Урок русского языка по теме "Предложение. Текст"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: выработка умений и навыков самостоятельно в комплексе применять перенос знаний в новые условия.

Образовательные задачи:

1) закрепление знаний учащихся о предложении и тексте;

2) выработка умений применять полученные знания на практике:

  • устанавливать связь слов в предложении из 3–4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
  • составлять предложения из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить (.), (!) или (?) в конце предложения;
  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  • составлять и записывать текст из 3–5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • умение ориентироваться в тексте, находить ответы на предложенные вопросы;

3) выработка каллиграфического письма;

4) развитие орфографической зоркости;

5) формирование интереса к изучению родного языка.

Воспитательные задачи:

1) помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость получения новых знаний;
2) воспитание бережного отношения к природе;
3) воспитание самостоятельности.

Развивающие задачи:

1) развитие аналитического и образного мышления, умения выделять главное, обобщать;
2) развитие творческих способностей;
3) развитие внимания, памяти, воображения
4) развитие познавательного интереса.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Сообщение цели урока.

Дети формулируют сами, выполнив «Минутку чистописания».

3. Минутка чистописания.

Игровое упражнение «Допиши букву».

Д. На уроке будем повторять тему: «Предложение. Текст».

4. Словарная работа.

4.1. Картинный диктант (воробей, сорока, ворона).

У.: Что обозначают записанные нами слова?

Д.: Птиц.

У.: Все упражнения, которые мы будем на уроке выполнять о птицах. А почему выбрана эта тема, ответим в конце урока.

4.2. Составление предложения из слов.

(Работа с деформированным предложением.)

На доске слова: воробьи звонко весёлые чирикают

Выполняемые задания в ходе коллективной работы:

  • орфографическое чтение отдельных слов,
  • составление предложения (Что такое предложение?),
  • запись предложения с комментированием,
  • разбор предложения по членам предложения (Какие члены предложения называются главными?),
  • составление схемы предложения.

5. Самостоятельная работа (работа с предложением).

Дифференцированная разноуровневая работа:

Задание 1-й группе:

Составь предложение из данных слов. Запиши его.

Перелётные, улетели, на, птицы, юг.

Задание 2-й группе:

Дополни предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Запиши их. Подчеркни главные члены предложения.

Ласточка ……………..

Соловей………….

Кукушка……….

Воробей……….

Голубь……….

Слова для справок: воркует, кукует, поёт, щебечет, чирикает.

Задание для 3-й группы:

Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Улетели лебеди
С севера на юг.
И теряли лебеди
Белый-белый пух.

По одному представителю от каждой группы работают у доски. По окончании работы осуществляется проверка.

6. Физминутка «Знаешь ли ты птиц?» (Приложение 1.)

7. Работа с текстом.

7.1. У.: Как в устной речи обозначаем границы предложений? А в письменной?

Определите количество предложений.

На плакате:

Голуби клевали пшено.
Пингвины хорошо плавают.
Дятел долбил осину крепким клювом.
Сова – полезная птица.
Она поедает много мышей.
Сова круглый год обитает в наших краях.

У.: – Сколько предложений в левом столбике? О чём они рассказывают? Связаны ли предложения между собой? Можно ли назвать записанные предложения текстом? Почему?

– Сколько предложений в правом столбике? О чём они рассказывают? Связаны ли предложения между собой? Можно ли назвать записанные предложения текстом? Почему? Озаглавьте текст.

7.2. В лесах Коми Республики обитает и такая интересная птица как клёст. Обратите внимание на её клюв (показ рисунка). Своеобразный клюв помогает щёлкать еловые шишки. Чем ещё интересна эта птица, вы узнаете, прослушав текст.

На доске:

Клесты выводят птенцов в феврале. Они строят гнёзда на хвойных деревьях. Клесты кормят птенцов семенами ели. Наедятся клесты еловой каши и спать. Снизу будто перинка в гнёздышке постелена, сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и мороз не страшен.

У.: – Чем отличаются клесты от других птиц?

– Почему птенцы не замерзают зимой?

– Как можно озаглавить текст?

7.3. Самостоятельная работа с данным текстом.

Дифференцированная разноуровневая работа:

Задание для 1-й группы:

Прочитай.

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом лютый мороз, а в гнезде малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Напиши ответы на вопросы:

1. Почему клесты выводят своих птенцов зимой?
2. Почему птенцам не страшен мороз?

Задание для 2-й группы:

По тексту, данному на доске, напиши ответы на вопросы:

1. Когда клесты выводят птенцов?
2. Где они строят гнёзда?
3. Чем клесты кормят своих птенцов?

Задание для 3-й группы:

Напиши ответы на вопросы:

1. Когда клесты выводят птенцов?
2. Чем они кормят птенцов?

По окончании работы устная проверка.

У.: И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, т.к. почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так мелкие птички погибают после 6 часов голодания, из каждых 10 синичек до весны доживают только 2. Поэтому птиц повсеместно подкармливают.

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!

8. Итог урока.

В завершение урока проверим ваши знания по теме: «Предложение. Текст».

Тест

Задание: выбрать правильное утверждение.

1. А: речь бывает устная, печатная, письменная.
В: речь бывает устная и письменная.

2. А: предложение – это набор букв и слогов.
В: предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.
С: предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

3. А: подлежащее отвечает на вопрос: что делает?
В: сказуемое отвечает на вопросы: кто? что?
С: подлежащее отвечает на вопрос какой?
Д: подлежащее отвечает на вопросы кто? Что?
Е: сказуемое отвечает на вопрос что делает?

Самопроверка:

1 В; 2 С; 3 Д, Е.

9. Домашнее задание:

стр. 75, упр. 141.

Дифференцированное домашнее задание:

3-я группа – записать текст упражнения по памяти.

1, 2-я группы – записать текст упражнения по памяти, составить рассказ о том, как ты помогаешь зимой птицам или о том, как заботишься о каком-либо животном дома.