руководитель спрашивает у ребенка:

- Мышоночек, мышоночек, от чего у тебя нос грязный?

Ребенок: Землю копал.

- Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя кошечка прятался.

- Мышки, мышки, а я вас постерегу.

- А у нас в норке спаленки.

- Кушать захотите, вылезете.

- А у нас в норках есть кладовочки.

- Кладовочки? Как хорошо мур-мур. С такими мышатами я хочу дружить.

Воспитатель: Кошечка, с тобой хотят дружить и мышки, и гости. Вместе мы отправимся в веселое путешествие.

Дети и взрослые поют песенку с музыкальным руководителем.

Пешком шагали мышки.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки
А в деревушке Ложки у них устали ножки

Обратно в Пешки мышки приехали па кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути - отчего не подвезти
В.Приходько

Конспект совместной деятельности с детьми младшего возраста по блоку « Дом, в котором мы живем и развиваемся»: «Кузенька, дружочек»

Цель:

  1. Способствовать накоплению опыта общения.
  2. Побуждать проявлять знаки внимания и расположения.
  3. Закрепить полученные навыки в различных видах деятельности.

Материал: силуэтное изображение домовенка Кузи, кукла Кузя, разноцветные полоски ткани.

Ход занятия

Воспитатель: Милые детишки, не хотите ли посмотреть какие у меня книжки? (Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации, среди страниц находят силуэтное изображение домовенка Кузи.) Читает: «Я домовенок Кузя. Ищу себе друзей. До скорого свидания!».

Стук в дверь, воспитатель вносит куклу домовенка.

- Кузя, Кузенька дружок, заглянул к нам на часок.

Познакомься, Кузенька, вот Аленка – душенька.
Саша - птенчик, Митенька – бубенчик.
Колокольчик – Темочка, Оля – наша козочка.

Кузя: Какие красивые названия: колокольчик, птенчик. А можно я придумаю красивое имя?

- Конечно можно, ты ведь наш гость

Кузя: Андрюшка – кукушка, Настюшка – ватрушка.

Воспитатель: Кузя, нужно так назвать наших малышей, чтобы они не обиделись и не рассердились. Сейчас они тебя научат.

Дети: Кузенька – солнышко, дружочек, ласточка.

Кузя: Эти имена мне понравились. Но если вы меня будете называть птенчиком и ласточкой, мне придется жить в гнездышке, а я могу жить только в доме. Меня так и зовут домовенок Кузя. Я дом оберегаю от всех бед. А как называется ваш дом?

Дети: Детсад «Олененок».

Кузя: Мне такой дом подходит. Я и стихотворение придумал. В детском саду «Олененок» живет Кузя – домовенок.

Воспитатель: Дети, у каждого есть своя кровать, а где же наш Кузенька будет спать?

Кузя: Не волнуйтесь, я себе место сам найду, на лавочке или под лавочкой.

- Кузенька, ты теперь хозяин в нашем доме детском саде « Олененок». Не нужно спать под лавочкой. Ребята, куда можно положить спать Кузю? (….) Правильно, мы тебе сплетем колыбельку, в которой можно и спать, и даже качаться, как на качелях.

Дети выполняют песенное упражнение « вверх – вниз, тише куколка держись»

Воспитатель предлагает детям сплести из полос ткани гамачок. Дети подбирают полоски ткани по цвету, длине, сравнивают, рассуждают, называют цвет полоски. Воспитатель показывает способ плетения «косичка».

Проговаривает: Заплетайся как венок, домовенку гамачок. Гамачок-то не простой, он для Кузи дом родной.

Вместе с детьми прикрепляют гамачок на уровне роста детей. Дети качают по очереди домовенка, поют «Колыбельную».

На второй день Кузя «просит» детей сшить ему одеяльце. В совместной деятельности дети применят полученные навыки в выборе геометрических форм для орнамента, раскладывании и чередовании по цвету и форме, соотношении по величине. Наблюдают за работой воспитателя. Работа по изготовлению и дополнению предметов быта для куклы домовенка может продолжаться в течение года.

Конспект занятия для детей младшего возраста по мотивам сказки « Как коза избушку построила » по блоку « Мы и взрослые»

Цель:

  1. Закрепить навыки диалогической речи, использование элементов монологической речи.

  2. Обогатить словарный запас детей: душистые цветы, оладушки румяные, старуха-говоруха, колючий шиповник.

  3. Закрепить у детей представления о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

  4. Развивать чувство ритма в музыкально - исполнительской деятельности.

  5. Побуждать детей к эмоциональному выражению своего настроения.

  6. Способствовать формированию умения действовать сообща.

Ход занятия

Воспитатель:

- На горе мы видим дом. Много зелени кругом: вот деревья, вот кусты, вот душистые цветы. Мы ворота открываем, к дому быстро подбегаем. Вот какой дом красивый

Вопросы к детям: Что есть у дома? Какого цвета стены? Крыша? Какого размера окно? А окошко, какого размера? Ты в окошко посмотри, что увидишь, говори. Кто живет в доме? (…) Правильно в доме живет бабушка, она много говорит, поэтому и зовут ее старуха-говоруха. Утром люди идут на работу, а старуха все на печке лежит. Слезет с печки и давай себе оладушки печь, печет и приговаривает, вот так:

Лады, лады – ладушки, пеку оладушки. Оладушки горячи, не хотят сидеть в печи.

Оладушки румяные, с маслом, со сметаною. Воспитатель проводит пальчиковую игру.

Съест старуха-говоруха все оладушки и снова на печке лежит. А была у старухи коза и маленькие козлятки. Воспитатель надевает фартук, дети – шапочки козляток.

- Коза с козлятками в хлеву заперты, а старуха все отдыхает: ни травки им посушить, ни водицы попить.

1 ребенок: Плачет, плачет, козлик мэ-мэ. Нелегко живется мне. Я привязан на ремне.

2 ребенок: И еды конечно мало. Нету даже одеяла, Нету даже покрывала. Тяжело живется мне.

Все дети: Мэ-мэ-мэ

Н. Семашко

Воспитатель: Я коза-хлопота день-деньской занята. Мне ни травки пощипать, ни на реченьку бежать. Надоело говоруху стеречь. Надо своих деток поберечь.

Дети поют песенку: У дождинок мама есть? - звенят колокольчиками

Есть, есть. У снежинок мама есть? Есть, есть.

У листочка, у цветочка, и у пчелки, и елки И у всех на свете мамочка есть. Есть, есть.

Песенка: У всех мамы есть. (Ж-л: Музыкальный руководитель № 1 2004)

Воспитатель: Пойдемте, мои милые деточки в лес, лес накормит, обогреет, пожалеет.

Мы пойдем наискосок, через тропочку в лесок. Вот козлятки будет дом, хорошо уютно в нем. Дети подходят к яблоньке.

Яблонька: Яблочки мои упадут, твоих деток зашибут (запись на диктофоне)

Воспитатель: Не волнуйся, мы твои яблочки соберем.

Яблоки, яблоки, наливные щечки, самое красивое для козоньки дочки.
Яблоки, яблоки, румяные щечки, самое красивое для козлика сыночка.

(Дети собирают муляжи яблок, воспитатель уточняет форму, цвет.) А мы тебе подарим наши яблочки. Дети рисуют яблоки двумя руками (двоерукое рисование) Дарят рисунки яблоньке.

Дети подходят к елочке, спрашивают: Елка, елка колкая иголка, можно под тобою избушку построить?

Елка: Мои шишки с меня упадут, твоих козляток зашибут (запись на диктофоне)

Воспитатель: А мы шишки соберем, в новый дом отнесем. Дети собирают шишки в большую и маленькую корзину и сравнивают их по величине

Воспитатель: Вот шиповник растет, всем здоровье дает. Будем рядышком жить и с шиповником дружить.

Шиповник: У меня колючки острые, козлятки могут уколоться. Лучше я вас угощу, плоды шиповника полезные, кто пьет мой компот, тот быстро растет (запись на диктофоне).

Угощение детей настоем «Крепыш»

Воспитатель: Спасибо шиповник, мои козлятки стали здоровыми и сильными, теперь дальше пойдем, лучше домик мы найдем. Вот березка зелененькая, весной веселенькая, среди поля стоит, листочками шумит ш-ш-ш звукопроизношение

Мы к березоньке идем, идем. Поклонимся да и прочь пойдем.

Березка: Оставайтесь, мне одной скучно, стройте себе дом, а я вас веточками от дождя и ветра укрою (запись на диктофоне).

Воспитатель: Спасибо березонька кудрявая, теперь у нас будет дом, и кров, дружно вместе заживем.

Воспитатель и дети строят из песка дом, закрепляют способ лепки из влажного песка.

В процессе совместной деятельности воспитатель еще раз уточняет понятие: целое - часть дома, активизирует словарь детей