Раздел “Чтение” в рамках ЕГЭ
Задачей экзаменационного теста в разделе “Чтение” является проверка уровня сформированности у учащихся умений в 3 видах чтения:
- понимание основного содержания прочитанного,
- понимание структурно-смысловых связей текста,
- полное понимание.
Основное назначение Единого государственного экзамена по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения.
ЕГЭ по иностранным языкам проводится с 2003 года. Общее количество регионов и учащихся неизменно увеличивается с каждым годом. По сравнению с 2005 годом в КИМ ЕГЭ по иностранным языкам были произведены некоторые изменения.
В разделах “Аудирование” и “Чтение” обновлены типы заданий: изменения затронули 30% материала.
С целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и подготовки к экзамену учителям в организации учебного процесса необходимо обращать более пристальное внимание на:
- Применение различных стратегий чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи,
- Ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов,
- Ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет,
- Формирование умений языковой догадки.
С целью выполнения поставленной задачи, экзаменуемым, предлагается 3 составные задания, включающих 20 вопросов:
- Задание В2 - базового уровня,
- Задание В3 - повышенного уровня,
- Задание А15-А21 – высокого уровня.
Уровень сложности заданий различается уровнем сложности проверяемых умений, сложностью языкового материала и тематики текста.
В таблице представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности и тематике контрольных измерительных материалов в разделе “Чтение”.
Структура и содержание раздела “Чтение”
Задание | Кол-во вопросов | Проверяемые умения | Тип текста | Тип задания |
В2 Базовый уровень |
7 | Умения понять основную тему текста | Журнальные статьи, брошюры, путеводители. | Задания на установление соответствия |
В3 Повышенный уровень |
6 | Умения понять структурно-смысловые связи текста | Газетные или журнальные статьи | Задания на установление соответствия |
А15-А21 Высокий уровень |
7 | Умения понять логические связи в
предложении и между частями текста, делать выводы из прочитанного |
Журнальные статьи, отрывки из художественной прозы современных авторов | Задания с множественным выбором ответа |
Из анализа учебного МК по иностранным языкам
Проанализировав существующие учебные МК для уч-ся 5-8 классов по иностранным языкам (немецкому, английскому), я пришла к выводу, что эти учебники не содержат определенной системы упражнений при обучении чтению с пониманием главной идеи и основного содержания текста, а так же недостаточно видов и приемов работы с текстом.
Читая текст, учащиеся пытаются переводить каждое слово в тексте, тем самым происходит потеря понимания смысла проводимой работы, теряется время на выполнение задания. Результаты первых тестов по чтению показывали, что учащимся не хватает времени на выполнение всех заданий на предтекстовом, на текстовом и послетекстовом этапах.
Проведенное тестирование по пониманию основного содержания, главной идеи текста показали, что большинство учащихся не смогли понять основную мысль читаемого текста:
- 50% уч-ся справились с заданием найти предложения, отражающие верную или неверную информацию;
- 32% уч-ся смогли найти предложения, отражающие главную мысль каждого параграфа, смогли резюмировать, о чем текст, вывести главную мысль текста;
- 18% уч-ся смогли передать основное содержание текста.
Исходя из проведенного анализа результатов тестов, я сделала вывод, что важно помочь учащимся научиться правильно работать с текстом и тем самым вырабатывать умения читать с пониманием основного содержания прочитанного. Кроме этого, из многолетней практики работы я пришла к выводу, что эти навыки развиты не у всех уч-ся одинаково. Одни читают быстро, другие медленно и без интереса. Задача моя и состояла в том, чтобы развивать не только навыки беглого чтения, но и в большей степени учить пониманию прочитанного, умению определять идею, основную мысль текста.
Кроме этого, изучив нормативные документы, материалы КИМ ЕГЭ и проанализировав отчеты и результаты ЕГЭ 2005, 2006 годов я пришла к выводу, что моя работа на данном этапе актуальна.
Подходы к работе с текстом
Для достижения развивающих и воспитательных целей обучения важно сформировать общие требования к серии заданий, обусловленные необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию школьников.
В рамках этого подхода важен учет индивидуальных способностей каждого ученика, и необходимо создавать условия для разностороннего развития каждого учащегося. Это предполагает, с одной стороны, возможную дифференциацию и индивидуализацию заданий в зависимости от уровня обученности и познавательных интересов учащихся, с другой стороны- повышения самостоятельности и активности учащихся, развития у них сознательного отношения к процессу учения.
Работа над текстом будет носить обучающий
характер в том случае, если мы будем четко
представлять себе, какие действия должны
выполнять учащиеся, для того чтобы они овладели
приемами работы над текстом:
Выполняемые учащимися действия должны выработать систему работы над текстом, которую они могут использовать при чтении текста любого характера. Работа над содержанием текста можно дополнить разнообразными упражнениями. Они могут быть разделены на несколько групп по степени сложности и должны предлагаться учащимся постепенно, т.е. работа над более сложными упражнениями будет иметь смысл при наличии навыка, выработанного на упражнениях предыдущих, более легкой серии:
- Составление плана по прочитанному тексту (проходит осознанно и способствует более углубленному пониманию текста);
- Восстановление повествовательной схемы:
- восстановить рассказ (даются вразброс отрывки небольшой истории и учащиеся восстанавливают повествование, классифицируя события),
- восстановить один из элементов плана (придумать конец рассказа, определить ожидаемый финал, как смешной, так и трагичный, неожиданный, отличный от авторского).
- Упражнения, дополняющие повествовательную
сторону рассказа (для обогащения лексического
словаря уч-ся и развития навыков в коммуникации):
- дополнить текст портретом персонажа,
- рассказать о чувствах или мыслях героя,
- придумать воспоминания героя (о детстве, о поездках),
- придумай телефонный разговор между персонажами,
- составь рассказ по плану (схеме).
Основное внимание должно быть направлено на то, чтобы научить учащихся понимать текст на изучаемом языке и извлекать из него информацию в связи с поставленными коммуникативными задачами. Такой подход к работе над текстом позволяет развивать индивидуальные интересы учащихся и культуру чтения.
Культура чтения – это:
- Внимательное и вдумчивое отношение к заголовку текста (оно является опорой к раскрытию читаемого материала и должным образом настраивает читающего).
- Просмотр текста целиком, чтобы составить представление об основном его содержании и трудностях.
- Поиск необходимой, как правили главной информации.
- Нахождение важных деталей, уточняющих основную мысль.
- Привлечение собственного жизненного опыта и знаний для понимания текста.
- Основной формой должно быть чтение про себя, поскольку именно эта форма дает возможность сосредоточиться на смысловой стороне текста.
- Чтению текста должна предшествовать работа, помогающая уч-ся усвоить лексико-грамматический материал, который может вызвать затруднения при чтении.
Из опыта работы с аутентичными текстами на уроках иностранного языка.
Работая с аутентичными текстами, прежде всего я опираюсь на те рекомендации и требования, которые изложены в рекомендательных документах при подготовке к ЕГЭ. Подбирая тексты для чтения по изученным темам, включаю задания к тексту постепенно от простого к сложному, чтобы учащиеся постепенно включались в процесс работы с текстом, не испытывали страха перед объемом работы и чувствовали себя уверенно.
В основу заданий положен коммуникативно-деятельностный подход к обучению чтения, особенностью которого является его технологичность, обеспечивающая при последовательном выполнении предлагаемых заданий достижение желаемого результата. При разработке заданий к тексту большое внимание уделяю тому, чтобы активизировать деятельность учащихся, стимулировать их самостоятельность и творчество, а также готовить к сдаче ЕГЭ.
Работа над текстом проходит в несколько этапов:
- Предтекстовый этап –Vor dem Lesen. Pre-reading stage.
- Текстовый этап – Lesen. While-reading stage.
- Послетекстовый этап – Nach dem Lesen. Post-reading stage.
На каждом этапе работы с текстом использую практические задания, которые представляют разнообразность приемов и видов работ. Для каждого этапа работы с текстом характерны свои приемы и виды, и это необходимо учитывать при подготовке практических заданий к тексту.
На предтекстовом этапе я включаю задания для разминки (zur Motivation), направленные на концентрацию внимания, активизацию уже имеющихся знаний по изученной теме. Чаще всего включаю такие приемы работы как (associating) ассоциация, (prediction) предсказание и (guessing game) игра-догадка, заполни таблицу (fullen Sie die Tabelle aus). Для понимания содержания текста перед его чтением уч-ся предлагается информация об особенностях текста и выполняются задания, направленные на более детальное понимание смысла текста (его композиционно-смысловой структуры).
На текстовом этапе задания направлены на достижение понимания основной мысли текста. На данном этапе я чаще всего включаю такие приемы работы с текстом, которые помогают понять основную мысль (идею) текста, тем самым развиваю и закрепляю навыки и умения работы с текстом. Чаще всего включаю такие приемы работы как:
- подбор (matching)картинок с описанием событий, подбор дат с событиями.
- завершение (completing) предложений,
- расположения событий по порядку в логической последовательности (ordering events),
- выбор правильного или неправильного утверждения (true/false statements),
- расположение предложений в правильном порядке (ordering sentences),
- деление текста на абзацы (paragraphing),
- вопросы по содержанию к прочитанному тексту (questionnaire).
Использование разнообразных видов и приемов работ с текстом дает постепенно положительные результаты. У учащихся вырабатываются умения и навыки работать с текстом, снижается психологический барьер, появляется уверенность в своих знаниях.
На послетекстовом этапе задания направлены на контроль понимания основного содержания прочитанного текста. На этом этапе осуществляется контроль за пониманием основного содержания прочитанного текста с этой целью включаю такие задания, которые закрепляют умения работы с текстом на базовом уровне, т.е. умения понимать основного содержания прочитанного.
На данном этапе включаю следующие приемы и виды работ с текстом:
- составление плана текста (making a plan of the text),
- вопросы по поиску конкретной информации (questionnaire),
- подготовка интервью (interview),
- краткое изложение текста (summary),
- описание отдельного абзаца (paragraph writing).
Использование различных приемов и видов работ с текстом на всех этапах на предтекстовом, на текстовом, на послетекстовом имеют свои положительные стороны и работают на ученика. Так, например: предтекстовый этап облегчает процесс чтения, развивает способности и умения учащихся, активизирует имеющиеся знания. Текстовый этап - основной концентрирует внимание учащихся, вырабатывает самостоятельность, развивает умения работать с текстом, стимулирует творческие способности. Послетекстовый этап - соединяет с другими коммуникативными скилами (умениями) говорением и письмом.
Итоги анкетирования учащихся
С целью выявления, у уч-ся, интереса к предлагаемым видам работ по пониманию основного содержания прочитанного текста, было проведено анкетирование. Анкета включала следующие вопросы:
- Что интереснее для тебя: выполнять упражнения из учебника или задания, предлагаемые учителем?
- Интересны ли тебе темы?
- Развивают ли данные задания твоё умение работать с текстом?
- Понятны ли тебе формулировки заданий?
- Возникли ли у тебя трудности при выполнении данных заданий?
Анализ данных анкет показал, что:
- 80% уч-ся предпочитают выполнять задания, предлагаемые учителем.
- 88% уч-ся интересны темы предлагаемых текстов.
- 93% уч-ся признают, что данные задания развивают умения работать с текстом.
- 95% уч-ся понятны формулировки заданий.
- У 20% уч-ся возникали трудности при выполнении предлагаемых заданий.
Практические задания для работы с текстами (6-9 классы)
Text:
Wir wissen schon, dass viele Jungen und Madchen in Deutschland wissbegierig sind und gerne reisen, um die Welt kennenzulernen. Oft reisen die Jugendlichen, ohne Eltern. Da sie aber nicht viel Geld haben trampen oft die Jungen und Madchen (diese Leute heisen dann Tramper) oder fahren Autostop (per Anhalter). Das macht ihnen Spass, denn unterwegs bewundern sie schone Landschaften, lernen neu Menschen kennen.
Erich will in den nachsten Ferien nach Italien – dieses Land interessiert ihn sehr. Er hat Taschengeld und seine Eltern geben ihm fur diese Reise 100 Euro. Aber das ist nicht viel. Die Flugtickets bis Italien sind sehr teuer, so viel Geld hat der Junge nicht. Die Eisenbahn ist auch nicht billig. Und darum will Erich mit INTER-RAIL fahren. Was ist das: INTER-RAIL? Das ist eine internationale Fahrkarte nur fur junge Leute. Das Inter-Rail –Ticket ist viel billiger als andere Fahrkarten. Damit darf man nur mit der Eisenbahn in der 2. Klasse durch Europa in den Ferien einen ganzen Monat lang reisen. Mit der Inter-Rail-Karte konnen sie leichter einen. Platz in der Jugendherberge bekommen oder durfen in Grossstadten sogar in den Bahnhofen ubernachten. Wir wunschen Erich eine interessante und schone Reise!
Erfullen die folgende Aufgaben:
1. Welche Benennung passt zum Text?
a. eine Reise um die Welt,
b. Reise nach Italien,
c. INTER-RAIL-KARTE.
2. Lesen und vereigenen die passende Worter.
a. reisen | machen |
b. Spass | um die Welt kennenzulernen |
c. Autostop | bewundern |
d. schone Landschaften | trampen |
e. Taschengeld | fahren ( zweimal) |
f. mit INTER-RAIL | bekommen |
3.Schreiben die Satze bis zum Ende:
a. Oft reisen die Jugendlichen allein,… .
b. Viele Jungen und Madchen sind wissbegierig und … .
c. Sie trampen oft oder fahren … .
d. Erich will in den nachsten Ferien nach Italien - … .
e. Die Flugtickets bis Italien sind sehr teuer, … .
f. Das INTER-RAIL-Ticket ist viel billiger … .
4.Was stimmt?
a. Mit dem Inter-Rail-Ticket konnen die deutschen Jungen und Madchen sehr billig in die Lander Europas fahren.
b. Erich will nach Italien per Anhalter fahren.
c. Die Inter-Rail-Karte ist billuger als das Flugticket.
d. Die duetschen Jugendlichen fliegen lieber mit dem Flugzeug, als fahren Autostop oder trampen, da es viel schneller ist.
e. Die Inter-Rail-Karte hilft auch ein Bett im grossen teuren Hotel zu bekommen.
f. Erichs Eltern haben fur sich auch eine Inter-Rail-Karte gekauft.
5.Beantworten die folgende Fragen:
a.Was machen viele Madchen und Jungen in Deutschland, um die Welt kennenzulernen?
b. Wer sind Tramper?
c. Was macht den Jugendlichen Spass? Warum?
d. Was konnen sie unterwegs machen?
e. Womit will Erich nach Italien fahren?
f. Wo kann man ubernachten?
6.Machen ein Interview uber die Reise der deutschen Jugendlichen. Intervieren einen Junge ode rein Madchen.