Задачи обучающие:
- познакомить с новой буквой «Г»;
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- учить составлять предложения по схеме;
- продолжать подготовку руки к письму - проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.
Задачи развивающие:
- развивать речь детей;
- пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
Задачи воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.
Материал: иллюстрации, сюрпризный момент, загадки, мягкая игрушка - белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь №2 «Звуки и буквы», тетрадь по подготовке руки к письму, книга О.Ушаковой «Играем со словом», схема предложения, буква Г.
Раздаточный материал:
- звуковые карточки, карандаши цветные, карандаш простой, тетради «Звуки и буквы», тетради по подготовке руки к письму.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовка демонстрационного материала (муляжи грибов, мягкая игрушка - белка, корзинка).
Словарная работа: кузовок, лыко, выражение «Дело в шляпе».
Методические приемы:
Игровой - использование сюрпризных моментов.
Наглядный - использование муляжей, тетрадей.
Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.
Поощрения, итог занятия.
1. Сюрпризный момент.
Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:
И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.
Белка: Правильно, это грибы.
Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.
2. Активизация словарного запаса - подбор родственных слов.
Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).
- А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).
- А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок- это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).
- А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).
- А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).
3. Знакомство с буквой Г. (Приложение 1)
Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?
- Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири).
- А с какого звука начинается слово ГИРЯ?
- Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]
- Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).
- Для двух разных звуков - твердого Г и мягкого Г - есть одна буква Г. Найдите ее на странице. (Приложение 2) .
- Возьмите соответствующий карандаш, обведите и закрасьте букву Г.
- А почему вы закрасили букву синим цветом? (это согласный).
- А теперь пропишем букву Г в тетради в первой строке через клетку.
Физкультминутка.
В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.
4. Интеллектуальная разминка. Все ответы должны начинаться с буквы Г.
- Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
- Сестра Кая. (Герда).
- Фрукты. (Гранат, груша).
- Каша для богатырей (Геркулес).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).
5. Звуковой анализ слов ГРИБЫ. ГРИБОК. КУЗОВОК.
Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях
Воспитатель: - Назовите первый звук в слове ГРИБЫ. [Г]. Какой это звук? (согласный твердый). Дети показывают синюю звуковую карточку с одной черточкой.
- Второй звук [РЬ] обозначен двумя чертами. Значит, это мягкий согласный.
- Назовите следующий звук. [И]. Это гласный. Дети показывают красную карточку с кружком.
- Какой звук стоит после [И]? [Б]. Это согласный твердый.
- А какой последний звук? [Ы]. Это гласный.
Г Р И Б Ы
- = О - О
- Сколько гласных звуков в слове ГРИБЫ?
- А сколько согласных? '
- Есть ли мягкие согласные? Назовите их.
- А сколько твердых согласных? Назовите их.
- Сколько слогов в слове ГРИБЫ?
- А сколько всего звуков в этом слове?
- Звуковой анализ слова ГРИБОК вы сделаете самостоятельно.
- Слово КУЗОВОК анализируется совместно с воспитателем.
6. Составление предложений по схеме.
Откройте розовые тетради (Приложение 3).
Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме |____ _____ ____ __ _____.
Девочка собирала грибы и заблудилась.
Маша собирала грибы в лесу. (В корзину, на опушке).
Запишите схему предложения в тетради.
7. Подготовка руки к письму - проведение линий, обводка, штриховка.
Воспитатель: А как вы думаете, какие грибы собирала девочка? (съедобные)
- Какие грибы на наших рисунках? Почему вы так думаете? (Толстая, крепкая у гриба ножка).
- А что еще есть у грибов? (Шляпка).
Воспитатель: Обведем шляпку коричневым цветом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки - светлее, обведем и заштрихуем горизонтальными линиями желтым карандашом.
8. Понимание многозначности слов.
Воспитатель: Ребята, а где еще встречаются шляпки? (У грибов, у гвоздя, у девочек).
- Шляпка – это головной убор с полями (закрывающей частью).
Чтение загадок и отгадывание их в книге «Играем со словом». (Приложение 4).
Что означает выражение «Дело в шляпе»? (Удачное завершение дела).
9. Подбор противоположных по смыслу слов.
Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот». Ответы должны начинаться на букву Г:
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Молодцы, ребята!
10. Итог занятия.
Воспитатель: Что было интересного? Что вам больше всего понравилось? Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними.