Проектная деятельность учащихся на уроках химии

Разделы: Химия


Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении, практикуемого в государственном образовательном учреждении Республики Марий Эл “Политехнический лицей-интернат”. Одним из направлений методической работы в лицее является разработка эффективных способов организации проектной деятельности в обучении химии.

Практика показывает, что проект имеет низкую эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут. Поэтому в своей работе мы используем краткосрочные проекты (2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).

Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала. Термин “учебная проблема” указывает на то, что искомое знание заложено в учебном материале и учащийся, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает уже известное для себя самого. В соответствии с этим подходом нами разработана серия учебных занятий каждое продолжительностью 3 час (135 мин) по теме “Кислородсодержащие органические соединения”. Основными этапами такого урока являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка. Ниже приводится конспект одного из таких учебных занятий по теме “Общая характеристика карбоновых кислот”.

Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект “Биологическая роль химических элементов”, в процессе работы, над которым учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.

Циклограмма работы над годичным проектом в лицее:

  1. Определение темы, цели и задач проекта, выбор руководителя (сентябрь).
  2. Выполнение работы (октябрь-январь).
  3. Предзащита работы в своем классе (февраль).
  4. Защита на предметной секции перед экспертным советом (март).
  5. Подведение итогов: лицейская конференция по итогам года (апрель).

В своей педагогической практике мы чаще всего используем практико-ориентированные проекты, нацеленные на интересы самих участников проекта и которые могут быть использованы в жизни класса, школы, города. Например, в рамках годичного проекта “Создание библиотеки химических элементов” учащимися 11-го естественнонаучного класса в прошлом году были составлены, оформлены и сданы в лицейскую библиотеку работы, с которыми теперь могут ознакомиться все желающие. По материалам этих работ в этом году мы начали издание учебных пособий для лицеистов.

В этом учебном году учащиеся работают над проектом “Химия в нашей жизни”. К реализации проекта привлечены родители учащихся, взявшие на себя организацию экскурсий на предприятия г. Йошкар-Олы и РМЭ. Результаты экскурсий и собранный материал в виде отчетов-презентаций будут представлены на научно-практической конференции.

Если три года назад применение МП носило единичный характер, то сейчас ему преданы системность. В начале года обсуждается тематика проектов, определяются и комплектуются группы учащихся и учителей - консультантов, разрабатывается план-график работ. Руководители проектов назначают дни и время консультаций и промежуточных отчетов.

На начальном этапе обучения лучше всего удаются индивидуальные проекты. В дальнейшем можно осуществлять переход к групповому проекту.

Класс: 10 (естественнонаучный)

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.

Метод: метод проектов, проблемное обучение

Форма работы: групповая

Продолжительность урока: 135 минут

Цель урока: Получение общей информации о карбоновых кислотах в процессе самостоятельной работы с опорой на применение ранее полученных знаний в комплексе новых ситуаций.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить:
    • основные положения теории химического строения;
    • классификацию, виды изомерии и основные правила составления названий органических веществ;
    • закономерности изменения физических свойств органических веществ;
    • основные свойства углеводородов, спиртов, фенолов и карбонильных соединений;
  • Установить взаимосвязи между строением и свойствами кислородсодержащих соединений;
  • Самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации, изомерии, номенклатуре, строении и общих свойствах карбоновых кислот.

Развивающие:

  • Развивать:
    • умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом;
    • умения устанавливать причинно-следственные связи;
    • умения поиска решения поставленных проблем;
    • логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);
    • коммуникативные навыки при работе в группах;
  • Формировать навыки “сворачивания” изученной информации и представления ее в виде наглядных схем и рисунков;
  • Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой;
  • Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.

Средства обучения и оборудование:

  • инструктивные карточки с заданиями,
  • справочники “Физические свойства органических веществ”,
  • листы ватмана,
  • цветные маркеры,
  • магниты,
  • халаты,
  • образцы органических кислот,
  • пробирки,
  • колба с водой,
  • оценочные листы.

При подготовке к уроку формируются 6 групп учащихся. В течение урока работает группа экспертов (это могут быть учителя, выпускники или учащиеся 11 классов)

План урока:

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач (актуализация)

III. Основная часть:

  • организация работы в группах, погружение в проект;
  • выполнение заданий в группах по инструктивным картам;
  • оформление мини-проектов
  • презентация мини-проектов

IV. Рефлексия, подведение итогов

V. Домашнее задание

Домашнее задание: выполнить в тетрадях упражнения из карточек-заданий, прочитать и осмыслить материал учебника [4] (Глава 9 “Карбоновые кислоты: п/г 9.1.-9.5.); предложить свой вариант опорного конспекта по теме “Общая характеристика карбоновых кислот”.

Ход урока

Время Действия учителя Действия учащихся Примечание
1 мин

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие    
10 мин

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Объявляю тему урока, формулирую цели, задачи.

Определяю место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой.

Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала.

Разъясняю форму оценивания работы групп.

Принимают, уточняют, цели и задачи.

Работают с программой.

Осмысливают и конкретизируют этапы работы.

Уточняют в случае недопонимания.

 
7 мин

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап: организация деятельности в группах, погружение в проект
Выдаю группам инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы).

Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности.

 

Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя.

Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики).

Планируют работу.

 
20 мин 2 этап: выполнение заданий
Не участвую, но при необходимости

консультирую учащихся.

Оказываю дифференцированную помощь.

Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.

Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща).

При необходимости консультируются.

Продумывают форму презентации своего мини-проекта.

 
25 мин 3 этап: оформление мини-проектов
Выдаю необходимые для оформления опорных схем материалы: листы ватмана, маркеры.

При необходимости даю советы при подготовке презентации.

Осуществляю контроль.

Готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления  
60 мин 4 этап: презентация мини-проектов
  Раздаю листы оценок в группы и экспертам.

Организую выступления проектных групп с презентациями.

Организую работу экспертных групп.

Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов.

Задаю вопросы.

Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся

Даю пояснения.

Осуществляют презентацию своей деятельности.

Отвечают на вопросы.

Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости.

Задают вопросы докладчикам.

На одну группу –10 мин. Из них:

5 мин –доклад;

5 мин – ответы на вопросы.

10 мин

IV. РЕФЛЕКСИЯ

  Обобщаю и резюмирую полученные результаты

Даю оценку деятельности групп

Предлагаю оценить работу групп экспертам и учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы)

Собираю оценочные листы

Делаю краткое обобщение по теме.

Отвечаю на вопросы учащихся

Слушают оценку экспертов

Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп

Оформляют и сдают оценочные листы

Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы

 
2 мин

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1

Карбоновые кислоты: определение, классификация, гомологические ряды

  1. Напишите общую формулу для карбоновых кислот. Дайте определение понятию “карбоновые кислоты”.
  2. Напишите структурные формулы простейшей карбоновой кислоты и ее ближайшего гомолога. Выделите функциональную группу.
  3. Напишите структурную формулу простейшей ненасыщенной карбоновой кислоты, содержащей одну кратную связь и ее ближайшего гомолога.
  4. Напишите структурную формулу продукта окисления толуола перманганатом калия в кислой среде. К какому классу органических соединений относится это вещество? Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  5. Напишите структурную формулу одного из продуктов промежуточного окисления этиленгликоля, который можно отнести к классу карбоновых кислот. Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  6. На основании выполненных упражнений предложите классификацию карбоновых кислот, указывая признаки классификации. Выведите формулы их гомологических рядов.
  7. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2

Карбоновые кислоты: номенклатура

  1. Какие названия кислот по тривиальной номенклатуре вам уже известны? Каково в большинстве случаев, происхождение этих названий?
  2. Учитывая, что названия предельных монокарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “овая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте название следующему соединению: Н3С-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СООН
  3. Учитывая, что названия предельных дикарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “диовая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте названия следующему соединению: НООС-СН2-СН2-СН(СН3)-СООН
  4. Учитывая правила составления названий непредельных углеводородов и монокарбоновых кислот, а также старшинство карбоксильной группы, попытайтесь назвать по систематической номенклатуре следующую непредельную карбоновую кислоту: Н3С-СН(СН3)-СН=СН-СООН
  5. На основании выполненных упражнений обобщите номенклатуру карбоновых кислот.
  6. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3

Карбоновые кислоты: изомерия

  1. Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С5Н10О2. Сделайте вывод о видах изомерии предельных карбоновых кислот. Назовите класс соединений, изомерных насыщенным монокарбоновым кислотам.
  2. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих кратные связи? Приведите примеры.
  3. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих ароматическое ядро? Приведите примеры.
  4. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих более одной карбоксильной группы? Приведите примеры.
  5. На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии карбоновых кислот.
  6. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4

Карбоновые кислоты: общие способы получения

  1. Вспомните и напишите уравнения реакций получения уксусной кислоты из представителя: а) алканов, б) алкенов, в) спиртов, г) альдегидов в) кетонов. Укажите особенности условий протекания реакций. Какие окислители могут быть использованы в этих случаях?
  2. Вспомните, в каких еще реакциях при изучении предыдущих тем получались карбоновые кислоты? Приведите уравнения реакций.
  3. На основании выполненных упражнений обобщите способы получения карбоновых кислот.
  4. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №5

Карбоновые кислоты: физические свойства

  1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноосновных карбоновых кислот. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы. Поясните причины изменения.
  2. Найдите в справочнике значения температур кипения и плавления предельных спиртов, альдегидов и карбоновых кислот и выполните следующие задания :
    1. Сравните агрегатное состояние первых членов гомологических рядов алканов и соответствующих им спиртов, альдегидов и карбоновых кислот при обычных условиях. Поясните отличия и попытайтесь объяснить их причины.
    2. Ответьте на вопрос: почему температуры кипения спиртов ниже, чем у карбоновых кислот, но выше чем у алканов с тем же числом атомов углерода?
    3. Сделайте вывод о способности карбоновых кислот к образованию межмолекулярных водородных связей. Попробуйте написать схемы их образования.
  3. Проверьте растворимость уксусной и стеариновой кислот в воде. Сделайте вывод о растворимости карбоновых кислот в воде. Объясните хорошую растворимость уксусной кислоты в воде.
  4. Исходя из практического опыта, охарактеризуйте физиологическое действие уксусной кислоты.
  5. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства карбоновых кислот.
  6. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут. 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 6

Карбоновые кислоты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности

  1. Напишите структурную формулу первого члена гомологического ряда карбоновых кислот. Охарактеризуйте виды связей между атомами (сигма-, пи-).
  2. Напишите и проанализируйте электронную формулу молекулы с точки зрения электронных эффектов (индуктивный, мезомерный). Покажите стрелками распределение электронной плотности в молекуле, обозначьте частичные заряды на атомах и электронные эффекты (I и (или) М).
  3. Укажите геометрию молекулы, валентный угол и вид гибридизации атома углерода.
  4. Сравните полярность и поляризуемость связи С=О в молекуле формальдегида и муравьиной кислоты. Сделайте вывод о способности кислот к реакциям нуклеофильного присоединения в сравнении с карбонильными соединениями.
  5. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и муравьиной кислоты. Сделайте вывод о кислотных свойствах карбоновых кислот в сравнении со спиртами.
  6. Сформулируйте выводы о взаимном влиянии карбонильной и гидроксильной групп в молекулах карбоновых кислот.
  7. Основываясь на химических свойствах спиртов и альдегидов, определите наиболее реакционноспособные зоны в молекуле уксусной кислоты и предположите основные типы реакций для карбоновых кислот.
  8. На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных карбоновых кислот.
  9. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП

Критерии оценки №1 №2 №3 №4 №5 №6
Процесс проектирования (активность всех членов группы, творчество, умение работать в команде)            
Презентация (достигнутый результат, аргументированность, оформление)            
Защита (качество доклада, полнота представления, убедительность, аргументированность, объем и глубина знаний, ответы на вопросы)            
ИТОГ:            

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
  4. Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
  5. Вивюрский В.Я. “Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. – М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 688 с.
  6. Беспалов П. И. “Модульные программы при изучении органической химии. Ч.II. – М.: Центрхимпресс, 2003. – 83 с. “Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала”.