Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
В основе программ оказания реальной помощи ребенку заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителями и учителем с точки зрения единой системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга. Необходимо воздействовать на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей, учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.
Цель работы по адаптации детей к обучению в пятом классе заключается в следующих этапах:
- Анализ запроса на проведение работы и составление совместно с классным руководителем плана психолого-педагогических мероприятий.
- Создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме коррекционных занятий.
- Перенос отработанных данных в актуальные ситуации обучения детей и использование педагогических приемов на уроках.
Анализ данных, полученных от педагогов, и сопоставление их с результатами психологической диагностики детей позволил нам выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и педагоги в период адаптации.
- Трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность.
- Неумение осуществлять самоконтроль.
- Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.
- Темповые характеристики учащихся не одинаковые.
- Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам.
- Память - некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые - низкие.
Особо необходимо отметить тех детей, которые в четвертом классе успевали по программе, но работали на пределе своих возможностей.
Таблица 1.
Обобщенные данные по психолого-педагогической характеристики класса.
Обобщенные критерии | Средний показатель по классу (соответствие норме) | Число “беспокоящих детей” | Фамилии детей |
1. Подготовка в начальной школе: русский язык, математика, чтение | 90% | 3 человека | |
2. Развитие основных психических функций: внимание, логические операции, темп, мотивация. | 70% | 3 человек | |
3. Навыки группового взаимодействия: нормативность, контактность, склонность к компромиссу. | 80% | 3 человека |
Внимание и помощь учителей таким детям особенно необходимы.
В результате анализа диагностики в целом по классу был отмечен достаточный уровень произвольного внимания в сочетании со средней работоспособностью и повышенной утомляемостью детей, при наличии особенно низких результатов у отдельных учащихся.
При исследовании эмоционально-волевой сферы у ряда детей были выявлены проблемы: эмоциональный дисбаланс и неустойчивость, повышенный уровень тревожности и неуверенности.
Изучение уровня сформированности мотивации к учению показало следующее:
Первая группа детей – мотивация и учебная активность высокая – 80%.
Вторая группа детей – средний уровень мотивации – школа привлекает больше внеучебными сторонами, интерес к учению ситуативный – 20 %.
Схема 1. Учебная мотивация учащихся 5 класса
Рекомендации:
В зависимости от вида деятельности и содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и затем к мотивации завершения.
1 этап. Возникновение мотивации. Зафиксировать мотивы предыдущих достижений, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
2 этап. Подкрепление и усиление возникающей мотивации. Использовать чередование разных видов деятельности, материалы различной трудности, отметки вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учащихся, подключая их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:
- Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
- Повышенная моторность и эмоциональность.
- Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
- Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.
Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.
А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.
Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.