Открытый урок по теме "Электролиты. Эти удивительные свойства воды"

Разделы: Химия


 

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Откорректировать и систематизировать полученные на уроках знания учащихся по теме «Электролиты. Эти удивительные свойства воды».

Воспитательные:

  • Продолжить формировать научные мировоззрения, самостоятельность в работе, планирование проведения экспериментального объяснения его результативности, а также оценки работы через самоконтроль.

Развивающие:

  • Продолжить развитие умений объяснять смысловую часть полученных понятий, уметь применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать и делать выводы, а также проводить эксперимент и объяснять полученные результаты, делать выводы.

Педагогические приемы и методы:

  1. Беседа
  2. Самостоятельная работа при выполнении упражнений и эксперимента
  3. Составление отчета по выполнению эксперимента
  4. Анализ собственной деятельности на уроке

 

Информационно-техническое обеспечение:

1. Набор реактивов для проведения химического эксперимента

  • Дидактическое обеспечение урока
  • Музыкальное сопровождение урока
  • К/ф «Вода и ее удивительные свойства»
  • Шапочки на головы учащихся с химической символикой

Структура урока  

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя, создание атмосферы комфорта

  • Обозначение темы и цели урока

II. Основной этап

  • Презентация команд (домашнее задание)
  • Интеллектуальная разминка капитанов
  • «Знания – в жизнь» - химический эксперимент
  • «Химические» танцы
  • Неделетантское резюме. Конкурс плакатов, посвященный удивительным свойствам воды.

Озвучивание идей – изложений. Демонстрация к/ф «Вода и ее удивительные свойства»

Слова-участники:

  • диссоциация
  • гидролиз
  • обратимость, необратимость
  • химический смысл реакции
  • свойства воды
  • роль воды

III. Подведение итогов

  • Награда настоящих химиков
  • Кондитерский гидролиз
  • Шапочка магистра находит своего химика

IV. Домашнее задание

План-конспект урока

Введение

Учитель:

«На протяжении октября месяца мы изучали с Вами тему «Электролиты», знакомились с новыми понятиями, рассматривали сущность химических реакций с точки зрения электронно-ионных и ионных представлений. А сегодня нам предстоит обобщить наши знания в такой нетрадиционной форме, как игра. Независимая комиссия (жюри) будет наблюдать и оценивать вашу работу. Та команда, которая наберет по рейтингу максимальное количество баллов, освобождается от контрольного опроса по данной теме, а ученик, получивший максимальное количество именных баллов, будет награжден шапочкой магистра химии.
У Вас на столах находится план урока, его цели и содержание.
Итак, я зачитываю эпиграф урока, и мы начинаем….»

 

«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»

А. Эйнштейн

Основная часть урока

Звучит музыка.

1. Соревнующиеся команды приглашаются для презентации.

Каждый капитан представляет название и эмблему своей команды. Затем, соревнующиеся исполняют гимн (песню) собственного сочинения.

2. Брейн-ринг. Разминка капитанов:

Участники занимают места за столами в классе.
Звучит музыка, и капитаны приглашаются на турнир.
Каждый капитан получает конверт с вопросами, поочередно зачитывает их и затем отвечает. Если ответ затруднителен, то по желанию, один из членов команды может ответить за него. Очки присуждаются как отдельным учащимся, так и всей команде.

Возможные вопросы:

  • Как называется распад вещества на ионы под действием молекул воды? – электролитическая диссоциация
  • Как называются вещества, непроводящие электрический ток? - неэлектролиты
  • Какие ионы называются анионами? – отрицательно заряженные
  • Какие вещества называются слабыми электролитами? – вещества не полностью диссоциирующие на ионы
  • Какие реакции называются обратимыми? – реакции, в которых не присутствуют газ, осадок, вода
  • Какие вещества называются солями? – образующие при диссоциации в качестве катиона ион металла
  • Какую окраску приобретает синий лакмус в растворе кислот, почему? – розовую, так как присутствует катион водорода
  • Расшифруйте выражение СИУ? - сокращенные ионные уравнения.

3. Практическое применение знаний по теме: «Диссоциация. Гидролиз в решении конкретных проблемных ситуаций».

Команды занимают места за лабораторными столами.
Командам предлагается выполнить ряд практических задач за определенное время, по истечении которого представить полученные результаты в виде отчета на доске (ход работы – наблюдения - уравнения реакций – вывод).

3.1.

Возможный вариант задач:

В склянках под №1, №2, №3 даны растворы. Обнаружьте среди них кислоту (HCl) и щелочь (NaOH), пользуясь индикатором, и проведите химические опыты, характерные для классов данных веществ. Уравнения реакций представьте в виде полных и сокращенных ионных уравнений.

3.2. Дана схема сокращенного ионного уравнения. Используя набор реактивов, предложите все возможные варианты ее осуществления.

Возможный вариант задачи:

3.3 Даны растворы двух солей для исследования гидролиза и их характеристики:

№1 – окрашивает синий лакмус в розовый цвет
№2 – окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет
Используя данную информацию, восстановите текст вывода, составленный лаборантом кабинета.
Вывод 1: раствор соли №1 получен путем взаимодействия ___________ основания и _________________ кислоты

Вывод 2: раствор соли №2 получен путем взаимодействия ____________ основания и _________________ кислоты.

Учитель:

«Выполнили? А теперь путем самоконтроля проверьте правильность написанных слов. Обработайте выделенную зону листа раствором иода».

3.4 Какие имена (формулы) можете предложить для растворов данных солей?

4. Химические танцы.

Учитель:

«Для успешного выполнения следующего задания необходимо поменять наш вид деятельности. Можно назвать это музыкальной паузой – танцы с химической тематикой. Каждый участник команды получает шапочку с обозначением иона и в течение 1 минуты находит себе пару по смыслу: формула малодиссоциирующего или нерастворимого в воде вещества. В поисках можно использовать таблицу растворимости».
Звучит музыка.
Число правильно образованных пар отмечает комиссия.

5. Конкурс рисунков-плакатов

Учитель:
«Вспомните основные слова-термины изучаемой темы и выразите их рисунком-плакатом».
На экране демонстрируются фрагменты к/ф «Вода и ее удивительные свойства».

Заключительная часть

Жюри подводит итоги, оценивает работу игроков и объявляет команду-победителя. Наиболее успешного учащегося награждают магистерской шапочкой химика.

Учитель:

«Вы успешно справились с поставленной перед вами задачей и теперь приглашаетесь на чашечку сладкого чая, а за одно и узнать, что этот раствор тоже может быть предметом обсуждения нашей темы: какой чай слаще - холодный или горячий? Но это мы уже будем обсуждать при изучении органической химии».

Домашнее задание.