Цели:
- показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны взаимообогащение и тесная взаимосвязь разных областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры;
- воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели;
- развивать речь, навыки работы с дополнительной литературой.
Оборудование: учебник П.Н.Зырянова “История России. XIX век”, репродукции картин Третьяковской галереи; книга В. Прудоминского “Первая Третьяковка”, компьютерная презентация; альманах “Памятники Отечества”. М., изд-во “Советская Россия”, 1988, № 1, магнитофон и запись музыки Глинки из оперы “Жизнь за царя” “Славься”.
Основные понятия: классицизм, ансамблевая застройка, русско-византийский стиль, академизм.
Эпиграфы: Искусство – страстное молчание. Густав Моро.
Жизнь коротка, искусство вечно.
Персоналии:
Архитекторы:
- Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство.
- Тома де Томон. Биржа и стрелка на Неве (Петропавловская крепость - стрелка Васильевского острова - Дворцовая набережная).
- Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор.
- Огюст Монферран. Александровская колонна. Исаакиевский собор.
- Константин Андреевич Тон. Храм Христа Спасителя.
Скульпторы:
- Борис Иванович Орловский. Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Фигура ангела на Александровской колонне.
- Петр Карлович Клодт. Статуя Николая I. “Укротители коней”.
- Иван Петрович Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.
Художники:
- Карл Павлович Брюллов. “Последний день Помпеи”.
- Александр Андреевич Иванов. “Явление Христа народу”.
- Орест Адамович Кипренский. Портрет Пушкина.
- Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина.
- Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора. Вдовушка.
Композиторы:
- Михаил Иванович Глинка. “Жизнь за царя”, “Руслан и Людмила”.
- Александр Сергеевич Даргомыжский. “Русалка”
Подготовительная работа: стенды с репродукциями картин художников 1-й половины XIX века, подготовка компьютерной презентации, самостоятельная подготовка детьми сообщений по теме “Русские художники 1-й половины XIX века”.
План урока:
I. Оглашение темы урока и его цели. Введение в тему.
II. Новая тема:
- Архитектура и скульптура 1-й половины XIX века.
- Музыкальная пауза.
- Русская живопись 1-й половины XIX в. (сообщения учеников).
III. Рефлексия.
IV. Задание на дом.
- Оглашение темы урока. Введение в тему.
- Архитектура 1-й половины XIX века .
- Музыкальная пауза.
Ребята сегодня мы с вами познакомимся с уникальной русской культурой 1-й половины XIX века. Литературу этого периода и его представителей вы уже изучали на других уроках. Назовите самого известного поэта того времени (Пушкин). Начнём наш урок его стихами и совершим увлекательное путешествие. А в какой город, поэт нам сам скажет:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей...
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...
Итак, в Санкт-Петербург!
Конец XVIII-начало XIX века – эпоха классицизма.
Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке классицизм почти не нашёл отражения, зато в живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.
Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчёркивание центра, гармоническое соподчинение частей и целого. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены – жёлтыми.
Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.
Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. Венчает Адмиралтейство взлетающая вверх золочёная игла с корабликом, ставшим символом Петербурга.
Стрелка Васильевского острова - один из самых красивых ансамблей в Северной Венеции. Появление этого ансамбля относится к началу XIX века. Тогда располагавшемуся здесь морскому порту было решено придать вид, который бы более соответствовал парадному облику центра Петербурга. В ансамбль вошло здание Биржи, Ростральные колонны, а также гранитные спуски к Неве. Проект создания нового ансамбля был разработан архитектором Тома де Томоном. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему решению поставленной задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная. Цельность и гармоничность архитектурной композиции придают величественные колонны – ростры. Тема господства над водной стихией была развёрнута и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С.Пименовым, И.И.Теребенёвым, В.И.Демут-Малиновским.
Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрела вид цельного ансамбля с возведением в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора (автор-Андрей Никифорович Воронихин). За образец был взят собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. В Казанский собор был перенесён прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Бориса Ивановича Орловского.
В 40-50-е гг. XIXв. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта “Укротители коней” на Анничковом мосту через Фонтанку. Скульптурная композиция в аллегорической форме раскрывает тему борьбы человека со стихийными силами природы. Другая работа Клодта – конная статуя Николая I на Иссакиевской площади. По другую сторону собора стоит знаменитый Медный всадник Фальконе. Обе конные статуи сориентированы в одном направлении. О них в народе сложилась пословица: “Дурак умного догоняет, да собор мешает”. Памятник Николаю I чуть было не снесли в советское время, но его спасло уникальное инженерное решение – он стоит на двух точках опоры.
Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строилось здание Исаакиевского собора в Петербурге – самое большое здание первой половины XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. По его же проекту была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Орловским. Колонна упоминается и в стихотворении А.С.Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство этого храма, задуманного в память избавления России от нашествия Наполеона, растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма состоялось в 1883г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Архитектором величественной 100-метровая громады храма стал Константин Андреевич Тон. Он в своём творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. При строительстве церквей Тон использовал характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закруглённые) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения (русско-византийский стиль). Всё это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.
А теперь перенесёмся в Москву. После пожара 1812 года здесь были построены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр и Манеж (О.И.Бове). А на Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в одежды античных героев. Ребята, вспомните, за какие заслуги перед Отечеством был поставлен памятник этим героям? (Освобождение Москвы от интервентов в 1612 году, в честь чего мы 4 ноября и празднуем День национального единства).
“Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке”, так писал известный критик В.В.Стасов.
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем.
Посещая вечера у поэта Жуковского, он увлёкся идеей написать оперу об Иване Сусанине. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров “Жизнь за царя”, 27 января 1836 г. стала днём рождения русской героико - патриотичекой оперы. Спектакль прошёл с большим успехом, в нём присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. В 1842 г. состоялась премьера оперы Глинки на сюжет “Руслана и Людмилы” А.С.Пушкина.
Пушкинский сюжет лёг в основу и оперы А.С.Даргомыжского “Русалка”.
IV. Сообщения учеников по теме “Русские художники 1-й половины XIX в.”.
В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов и загорелся идеей создания картины. Через три года картина “Последний день Помпеи” совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, тетральность композиции. Классицизм в живописи получил название академизма.
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А.А.Иванова. Более 20 лет он работал над картиной “Явление Христа народу”.
Два замечательных портретиста того времени, О.А.Кипренский и В.А.Тропинин оставили нам пожизненные портреты Пушкина. Глядя на портрет работы Кипренского, Пушкин написал: “В себя как в зеркало гляжу, но это зеркало мне льстит”.
В рамки академизма явно не вписывалось творчество П.А.Федотова. Он писал скорее в стиле реализма.
V. Рефлексия и закрепление знаний.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?
- Какие художественные стили характерны для архитектуры, скульптуры и живописи XIX века?
- Приведите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каких представителей этого стиля в архитектуре вы знаете?
- Назовите наиболее характерные черты русско-византийского стиля в архитектуре. Кого из архитекторов этого стиля вы знаете, что им создано? (стр. 93)
- Творчество какого русского художника 1 пол. XIX в. Кажется вам наиболее ярким проявлением реалистической школы? Почему?
- Какие памятники архитектуры и скульптуры связаны с освобождение Москвы от интервентов в 1612 году и победой в Отечественной войне 1812 года?
- Кого из композиторов этого периода можно считать родоначальником русской национальной школы в музыке? Почему?
VI. Задание на дом: прочитать стр. 88-99 учебника.
VII. Прилоджение.
Литература
- Крестьянка. 1996г., № 1, 2, 3
- Порудоминский В. Первая Третьяковка. М., изд-во “Детская литература”, 1979
- Проспект “Ленинград”. Л., Лениздат, 1988
- Пушкин А.С. Собрание сочинений. Любое издание
- Русская историческая живопись. Детская энциклопедия. М., Изд-во “Белый город”