Дидактическая цель: выработка умений и навыков самостоятельно в комплексе применять перенос знаний в новые условия.
Образовательные задачи:
1) закрепление знаний учащихся о предложении и тексте;
2) выработка умений применять полученные знания на практике:
- устанавливать связь слов в предложении из 3–4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложения из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить (.), (!) или (?) в конце предложения;
- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- составлять и записывать текст из 3–5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- умение ориентироваться в тексте, находить ответы на предложенные вопросы;
3) выработка каллиграфического письма;
4) развитие орфографической зоркости;
5) формирование интереса к изучению родного языка.
Воспитательные задачи:
1) помочь детям увидеть свои достижения, успехи
и осознать необходимость получения новых знаний;
2) воспитание бережного отношения к природе;
3) воспитание самостоятельности.
Развивающие задачи:
1) развитие аналитического и образного
мышления, умения выделять главное, обобщать;
2) развитие творческих способностей;
3) развитие внимания, памяти, воображения
4) развитие познавательного интереса.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Сообщение цели урока.
Дети формулируют сами, выполнив «Минутку чистописания».
3. Минутка чистописания.
Игровое упражнение «Допиши букву».
Д. На уроке будем повторять тему: «Предложение. Текст».
4. Словарная работа.
4.1. Картинный диктант (воробей, сорока, ворона).
У.: Что обозначают записанные нами слова?
Д.: Птиц.
У.: Все упражнения, которые мы будем на уроке выполнять о птицах. А почему выбрана эта тема, ответим в конце урока.
4.2. Составление предложения из слов.
(Работа с деформированным предложением.)
На доске слова: воробьи звонко весёлые чирикают
Выполняемые задания в ходе коллективной работы:
- орфографическое чтение отдельных слов,
- составление предложения (Что такое предложение?),
- запись предложения с комментированием,
- разбор предложения по членам предложения (Какие члены предложения называются главными?),
- составление схемы предложения.
5. Самостоятельная работа (работа с предложением).
Дифференцированная разноуровневая работа:
Задание 1-й группе:
Составь предложение из данных слов. Запиши его.
Перелётные, улетели, на, птицы, юг.
Задание 2-й группе:
Дополни предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Запиши их. Подчеркни главные члены предложения.
Ласточка ……………..
Соловей………….
Кукушка……….
Воробей……….
Голубь……….
Слова для справок: воркует, кукует, поёт, щебечет, чирикает.
Задание для 3-й группы:
Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Улетели лебеди
С севера на юг.
И теряли лебеди
Белый-белый пух.
По одному представителю от каждой группы работают у доски. По окончании работы осуществляется проверка.
6. Физминутка «Знаешь ли ты птиц?» (Приложение 1.)
7. Работа с текстом.
7.1. У.: Как в устной речи обозначаем границы предложений? А в письменной?
Определите количество предложений.
На плакате:
Голуби клевали пшено. Пингвины хорошо плавают. Дятел долбил осину крепким клювом. |
Сова – полезная птица. Она поедает много мышей. Сова круглый год обитает в наших краях. |
У.: – Сколько предложений в левом столбике? О чём они рассказывают? Связаны ли предложения между собой? Можно ли назвать записанные предложения текстом? Почему?
– Сколько предложений в правом столбике? О чём они рассказывают? Связаны ли предложения между собой? Можно ли назвать записанные предложения текстом? Почему? Озаглавьте текст.
7.2. В лесах Коми Республики обитает и такая интересная птица как клёст. Обратите внимание на её клюв (показ рисунка). Своеобразный клюв помогает щёлкать еловые шишки. Чем ещё интересна эта птица, вы узнаете, прослушав текст.
На доске:
Клесты выводят птенцов в феврале. Они строят гнёзда на хвойных деревьях. Клесты кормят птенцов семенами ели. Наедятся клесты еловой каши и спать. Снизу будто перинка в гнёздышке постелена, сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и мороз не страшен.
У.: – Чем отличаются клесты от других птиц?
– Почему птенцы не замерзают зимой?
– Как можно озаглавить текст?
7.3. Самостоятельная работа с данным текстом.
Дифференцированная разноуровневая работа:
Задание для 1-й группы:
Прочитай.
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом лютый мороз, а в гнезде малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Напиши ответы на вопросы:
1. Почему клесты выводят своих птенцов зимой?
2. Почему птенцам не страшен мороз?
Задание для 2-й группы:
По тексту, данному на доске, напиши ответы на вопросы:
1. Когда клесты выводят птенцов?
2. Где они строят гнёзда?
3. Чем клесты кормят своих птенцов?
Задание для 3-й группы:
Напиши ответы на вопросы:
1. Когда клесты выводят птенцов?
2. Чем они кормят птенцов?
По окончании работы устная проверка.
У.: И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, т.к. почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так мелкие птички погибают после 6 часов голодания, из каждых 10 синичек до весны доживают только 2. Поэтому птиц повсеместно подкармливают.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
8. Итог урока.
В завершение урока проверим ваши знания по теме: «Предложение. Текст».
Тест
Задание: выбрать правильное утверждение.
1. А: речь бывает устная, печатная, письменная.
В: речь бывает устная и письменная.
2. А: предложение – это набор букв и слогов.
В: предложение – это группа слов, которые не
связаны между собой по смыслу.
С: предложение – это группа слов, которая
выражает законченную мысль.
3. А: подлежащее отвечает на вопрос: что делает?
В: сказуемое отвечает на вопросы: кто? что?
С: подлежащее отвечает на вопрос какой?
Д: подлежащее отвечает на вопросы кто? Что?
Е: сказуемое отвечает на вопрос что делает?
Самопроверка:
1 В; 2 С; 3 Д, Е.
9. Домашнее задание:
стр. 75, упр. 141.
Дифференцированное домашнее задание:
3-я группа – записать текст упражнения по памяти.
1, 2-я группы – записать текст упражнения по памяти, составить рассказ о том, как ты помогаешь зимой птицам или о том, как заботишься о каком-либо животном дома.