Обеспечение качества образования путём использования
Индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) на уроках истории.
ИОСО – это особая психологическая система. Опирающаяся на закономерности организации процесса обучения, она создаёт условия для развития и формирования позитивной субъектности школьника. Результатом этого становится развитие у учащегося самостоятельности, самосознания, общих и специальных способностей. При этом ценностью обучения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. При этом качество образования (оценки хорошо и отлично) будет возрастать. Сама технология не является закрытой системой, а открыта для всего лучшего и продолжает своё развитие. Технологией предусмотрено деление учебного процесса на два блока:
*Блок изучения нового материала (лекционный) – понимание
*Блок самостоятельной работы – усвоение и применение
Для системы ИОСО рекомендуется также проводить индивидуальные консультации, где школьники получают индивидуальную помощь и сдают темы. Если ребёнок справился со всеми заданиями и не нуждается в помощи, он может их не посещать
Структура школьной лекции
№ | этапы школьной лекции | затраты времени (в минутах) |
1 | Психологический настрой на деятельность | 2 |
2 | Объяснение нового материала | 15 |
3 | Закрепление нового материала | 5 |
4 | Групповая работа по усвоению (повторению) нового учебного материала | 10 |
5 | Индивидуальная работа по применению нового учебного материала | 10 |
6 | Подведение итогов, комментирование дифферинциированных занятий | 3 |
Всего | 45 |
Каждый ученик получает Индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП) в котором отражены его письменные и устные задания. В этом случае, даже если ученик болеет, либо пропускает школу по другим причинам, он в любом случае не выпадает из процесса обучения, а возвращается и сдаёт темы. Уровень психологического комфорта на таких уроках повышается за счёт того, что ученик не боится получить отрицательную оценку. ведь он всегда может вернуться и переделать задания прошлых уроков во время работы по ИОУПам. Во время школьной лекции ученик видит термины и даты, необходимые для сдачи и в случае необходимости уточняет из значения у преподавателя.
ИОУП по Истории Отечества
ученика (цы) 8 класса____________________________________________________________________
№ § |
Дата | Тема урока | задания на 3 | Задания на 4 | Задания на 5 | Необходимо знатьследующие термины | оценка |
§1 | 21.12 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг. |
Заполнить таблицу “Дней Александровых прекрасное начало” | стр.9 в.3 | реферат по теме: “Жизнь АлександраI” | “Негласный комитет”, амнистия, либерализм, маневр, манифест, 11 марта 1801 | |
§2 | 25.12 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | Заполнить таблицу “Россия в войнах начала XIX века | показать боевые действия | нарисовать карту “Ход боевых действий” | сейм, Тильзитский мирный договор, 1807 25 июня, “континентальная блокада, | |
§3 | 28.12 | Реформатская деятельность М.М. Сперанского | Выписать основные положения “введения к уложению” |
стр.20 в.1-3 | схематизация “введения к уложению” | октябрь 1809, 1 января 1810, Карамзин, консерватизм | |
§4 | Отечественная война 1812 года | Составить таблицу “Ход боевых действий войны 1812 года | стр.27 в.2,4,6 | нарисовать карту “Война 1812 года” | фураж, Барклай де Толли, П.И. Багратион, инфантерия, 26 августа 1812 г., Тарутинский маневр, ополчение, флеши | ||
§5 | Внешняя политика в 1813-1825 гг. | стр.34 в.1,2 | стр.34 в.3-5 | доклад по теме: “Русская Америка” | январь 1813 г., 28 апреля 1813 г., 18 марта 1814г., Венский конгресс, сентябрь 1814 г. | ||
§6 | Внутренняя политика Александра I в 1815-25 гг | составить таблицу “Реформы Александра I” | сравнить Сперанского и Новосильцева |
стр. 40 в. 6 | иезуиты, мистицизм, ценз, “Польский эксперимент”, Н.Н. Новосильцев | ||
§7 | Экономика после войны 1812 годах | составить таблицу: “Реформы в период кризиса 1812-1815 гг. | стр.44 в.3, 4 | экономические проекты | тарифный устав, 1816-1819 гг., Аракчеев, полуфабрикаты, пенька, ситец, сукно | ||
§8 | Общественное движение при Александре I | составить таблицу: “Программы северного и южного общества” | стр.51 в.1, 2, 5 | Сравнительный анализ программ | Масоны, “Союз спасения”, “Союз благоденствия”, Зеленая книга, Южное общество, Пестель, Северное общество, Муравьев, | ||
§9 | Выступление декабристов | стр.55 в.2 | стр.55 в.4, 3 | судьба декабристов | 14 декабря 1825 г., цензура, “переприсяга” | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ИОУП | |||||||
ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
При печати ИОУПов с обратной стороны листа печатается оценочный лист учащегося класса, где учащиеся оценивают друг друга при повторении ранее изученного материала, на лабораторных занятиях. В конце урока проводится письменная рефлексия, где дети оценивают свою деятельность на уроке.
Оценочный лист учащегося 8 класса
Критерии оценки\ дата | |||||||||
Полнота ответа | |||||||||
Уверенность в себе | |||||||||
Достоверность | |||||||||
Качество речи | |||||||||
Использование карты | |||||||||
Использование терминов | |||||||||
Соблюдение регламента | |||||||||
Свое мнение | |||||||||
Итог |
Оценка своей деятельности на уроке
критерии | |||||||||
как я усвоил материал? | |||||||||
как я работал? | |||||||||
Как работала группа, учебная пара? |
При использовании оценочного листа необходимо договориться о регламенте времени (5 минут), в течении которого ученик слушает устный ответ товарища, а затем в течении 1 минуты оценивает его по критериям. Следует обратить также внимание, что при ответе необходимо составить цельный рассказ , а не только раскрыть значение терминов. Результаты письменной рефлексии помогают учителю ориентироваться в эффективности урока.
№ | этапы лабораторного занятия | затраты времени (в минутах) |
1 | Психологический настрой на деятельность | 2 |
2 | Групповой контроль выполненных обязательных практических заданий | 8 |
3 | Групповое повторение ранее изученного материала | 10 |
4 | Сдача тем по индивидуально – ориентированным учебным планом | 25 |
5 | Всего | 45 |
Очень важным моментом является организация групповой работы, это освобождает время учителя при контроле знаний и создаёт предпосылки для позитивных коммуникаций учащихся.
В журнал ставятся следующие оценки:
1) Итоговая оценка за ИОУП (среднее арифметическое за все темы ИОУПа)
2) Оценка за итоговое тестирование
3) Среднеарифметическое по оценочному листу учащегося класса.
Таким образом, за 9 параграфов учебника (тем ИОУПа) ученик получает три оценки