Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Откорректировать и систематизировать полученные на уроках знания учащихся по теме «Электролиты. Эти удивительные свойства воды».
Воспитательные:
- Продолжить формировать научные мировоззрения, самостоятельность в работе, планирование проведения экспериментального объяснения его результативности, а также оценки работы через самоконтроль.
Развивающие:
- Продолжить развитие умений объяснять смысловую часть полученных понятий, уметь применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать и делать выводы, а также проводить эксперимент и объяснять полученные результаты, делать выводы.
Педагогические приемы и методы:
- Беседа
- Самостоятельная работа при выполнении упражнений и эксперимента
- Составление отчета по выполнению эксперимента
- Анализ собственной деятельности на уроке
Информационно-техническое обеспечение:
1. Набор реактивов для проведения химического эксперимента
- Дидактическое обеспечение урока
- Музыкальное сопровождение урока
- К/ф «Вода и ее удивительные свойства»
- Шапочки на головы учащихся с химической символикой
Структура урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя, создание атмосферы комфорта
- Обозначение темы и цели урока
II. Основной этап
- Презентация команд (домашнее задание)
- Интеллектуальная разминка капитанов
- «Знания – в жизнь» - химический эксперимент
- «Химические» танцы
- Неделетантское резюме. Конкурс плакатов, посвященный удивительным свойствам воды.
Озвучивание идей – изложений. Демонстрация к/ф «Вода и ее удивительные свойства»
Слова-участники:
- диссоциация
- гидролиз
- обратимость, необратимость
- химический смысл реакции
- свойства воды
- роль воды
III. Подведение итогов
- Награда настоящих химиков
- Кондитерский гидролиз
- Шапочка магистра находит своего химика
IV. Домашнее задание
План-конспект урока
Введение
Учитель:
«На протяжении октября месяца мы изучали с Вами тему «Электролиты», знакомились с новыми понятиями, рассматривали сущность химических реакций с точки зрения электронно-ионных и ионных представлений. А сегодня нам предстоит обобщить наши знания в такой нетрадиционной форме, как игра. Независимая комиссия (жюри) будет наблюдать и оценивать вашу работу. Та команда, которая наберет по рейтингу максимальное количество баллов, освобождается от контрольного опроса по данной теме, а ученик, получивший максимальное количество именных баллов, будет награжден шапочкой магистра химии.
У Вас на столах находится план урока, его цели и содержание.
Итак, я зачитываю эпиграф урока, и мы начинаем….»
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
А. Эйнштейн
Основная часть урока
Звучит музыка.
1. Соревнующиеся команды приглашаются для презентации.
Каждый капитан представляет название и эмблему своей команды. Затем, соревнующиеся исполняют гимн (песню) собственного сочинения.
2. Брейн-ринг. Разминка капитанов:
Участники занимают места за столами в классе.
Звучит музыка, и капитаны приглашаются на турнир.
Каждый капитан получает конверт с вопросами, поочередно зачитывает их и затем отвечает. Если ответ затруднителен, то по желанию, один из членов команды может ответить за него. Очки присуждаются как отдельным учащимся, так и всей команде.
Возможные вопросы:
- Как называется распад вещества на ионы под действием молекул воды? – электролитическая диссоциация
- Как называются вещества, непроводящие электрический ток? - неэлектролиты
- Какие ионы называются анионами? – отрицательно заряженные
- Какие вещества называются слабыми электролитами? – вещества не полностью диссоциирующие на ионы
- Какие реакции называются обратимыми? – реакции, в которых не присутствуют газ, осадок, вода
- Какие вещества называются солями? – образующие при диссоциации в качестве катиона ион металла
- Какую окраску приобретает синий лакмус в растворе кислот, почему? – розовую, так как присутствует катион водорода
- Расшифруйте выражение СИУ? - сокращенные ионные уравнения.
3. Практическое применение знаний по теме: «Диссоциация. Гидролиз в решении конкретных проблемных ситуаций».
Команды занимают места за лабораторными столами.
Командам предлагается выполнить ряд практических задач за определенное время, по истечении которого представить полученные результаты в виде отчета на доске (ход работы – наблюдения - уравнения реакций – вывод).
3.1.
Возможный вариант задач:
В склянках под №1, №2, №3 даны растворы. Обнаружьте среди них кислоту (HCl) и щелочь (NaOH), пользуясь индикатором, и проведите химические опыты, характерные для классов данных веществ. Уравнения реакций представьте в виде полных и сокращенных ионных уравнений.
3.2. Дана схема сокращенного ионного уравнения. Используя набор реактивов, предложите все возможные варианты ее осуществления.
Возможный вариант задачи:
3.3 Даны растворы двух солей для исследования гидролиза и их характеристики:
№1 – окрашивает синий лакмус в розовый цвет
№2 – окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет
Используя данную информацию, восстановите текст вывода, составленный лаборантом кабинета.
Вывод 1: раствор соли №1 получен путем взаимодействия ___________ основания и _________________ кислотыВывод 2: раствор соли №2 получен путем взаимодействия ____________ основания и _________________ кислоты.
Учитель:
«Выполнили? А теперь путем самоконтроля проверьте правильность написанных слов. Обработайте выделенную зону листа раствором иода».
3.4 Какие имена (формулы) можете предложить для растворов данных солей?
4. Химические танцы.
Учитель:
«Для успешного выполнения следующего задания необходимо поменять наш вид деятельности. Можно назвать это музыкальной паузой – танцы с химической тематикой. Каждый участник команды получает шапочку с обозначением иона и в течение 1 минуты находит себе пару по смыслу: формула малодиссоциирующего или нерастворимого в воде вещества. В поисках можно использовать таблицу растворимости».
Звучит музыка.
Число правильно образованных пар отмечает комиссия.
5. Конкурс рисунков-плакатов
Учитель:
«Вспомните основные слова-термины изучаемой темы и выразите их рисунком-плакатом».
На экране демонстрируются фрагменты к/ф «Вода и ее удивительные свойства».
Заключительная часть
Жюри подводит итоги, оценивает работу игроков и объявляет команду-победителя. Наиболее успешного учащегося награждают магистерской шапочкой химика.
Учитель:
«Вы успешно справились с поставленной перед вами задачей и теперь приглашаетесь на чашечку сладкого чая, а за одно и узнать, что этот раствор тоже может быть предметом обсуждения нашей темы: какой чай слаще - холодный или горячий? Но это мы уже будем обсуждать при изучении органической химии».
Домашнее задание.