Цели:
Дать учащимся представления об образовании дробей. Учить читать и записывать обыкновенные дроби, указывать знаменатель и числитель дроби: тренироваться в решении неравенств и задач. Развивать культуру математической речи, развивать психические процессы: внимание, мышление, познавательный интерес к предмету. Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль, дружбу.
1. Орг.момент. Психологический настрой.
Прежде чем мы начнем урок, на минутку закройте глаза и пожелайте своим близким и себе самого хорошего.
Что украшает человека? Улыбнитесь друг другу.
А что его облагораживает? (труд).
Все на месте, все в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки.
2. Актуализация знаний.
а) Решение неравенств:
5 < Х 6
7 Х 8
- Как называется выражение записанное на доске? (неравенство). Прочитайте.
- Какое из множеств {6}, {7,8},{0},{} является решением неравенств?
Х>5 {6,7}, Х 6 {0,1,2,3,4,5,6}=> {6}
Х 7 {7,8}, Х 8 {0,1,2,3,4,5,6,7,8}= > {7,8}
Найдите для каждого неравенства множество решений, и вы узнаете имя греческого математика, и о ком это стихотворение, докажите почему.
{6}, {7,8} - Диофант
{0},{
} - ПифагорДиофант – греческий математик, живший в 3 веке нашей эры.
Пифагор – греческий математик, родился в 5 веке до нашей эры.
б) Чтение стихотворения учителем:
Здесь погребен Диофант, и камень могильный
При счете искусно расскажет нам,
Сколь долго был его век.
Велением бога он мальчиком был
Шестую часть своей жизни.
В двенадцатой части, затем прошла его светлая юность.
Седьмую часть жизни прибавим –
Пред нами очаг Гименея.
Пять лет пролетело, и прислал Гименей ему сына.
Но горе ребенку! Едва половину он прожил
Тех лет, что отец, как скончался, несчастный.
Четыре года страдал Диофант от утраты той тяжкой
И умер, прожив для науки.
1/6, 1/12, 1/7, 5, 1/2, 4 - прочитайте
- Разбейте эти числа на две группы. 5, 4 – однозначные натуральные числа; 1/6, 1/12, 1/7, 1/2, - дроби.
- Какие числа называются дробями? (дробями называются числа, выражающие части единиц счета или измерения).
- Запишите дроби:
1в. – в порядке убывания (от большего к меньшему) 1/2, 1/6, 1/7, 1/12.
2в. – в порядке возрастания (от меньшего к большему) 1/12, 1/7, 1/6, 1/2.
Проверка. Взаимопроверка.
- Как узнать, какая доля меньше? (чем меньше количество доли, тем больше каждая доля).
- Что обозначает запись 1/10? (единицу разделили на 10 равных частей и взяли одну такую часть).
- Чем похожи все числа? (состоят из двух цифр, которые отделяются чертой).
3. Постановка проблемы.
a) Послушайте стихотворение и назовите число, которое встречается в нем несколько раз
б) Чтение стихотворения учащимся:
Три десятых
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник,
Пенал и тетради?
И сует свой дневник,
Не краснея при этом,
Под дубовый буфет,
Что лежит под буфетом?...
Познакомьтесь, пожалуйста:
Костя Жигалкин –
Жертва вечных придирок,
Он снова провален!
И шипит, на растрепанный
Глядя задачник:
- Просто мне не везет!
Просто я – неудачник!...
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся
Лишь на три десятых!
И к нему, безусловно,
Придирается строгая
Марья Петровна.
Три десятых…
Скажи про такую ошибку –
И, пожалуй, на лицах
Увидишь улыбку.
Три десятых…
И все же об этой ошибке
Я прошу вас
Послушать меня без улыбки…
Еслиб, строя ваш дом,
Тот, в котором живете,
Архитектор немножко
Ошибся в расчете,
Что б случилось,
Ты знаешь ли, Костя Жигалкин?
Это дом превратился бы
В груду развалин!
Ты ступаешь на мост,
Он надежен и прочен.
А не будь инженер
В чертежах своих точен,
Ты же, Костя,
Свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо
Тому человеку!
Вот турбина. В ней вал
Токарями расточен.
Если б токарь в работе
Не очень был точен,
Совершилось бы, Костя,
Большое несчастье:
Разнесло бы турбину
На мелкие части!
Ты подумай об этом,
Мой друг, хладнокровно,
И скажи, не права ли
Марья Петровна?
Если честно подумаешь,
Костя, об этом,
То недолго лежать
Дневнику под буфетом!
3/10.
- Как записать это число? (дробь записывается двумя натуральными числами, разделенные чертой). Запишите число в тетрадь.
- Что обозначает запись 3/10 (единицу разделили на 10 равных частей и взяли 3 таких части).
- Назовите число, записанное над чертой. 3
- Назовите число, записанное под чертой. 10
Числа над чертой имеют свое общее назначение, и числа под чертой тоже названы одним именем. Как бы вы их назвали? (предположения детей) стр. 62
4. “Открытие” нового материала”
а) Прочитайте статью учебника на стр. 79 и найдите наименования числа.
- Как называется число, записанное над чертой? (числитель)
- Как называется число, записанное под чертой? (знаменатель)
- Что показывает знаменатель? (на сколько равных частей делят целое) А числитель? (сколько таких частей взять?)
- Вывод: дроби записываются двумя натуральными числами, разделенными чертой.
3/10, 8/10… m/n
m - числитель
n - знаменатель
б) Запишите с помощью цифр дроби. №6 стр. 80 – коллективно
3/8, 5/11, 30/48, 20/100. Прочитайте дроби. Назовите числитель, и знаменатель каждой дроби и объясните, что они обозначают.
c) №1 стр. 79 самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
1в. – записать дроби закрашенных фигур
2в. – записать дроби незакрашенных фигур
рис. 1 Рисунок1.gif
рис. 2 Рисунок 2.gif
- Какая часть закрашена?
Какая часть фигур осталась незакрашенной? (записать эти дроби в виде m/n)
d) Обобщение.
- С какими числами познакомились?
- Что называется дробью? Что такое числитель? Знаменатель?
e) Дополнительный материал.
Режим дня попрыгуньи стрекозы:
Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме? Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?
(24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило).
5. Первичное закрепление.
a) Чтение дробей
№3 стр. 80 – выделение числителя, знаменателя, что они обозначают.
б) Единицы измерения величины
№7 стр. 81 (а)
1м=10дм=> 1дм= 1/10 м, 4 дм= 4/10 м…,
6. Итог урока.
- Что называется дробью? Как записывается дробь?
- Что обозначается дробная черта?
- Как называются числа дроби? Что показывает числитель? Знаменатель дроби?
- Приведите примеры дробей?
- Как оцениваете свою работу?
Рефлексия.
Я так радуюсь, видя, как замечательно вы справляетесь со своими заданиями. Что мы испытываем, когда радостно и хорошо (счастье)
Я желаю вам, чтобы светились, как огоньки, принося людям радость, улыбку, любовь и счастье.