На протяжении многих лет учителя как в России, так и за рубежом делали попытки наладить содружество учащихся в процессе их обучения. Новая образовательная система заставляет пересматривать традиционные представления о социальной сущности образования. Одна из важнейших задач педагога – построить процесс обучения по-новому, принципиально изменив в нём роль ученика, что даёт качественно другой результат. Это выражается в следующем:
- Ученик равноправный участник обучения. Он участвует в контроле и оценке. Он сам (при помощи учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины этого и пути его исправления.
- Ученику предоставляется право выбора способа и пути действия в решении данной задачи. Его участие заключается не в принятии готового образа, а в высказывании личного отношения или коллективного обсуждения лучшего решения задачи.
Учитель должен строить взаимоотношения не только с каждым учеником в отдельности, но и с небольшой группой учеников (3–5 человек). Такая форма организации сотрудничества учителя и ученика положительно влияет на академическую успеваемость.
У учащихся вырабатывается самоуважение, появляется интерес к самому процессу обучения, они учатся помогать друг другу, развивая межличностные отношения в процессе совместной деятельности.
Обучение приёмам коллективной деятельности составляет особую специальную задачу учителя. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между учащимися регулируются учителем.
Помощниками и союзниками становятся родители. Учителя совместно с учениками проводят школьные и классные мероприятия. Этими мероприятиями учителя стараются приблизить родителей к школе, познакомить поближе друг с другом. В игровой форме раскрывают возможности и таланты учащихся.
Наши учителя помогают родителям овладевать методами и приёмами работы, осуществлять контроль в процессе учёбы. Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Но в каждой школе есть родители, которые с радостью сотрудничают с педагогом. Задача же учителя – создать условия для совместной деятельности «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ».
В качестве примера приведу модель родительского собрания.
Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими.
А. Моруа.
Цели:
- Сплочение родителей и детей после летних каникул;
- Создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом.
Задачи:
- Формировать нравственную культуру детей и родителей;
- Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
Форма проведения: собрание-праздник.
Оформление зала:
Плакаты с высказываниями: “Любовью и уступками достигается всё”, “Я + Я= счастливая и дружная, надёжная и верная СЕМЬЯ”. Из картона вырезается дерево, на верхушке которого надпись “Дерево жизни”. На ветках прикреплены листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе.
Комментарии:
Собрание проводится в начале учебного года. Его целью является сплочение родителей и детей после летних каникул, создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом. Время проведения- вторая половина сентября. На собрание приглашаются дедушки и бабушки, мамы и папы, старшие и младшие дети в семьях.
Ход собрания
1. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы!
Рады вас вновь видеть в стенах нашей школы. Сегодня у нас праздник и посвящён он, как вы уже поняли, новому учебному году. Сегодня наши дети приготовили для вас спектакль.
2. Проведение праздника.
(Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею).
Мальчик и девочка: Ой, здравствуйте!
Фея: Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?
Мальчик и девочка: А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?
Фея: О празднике семьи.
Мальчик и девочка: Семья? А что это такое? Мы живём на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.
Фея: Мне вас жаль, дети Голубой Планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам помогут ребята планеты Земля? Но прежде послушайте одну сказку.
(Звучит музыка к песне “Маленький принц”.)
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: “Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?”
Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: “Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!”
“А в какие ночи свет твой становится ярким?” – спросила Луна.
“Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?”
“Ты узнала тайну спешащих странников?” – спросила Луна.
“Да,- ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…”
“А какими были его глаза?”- недоумённо спросила Луна.
“Они светились в темноте от счастья и радости, – ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник?”
И он ответил: “Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи- жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное”.
Звёздочка замолчала, а затем ответила: “Вот стой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью”.
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: “Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?”
“А разве это возможно?” – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: “Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ!”.
Учитель: Вам понравилась сказка, дети Голубой Планеты?
Мальчик и девочка: Да! Но мы хотели бы подробнее узнать, что же такое семья.
Фея: Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте! А наши ребята попробуют рассказать, что для них значит слово “СЕМЬЯ”.
(Выходят ученики и читают стихи.)
Ученик 1.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный и в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Ученик 2.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с мамой и папой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я, был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Ученик 3.
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку
И гладит мои волосы слегка.
Ученик 4.
Сегодня в доме выходной,
Сегодня- воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,
Для мамы готовим печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладём на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама… помоет посуду.
Ученик 5.
Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
Ученик 6.
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья, –
Готовим угощенье!
Две бабушки мои придут
И два солидных деда,
Рассказы слушать их люблю
Про светлый день Победы!
Придёт любимая сестра
С племянницей-малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
Фея: Дорогие гости! Вам понравился рассказ ребят?
Учитель: Мы могли бы говорить ещё больше, но нам хотелось бы дать слово и нашим гостям. Мы объявляем конкурс для пап и мам, дедушек и бабушек, сестёр и братьев!
3. Блицинтервью. (Проводят дети.)
- Какого цвета глаза у мамы, бабушки?
- Какую газету любит читать дедушка?
- Когда родилась ваша семья?
- Какая книга у вашего ребёнка любимая?
- Какой размер обуви у мамы, у папы?
- Когда у членов семьи день рождения?
- Ласковые имена вашего дома?
- Самый счастливый день вашего дома?
4. Проведение конкурсов.
(В каждом конкурсе участвуют 3-4 семьи. Задания выполняются на время.)
- Мама опутывает себя скакалкой. Ребёнок должен распутать.
- Мамы должны накормить детей какой- нибудь едой.
- Ребёнок должен помочь бабушке втянуть нитку в иголку и пришить пуговицу.
- Ребёнок должен выбрать среди разложенных газет ту, которую читает дедушка и как можно быстрее принести ему.
Конкурс пантомим.
(Ребята получают карточки, на которых указаны действия, которые они должны изобразить с помощью пантомимы.)
Задания:
- Мама спешит на работу.
- Папа моет посуду.
- Дедушка читает газету.
- Сестра собирается на встречу с друзьями.
- Бабушка печёт пироги.
- Папа требует дневник.
Песенный конкурс.
(Ребята и родители исполняют любимые песни детей и родителей, дедушек, бабушек.)
Фея: Вот и подошёл к концу наш праздник. Ребята Голубой Планеты, вам у нас понравилось?
Мальчик и девочка: Да, очень. Нам очень захотелось вернуться на свою Родину и рассказать о семьях планеты Земля, с которыми мы сегодня познакомились. А для того , чтобы наш рассказ был убедителен, мы хотели бы сделать фотографию на память у вашего дерева Жизни вместе со всеми участниками. Эта фотография станет самым главным украшением Голубой Планеты!
Все вместе:
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!