Воспитание и всестороннее развитие ребенка невозможно без участия родителей. Практика моей работы показала, что из всего множества форм взаимодействия с родителями наиболее востребованной и продуктивной для родителей моих воспитанников, является мастер – класс. В доу организована детско-родительская дизайн студия “Семья талантов”, встречи проходят в форме мастер – класса, с периодичностью 1 раз в месяц. Основная цель дизайн-студии – организация совместной деятельности детей и родителей для развития творческих способностей и укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.
Мастер – класс “Дорого яичко ко Христову дню”
Цель:
- оказать практическую помощь в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома.
Задачи:
- познакомить родителей и детей со славянскими традициями пасхального праздника; обучить практическому приему украшения пасхальных яиц в технике декупаж;
- воспитывать уважение к народным традициям.
Зрительный ряд:
Музыкальное оформление:
Материалы и оборудование (на каждого
участника):
Ход:
1.Рассказ педагога о празднике Пасхи и его традициях.
Педагог:
Добрый вечер ребята и уважаемые родители. Наша встреча проходит в преддверии самого доброго светлого праздника. А кто из вас знает, какой праздник скоро наступит? (Ответы детей)
Да, это прекрасный весенний праздник, который называется Пасхой, его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
А как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (Ответы детей: украшают дом, пекут куличи, красят яйца.)
Педагог:
Да, все верно. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Вот какие расписные яйца было принято дарить в этот праздник (зрительный ряд). А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то, как бы забываешь про все плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
А почему красят именно яйца и дарят их, а не другие подарки? Пасхальное яйцо это символ надежды, новой вечной жизни, чистой, светлой, которую дает нам своим Воскресением Христос Бог. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь, человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
Яйца красят в разные цвета, но чаще всего в красный, пурпурный. Поскольку существовал обычай подолгу хранить в доме пасхальные яйца, иногда до следующей Пасхи, то народные умельцы стали делать яйца из дерева и расписывать их разными узорами. Затем появились очень красивые яйца из фарфора и серебра с эмалями, бисером (показ иллюстраций). Такие яйца делали в специальных мастерских. Мастера знаменитой в XIX веке российской ювелирной фирмы Фаберже делали яйца из драгоценных камней, золота, серебра с “секретом”. Это были самые настоящие произведения искусства. Чаще всего их дарили царской семье, а сейчас они хранятся в музеях.
В нашей коллекции представлены разные виды пасхальных яиц, Вот это красивое белое яйцо с голубыми узорами – фарфоровое, сделано мастерами какого города? (Ответы детей, родителей: из города Гжель) Это желтое со сказочными цветами изготовили мастера Городца. Мастера какого промысла изготовили это золоченое яйцо? (показ Хохломского яйца)
Раньше было несколько видов украшенных яиц: крашенки, писанки, капанки, драпанки. Все эти виды представлены в нашей коллекции, как вы думаете, какое яйцо соответствует названным видам, в чем их различия? (Ответы детей, родителей) Крашенки – просто цветные яйца, писанки – расписанные орнаментом, капанки – изготавливаются с использованием воска, драпанки – крашенное яйцо, на котором процарапывают узор. Любую писанку можно “прочитать”, учитывая символику ее цвета и рисунка. Узоры писанок исполнялись в стилизованной форме, они наделялись глубоким смыслом, были символичны.
Символика разделяется на несколько групп: солнечные символы; геометрические символы; растительные и животные символы; христианская символика.
Розеты (восьмилучевые звезды, иногда с круглыми концами) - символ женственности.
Треугольник – символ триединства семейного (мать, отец, дитя), божественного (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), стихийного (огонь, вода, земля)
Кольцо – символ материнства и знания.
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.
Сосна – долголетие и здоровье.
Сливы, яблоки – символ любви.
Животные символы помогают владельцу писанки обрести наилучшие качества зверей, крепкое здоровье, силу, отвагу, смелость, доброту.
Голубки – счастье в доме. Конь – сила, трудолюбие.
Олень – долгая жизнь и выносливость в трудах праведных.
Мотылек – радость, беззаботное детство, а также переход души к вечной счастливой жизни.
Паук – трудолюбие и терпеливость.
Девочкам в старину дарили писанку с изображением яблоньки – символ чистоты, красоты, нежности и плодовитости. Мальчикам – писанку с дубовыми листьями, чтобы рос таким же сильным, крепким и могучим как дуб. Цветы – символы неродившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.
А знакомы ли вы с символикой цвета? Например, знаете ли вы, что означает белый, голубой, зеленый цвета писанок? (Ответы детей, родителей)
Белый цвет – основной цвет яйца – цвет чистоты, божественного начала.
Голубой – цвет небесной Богоматери, божественного духовного знания.
Зеленый – символизирует здоровье, жизнь.
Бордовый или коричневый – принадлежность к земле.
Синий – связь с небом и ночью.
Черный – неизвестность, бесконечность.
2. Практическая часть. Знакомство с техникой декупаж. Украшение пасхального яйца
Педагог:
Существует множество техник украшения пасхальный яиц. В наши дни красить пасхальные яйца очень просто: для этого продаются специальные яркие пищевые красители и даже различные наклейки
На нашем мастер - классе мы изготовим пасхальный сувенир в технике декупаж. Что же такое декупаж? От фр. dekouper – "вырезать" – это очень древняя декоративная техника. Изначально появлением этой техники мы обязаны мебельной промышленности. Появилась техника декупаж еще в Средневековье, но своей популярности достигла в XVII веке в Венеции, где в особой моде были предметы мебели, украшенные инкрустациями в китайском стиле. Это было дорогое и не всем доступное увлечение. В результате изобретательности венецианских мебельщиков, путем аппликации на мебели, удалось достичь великолепной имитации восточных инкрустаций, что было значительно дешевле. Эта оригинальная техника получила широкое распространение в Англии, затем во Франции, где стал любимым занятием королевы Марии Антуанетты.
Сегодня эта техника снова в моде. Для освоения техники декупаж необходимо три главные вещи: декоративные бумажные салфетки с радующим глаз изобразительным мотивом, специальный лак и предмет которому желаете придать необыкновенный вид. Как вы уже могли догадаться декупаж, в общем – то - это самая настоящая аппликация.
Я предлагаю вам использовать этот способ для украшения натуральных вареных яиц. У вас на столах есть салфетки, яйцо, а по причине того, что украшать мы с вами будем натуральное вареное яйцо, вместо лака возьмем клейстер, приготовленный на картофельном крахмале.
Технология работы следующая:
- вы вырезаете понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки;
- осторожно отделяете верхний красочный слой;
- теперь клейстером промазываете яйцо и располагаете на нем рисунок;
- когда клей высохнет можно украсить рисунок цветными блестками.
Дети с родителями украшают яйца.
*Пока украшенные яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами.
Педагог:
На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру “Пасхальные салочки”: Посередине круга лежат разноцветные пасхальные яйца, их на одно меньше, чем игроков. Под музыку вы будете двигаться по кругу, как только музыка закончится, вы должны быстро взять яйцо и выйти из круга, игрок которому не хватило яйца, выбывает.(Звучит любая народная музыка)
Дети возвращаются за столы и продолжают украшать яйцо цветными блестками.
3.По окончании работы:
Педагог:
– Ребята, вам понравилось украшать яйца? Сегодня вы познакомились с новой декоративной техникой, как она называется? Какими картинками вы украшали пасхальное яйцо? Почему выбрали именно этот рисунок?
- Друзья мои, вам понравилось наше занятие? А что вам особенно понравилось? (Ответы детей: что мы украшали яйца вместе с мамами)
Да, и это на нашей встрече самое главное. Такой праздник как Пасха духовно сплачивает и объединяет семью. Члены семьи пусть хоть на короткое время, собираются вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством.
Для детей же важно не только понимание сути значения этого светлого праздника, но и его атмосфера, совместные переживания радостного момента с родными людьми. Думаю, что воспоминания об этом они сохранят на всю жизнь.
Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Я приготовила для каждого из вас небольшой подарок (раздаю всем участникам мастер - класса): это памятка (прил.1), в которой вы узнаете более подробно о символике писанок, о различных пасхальных играх, в которые можно поиграть дома со своими гостями. А также схема изготовления красочного петушка - подставки для яйца (прил.2), (прил. 3).
Желаю творческих вам успехов, приятных сюрпризов и красивых праздников. Буду очень рада нашим новым встречам.
ЛИТЕРАТУРА
- Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц.– Ярославль: “Академия развития”, “Академия и Ко”, 2000, стр.6-24.
- Как научить детей любить Родину. Авт.- сост. Ю.Е. Антонов и др. – М.: АРКТИ, 2003, стр.145 –156.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника), стр.30.
- Лыкова И.А. Миниатюры на яйце. – М.: ИД “Карапуз”, 2003. (Растем и развиваемся)
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003, стр. 64.
- Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. Серия “Русский сувенир”. – М.: Интербук - бизнесс, 2997
- Тейлор Т. Узоры для пасхальных яиц: новые идеи оформления. – М.: Изд. дом “Ниола 21-й век”, 2005.
- Черутти П. Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров: практическое руководство/ пер. с итал. – М.: Издательство “Ниола-Пресс”, 2007.
- Васюк Т.П., Репина Т.В., Сафронова С.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях детского объединения школа раннего развития детей "Знай и умей"//http://festival/ 1 september.ru/2005-2006
- Кудейко М. Дорого яичко к Петрову дню.//Дошкольное образование - 2004, № 6 – стр. 30.
- Мировое яйцо. Эскиз – 2003, № 4, стр.
- Пасхальные забавы для детей. Рудакова Н.// Дошкольное образование - 2000, № 13-14 – стр. 23.
- Писанка символ солнца и добра. Стець М.//Обруч 2004, №3 – стр.23
- Пасхальные сюрпризы К.Фаберже. Онуфриева И., Миронова Е.//Юный художник – 1990, № 7, стр.37.
- Рудакова Н. Снесла курочка яичко.//Дошкольное образование – 2000, № 13-14, стр.30.
- Что такое писанка. //Эскиз – 2006, № 4, стр.16
- Весенние традиции. Е. Иванова. // Квартирный ответ, 2006, апрель – стр. 102.
Мастер – класс “Лампочки для елочки”
Цель:
- оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать сближению детей и родителей в творческом процессе.
Задачи:
- создать праздничную атмосферу;
- обучить практическим приемам изготовления елочных игрушек из бросового материала: электрической лампочки, комбинируя технику декупаж, с разными изобразительными материалами; развивать художественный вкус в процессе подбора элементов для декорирования изделия; воспитывать интерес к совместному творческому процессу.
Зрительный ряд:
Материалы:
Оборудование:
Ход:
1. Вступительная часть.
Педагог:
Добрый вечер, ребята и уважаемые взрослые, я очень рада нашей новой встрече.
Кто из вас угадает,
Какой праздник наступает?
Он нам радость несет
И добра на целый год.
Он приходит в каждый дом
С елкой и свечами,
Собирает за столом
Всю семью за чаем.
Этот праздник любят все –
Взрослые и дети.
И в столице, и в селе,
И на всей планете.
(Новый год)
Да, все верно, это любимый всеми праздник новый год. В воздухе праздничная суета – ведь все, и взрослые, и дети, готовятся к радостному событию. Я, как и вы, ребята, люблю этот праздник, и хотела сделать вам сюрприз: украсить изостудию. Как вы думаете, что является самым главным украшением, символом праздника? (Ответы детей: елка)
Посмотрите, елочка у меня уже есть (обращаю внимание детей и родителей на необычную елку, выполненную в виде 4-хгранной пирамиды из проволоки), вам кажется, что это не елка? Я открою вам один маленький секрет: каждый год, мы украшаем детский сад к празднику в соответствии с темой, прошлогодняя тема “По странам и континентам”, в этом году – “Новый год в космосе”. Значит, елка должна быть необычной?! Думаю, если эту пирамиду украсить игрушками она будет похожа на елку.
Игра “Укрась елочку”. Ребята, в коробке есть много разных игрушек, попробуете украсить мою необычную елку? (дети выбирают из набора разных игрушек елочные: шары, и украшают “елку”) Молодцы, красиво получилось.
Конечно, одинаковые золотые и серебряные шары смотрятся на елке стильно и “по-европейски”. Но, чтоб наша елочка превратилась в новогоднюю - космическую, игрушки тоже будут необычные.
2. Практическая часть.
Педагог:
Уважаемые взрослые, у вас подрастают замечательные ребятишки, я предлагаю вам вместе смастерить несколько елочных игрушек. Это даст малышу возможность самому сделать праздник, получить радость не только от процесса творчества, но и от ощущения сопричастности, ожидания и предвкушения. И ведь сделать елочные украшения совсем не сложно, это по силам даже самым маленьким мастерам. Итак, пришло время открывать нашу новогоднюю мастерскую, игрушку изготовим из бросового материала: отслужившей электрической лампочки. В своей новой жизни она снова может предстать во всем блеске – с помощью чудесных украшений из салфеток, блестящих бусин, пайеток и красок. В новой “одежде” лампочкам доверено будет украсить новогоднюю елку!
Для работы нам потребуется:
- электрические лампочки разных размеров и форм
- акриловая краска
- декоративная бечевка разного диаметра и цвета или лента из пайеток
- клей
- прозрачный лак на водной основе
- плоская мягкая кисточка
- разноцветные бусинки, стазы разных форм
У вас на столах есть ножницы, клей и кисть. Сейчас возьмите понравившуюся вам салфетку. При изготовлении игрушки используем технику декупажа, комбинируя ее с разными изобразительными материалами и декоративными элементами. Первое: рассмотрите салфетку, вырежьте фрагмент рисунка, в соответствии с тем как вы хотите расположить его на поверхности лампочки (рассказ сопровождается показом готовых украшенных лампочек): рисунок может располагаться по всей лампочке, по кругу широкой части или же вы будете использовать отдельные фрагменты. Далее наклеиваем рисунок салфетки на лампочку с помощью клея ПВА, немного разбавив его водой.
Теперь, пока высохнет клей, мы переходим к самому творческому моменту: декорированию будущей игрушки. Выберите декоративные элементы (пайетки, стазы, бусины) и ленточки, бечевки для украшения цоколя и изготовления петельки. После того как вы расположите декор, приступим к украшению цоколя. Оборачиваем цоколь двухсторонним скотчем (в домашних условиях вы можете использовать прозрачный клей для потолочной плитки), делаем петельку, затем по спирали поднимаясь вверх, начинаем оборачивать цоколь бечевкой или лентой из пайеток. Можно сразу обернуть цветным голографическим скотчем. *
* Если дети устали, родители сами украшают цоколь. С детьми проводится физминутка “Белые елочки” (“Новогодний хоровод”, сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струев).
Белые – белые | Руки подняли вверх, потянулись |
В декабре – в декабре | Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны |
Елочки – елочки | Руки подняли вверх, потянулись |
Во дворе – во дворе. | Наклоны туловища влево – вправо, руки на поясе |
Кружится - кружится И поет – и поет |
Кружатся парами |
Праздничный – праздничный Хоровод – хоровод. |
Хлопают в ладоши |
Скользкие – скользкие В декабре – в декабре |
Поднимают колени до уровня груди |
Горочки – горочки Во дворе – во дворе. |
Приседают |
Звонкие – звонкие В декабре – в декабре |
Хлопают в ладоши |
Песенки – песенки Во дворе – во дворе. |
Прыгают на месте |
Кружится – кружится И поет – и поет |
Кружатся парами |
Праздничный – праздничный Хоровод – хоровод. |
Хлопают в ладоши |
3. По окончании работы:
Педагог:
Ребята, вы очень постарались с мамами, пришло время посмотреть, что же получилось, давайте украсим вашими игрушками космическую елку. (Развешиваем игрушки)
Посмотрите, какие разные получились лампочки, они и на лампочки то теперь вовсе не похожи.
– А какую технику мы использовали при изготовлении игрушки? Ребята, вам понравилось делать игрушки? А что вам особенно понравилось? (Ответы детей: что мы украшали лампочки вместе с мамами).
Да и это самое главное, что вы творили вместе с родителями, а вместе работать веселее и легче. Большое спасибо всем вам, что помогли украсить елку необычными игрушками, эксклюзивными! После того как мы пригласим всех ребятишек и взрослых нашего сада на экскурсию в изостудию посмотреть на космическую елку, вы сможете забрать игрушки и украсить ими свою домашнюю елочку.
Думаю, совет сохранить эти игрушки, сделанные вами будет излишним. Пройдут годы, многое забудется… Но незадолго до очередного праздника вы принесете в дом душистую елку, вытащите коробку с елочными украшениями и среди стеклянных расписных шаров вдруг обнаружите игрушки, сделанные вместе с малышом год (а может, десять лет) назад. И воспоминания нахлынут с такой силой, как будто все было только вчера. И вы всей семьей будете вновь и вновь рассматривать эти ценные семейные реликвии, вспоминать события прошлых лет и радоваться забавным новогодним придумкам. И конечно, предвкушать новые праздники и ждать Новый год, который непременно принесет новое благополучие, новую удачу, новое, еще большее счастье…
С наступающим вас, новым годом!
Какие славные деньки:
Горят на елках огоньки,
Блестят игрушки, и хлопушки
Грохочут залпами, как пушки!
Пусть улыбаются друзья,
Пусть будет счастлива семья!
Пусть лишь удачу принесет
Вам этот новый Новый год.
Пусть будет он веселым, мирным, ярким
И много принесет подарков!
До свидания, друзья мои, до новых встреч!
Литература
- Ковалько В.И. азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- Каспарова Ю. Новогодняя мастерская. Елочные игрушки своими руками.//Мама м малыш – 2006, № 12 – с. 50
- Новый блеск старых лампочек.//Коллекция идей – 2002, декабрь – с.2