Цели урока:
- познакомить учащихся с домашними животными;
- расширить представления учащихся об образе жизни, повадках, одомашнивании некоторых из них;
- пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.
Оборудование:
- Презентация “Верные друзья и помощники”
- Мультимедийный проектор
- Плакат:
- Плакат “Наш друг – собака”
- Плакат “Правила обращения с животными”
- Карточки наблюдений.
Наблюдай
- Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?
- Любят ли забираться на высокие предметы?
- Боятся ли высоты?
- Как кошка перебегает открытое пространство: свободно или крадучись, припадая к земле?
- Как ухаживают собака и кошка за своей шерстью?
- Как ведут себя в морозный день?
- Что едят собака и кошка?
- Как охотятся собака и кошка за добычей?
- Узнают ли собаки и кошки своих хозяев и других людей?
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного
1) Что такое природа?
(Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
На доске схема:
- Какие признаки живого нам известны?
(Живое двигается, питается, растет, развивается, размножается, умирает.)
2) Игра “Кто внимательный?”
Учитель называет элементы живой и неживой природы.
Дети хлопают в ладоши, если речь идет о живой природе.
Небо, воробей, одуванчик, камень, солнце, дуб, шиповник, песок, тигр, вода, мяч, береза, кролик.
3) На какие две группы можно разделить живую природу?
(Растения и животные)
Схема на доске дополняется:
Что вы узнали о животных на прошлом уроке?
(Животные отличаются размерами, окраской и формой тела. Они обитают на суше, в воде, в воздухе, в почве.)
III. Проверка домашнего задания
Тетрадь с.4, №4
Читай стихотворение.
Какие названия жилищ животных ты подчеркнул в стихотворении?
IV. Объявление темы урока. Приложение 1.
Решите кроссворд: (Слайд №1 )
“Кто где живет?”
- Собака.
- Куры.
- Лошадь.
- Корова.
Как можно назвать перечисленных животных?
Прочти слово по горизонтали.
Сегодня на уроке познакомимся с домашними животными, их повадками, историей появления у человека, значением и отношениями с человеком.
V. Работа над новым материалом
1) Работа в тетради: с.5 №1
Назови изображенных животных.
На какие группы их можно разделить?
с.5, №2
Как называют животных, которых выращивает человек?
Дети печатают в клетки: домашние животные.
Каких животных называют домашними?
В чём отличие домашних животных от диких?
(Домашних животных кормит человек, а дикие сами добывают себе еду, жильё домашним животным строит человек, а дикие сами, за домашними животными ухаживает человек)
Прочитай список домашних животных.
Читай задание внизу.
Дополни список. Расскажи, для чего человек выращивает домашних животных.
Более подробно вы сможете ответить на этот вопрос после нашей совместной работы.
Физкультминутка
2) Рассказ учителя с показом слайдов №2 - №17
А) Загадка.
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
В народе её называют кормилицей. Коровье молоко очень полезная пища. В нем содержатся вещества, которые помогают росту и развитию детей, укрепляют кости, способствуют сохранению хороших зубов и десен, зрения.
Какие продукты получают из молока? (Творог, сметану, простоквашу, кефир, масло, сыр)
Предком домашних коров является дикий бык-тур. На туров было легко и выгодно охотиться. Это привело к тому, что четыреста лет назад были уничтожены последние экземпляры этих великолепных представителей дикой природы.
У всех древних народов бык пользовался почётом. В Индии и сейчас корова священное животное. В индийских городах можно наблюдать, как улегшуюся на тротуаре корову не сгоняют, почтительно обходят. Мясо коров в Индии не едят.
Вспомните фильм “ Рыжик и его родня” и скажите кто родственник корове. (Тур, зубр, бизон, ватусси, бык)
В городе Иркутске поставлен памятник корове в знак благодарности кормилице. Увековечить это животное решил директор одного из стоматологических центров. Млекопитающее весом в 250 килограммов расположилось в самом центре города.
Запишем в тетрадь название домашнего животного - корова.
Б) Загадка.
Глазище, усище, хвостище, а моется всех чище (Кошка)
Кошка – пушистый, своенравный зверёк, издавна живущий рядом с человеком. Её считали и божественной, и коварной, и святой. На самом деле – это милое, мудрое и очень ласковое существо.
У кого из вас есть дома кошка?
Какие качества кошки вы можете назвать? (Любопытная, осторожная, ласковая)
Какие забавные истории с ней происходили?
А вы умеете разговаривать с кошкой, знаете её язык?
“Словарь кошачьего языка”:
Потирание головой о человека – любовь, преданность, жажда ласки.
Уши поставлены вертикально – любопытство.
Уши прижаты к голове – подготовка к нападению.
Мурлыканье – спокойствие.
Мяуканье – приветствие, просьба.
Памятник кошке
А) Памятник Котенку с улицы Лизюкова из одноименного мультфильма Вячеслава Котеночкина установлен в 2003 году. Адрес - Воронеж, улица Лизюкова.
Б) Две петербургские кошки на Малой Садовой
улице: кот "Елисей" и кошка "Василиса"
исполняют желание, если подкинутая монетка
приземлится рядом с ними. Две фигурки друг
напротив друга на Малой Садовой - это памятник
ярославским кошкам. Их завезли в войну 1941-1945,
спасать город от расплодившихся крыс.
Необходимость в те годы в кошках была велика - в
городе их практически не осталось, крысы
атаковали и без того скудные запасы продуктов.
В город привезли четыре вагона дымчатых кошек.
Эшелон с “мяукающей дивизией”, как прозвали
питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки
стали очищать город от грызунов. К моменту
прорыва блокады, практически все подвалы были
освобождены от крыс.
Запишем в тетрадь название домашнего животного – кошка.
Чтение стихов о кошке заранее подготовленными детьми:
- Почему ты черен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пес в пыли меня валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это
В) Загадка.
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу (Собака)
У всех древних людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла их от диких зверей, помогала на охоте, служила пищей.
Предками собак были волки. Люди в логовах волков ловили маленьких волчат и приручали их.
Почему говорят: “Собака – друг человека”? (Рассматривание плаката)
О собаках человек сочинил стихи.
1) Чтение детьми стихов о собаке:
Этот сильный пёс – боксер.
Не вступай с боксёром в спор.
Коль рассердится боксёр –
Так полезешь на забор!2) Кто такая эта лайка?
Всей тайги она хозяйка!
Как возьмёт по снегу след -
Никому спасенья нет!3) Я был на улице, продрог.
На огонек зашел.
Я не кусаюсь, я не зол,
Я — маленький бульдог.4) И пусть не дразнят все меня,
Что хвостик я повесил:
Просохнет шерстка у огня,
Тогда я буду весел.
Собакам человек поставил памятники.
Например, во Франции в Париже стоит памятник сенбернару Барри: маленький ребёнок верхом на большой собаке.
Этот пёс спасал людей во время снегопадов и схода лавин в горах Альпах.
Барри спас 40 человек. Пёс отыскал под снежной лавиной, в которой погибла молодая женщина, её двухлетнего ребёнка. Барри лапами разгрёб снег, прижался к малышу, отогревая его, лизал лицо до тех пор, пока мальчик не очнулся. А затем, ухватив зубами за одежду, отнёс ребёнка к ближайшему дому.
Запишем в тетрадь название животного – собака.
Г) Загадка
Я в любую непогоду уважаю очень воду, я от грязи берегусь чистоплотный серый …(Гусь)
Гусь – птица водоплавающая. Внешние перья пропитаны специальным жировым составом, и вода скатывается, не попадая на мягкие внутренние пушинки. Гуся люди одомашнили 3000 лет тому назад. Известны поговорки о гусе: “Как с гуся вода” “Ходит, как гусь лапчатый” В старину писали гусиными перьями.
Д) Загадка.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами (Петух)
Раньше петуха считали птицей священной и думали, что петух прогоняет злых ночных духов и помогает солнцу бороться с тьмой. Поэтому петухов не ели. В Германии в городе Мюнстере стоит памятник петуху, спасшему город своим криком.
Четыреста лет назад город осадили враги. Воцарился страшный голод. Из съестного остался всего лишь петух. Хозяин погнался за ним, чтобы его зарезать. Но петух взлетел от него на самый верх крепостной стены. Осаждавшие, увидев птицу, сделали вывод, что в городе много еды, а значит, осада не имеет смысла, и ушли восвояси. Благодарные жители Мюнстере изваяли петуха в серебре и поставили в городской ратуше.
Е) Загадка.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (Козёл)
В Древнем Египте, Древней Греции козы были основным видом молочного скота. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны.
Памятник козе.
В сентябре 2000года в г. Урюпинске был открыт памятник козе, в знак особых заслуг этого животного перед людьми. Ведь вязание пуховых платков и шалей из шерсти козы является здесь исконным промыслом. Сделан памятник из куска гранита весом 20 тонн.
Ё) Загадка
4 ноги, пятый хвост, шестая грива (Лошадь)
Любимым домашним животным многих народов является лошадь. Человек подружился с ней позднее, чем со многими прирученными животными.
Некоторые виды диких лошадей дожили почти до наших дней. Это – тарпан.
Последний тарпан был убит 100 лет назад.
В г. Санкт-Петербурге много памятников с фигурой коня. Один из них — скульптура “Укрощение коня”, автор К. Клодт.
Ж) Загадка.
У меня есть друг хороший.
Я зову его Хаврошей.
У Хавроши хвост крючком,
Нос курносый пятачком (Свинья)
В Полтаве установлен памятник свинье - мальчик и девочка погоняют огромную свинью прутиком. На постаменте табличка с надписью: “Вечной кормилице украинского народа”.
3) Тетрадь с. 5 №3
Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Пища, одежда, охрана и др.)
А зачем ещё человек заводит у себя домашних животных? (Нам с ними не одиноко, уютно, они нас успокаивают, лечат, веселят, мы с ними играем)
Как же должен относиться человек к своим питомцам? (Ухаживать, заботиться)
4) Тетрадь с 6 №4
Какие поступки ребят ты одобряешь, какие нет? Высказывания ребят, чтение стихов
Ласковый теленок
Мягонькие ушки.
Просит, как ребенок,
Хлебушка горбушку.Пушистый комочек
Бежит за клубочком,
Задорно играет,
Совсем не кусает.Ничей собачёныш,
Бездомный малыш,
Доверчиво как
На меня ты глядишь!
Вот косточка – на!Не дрожи, не грусти.
Так было бы славно
Нам вместе расти!
Но мама не разрешает,
Крепчает мороз,
Надвигается ночь.
Так надо же, люди, бедняге помочь!
Ну, кто его, кто у себя приютит,
От страшной удавки его защитит –
Детёныша, кроху такого?Вреда от него не случится ковру.
А если случится –
Приду, приберу,
Выполнение 2 части задания №4:
Расскажи, как люди заботятся о домашних животных в городе, в деревне.
5). Заключительная беседа.
Если у человека нет домашнего животного, то какой совет дали бы вы ему, прежде чем заводить кого-то?
(Подумай, сможешь ли ты с ним гулять, хватит ли у тебя времени, чтобы ухаживать за ним, хорошо ли будет жить животному у тебя дома.)
Можно ли поймать дикое животное в лесу и унести его домой? Почему нельзя?
Прочитаем правила обращения с животными (плакаты)
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
VI. Итог урока. Домашнее задание
Дома ведите наблюдения за кошкой или собакой по заданиям, которые я раздам, нарисуйте рисунок любого домашнего животного.