Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательные:

  • Показать, что создателем культурных ценностей был сам народ, с присущими ему трудолюбием, творчеством и мастерством.
  • Подвести школьников к пониманию того, что сам же народ был хранителем и ценителем культурных ценностей.

Развивающие:

  • Отработать понятия и термины: культура, духовная культура, обряды, истоки.
  • Развивать умения учащихся работать с картой, одновременно использовать несколько источников (иллюстрации, картины).

Воспитательные:

  • Способствовать у школьников уважение к своим предкам, как хранителям обрядового наследия и пробудить к работе над родословной.

Тип урока: Интегрированный урок

Методы: Наглядный, поисковый, репродуктивно-словесный, креативный.

Формы: Групповая, фронтальная, Индивидуально-дифференцированная.

Понятия: Культура, духовная культура.

Оборудование:

1. Карта Древнерусское государство в IX-XI вв”.

2. Толковые словари русского язык.

3. Схема Мариинского района – карта.

4. Таблицы из альбома по культуре:

а) “Свадебное полотенце” Архангельская губ.
б) “Конец декоративного полотенца” Тульская обл.
в) “Декоративное полотенце” Архангельская губ.

5. Рушники, вышивки.

6. Видеофрагмент.

7. Магнитофонная запись.

img3.jpg (17322 bytes)

“Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, кружева, вышивку, песню, танец, живопись? Да из души русского человека, откуда же еще было прийти!”

(В.Солоухин)

Учитель истории:

Мы с вами живем в стране, которая носит гордое название - Россия.

Россия в географическом понимании – огромные просторы, реки, моря, города, села.

Россия в историческом понимании – жизнь и быт населения, отношения с другими странами, это совместное проживание на одной территории многих народов.

За сотни лет у народов России сложились общие обычаи, традиции, общая Российская культура. И в то же время каждый народ, как остров в океане, живет своими традициями национальной культурой, живет тем, что его отличает от других народов.

А что отличает Русский народ? Язык?! Но на Русском говорят все народы, живущие в России. Значит, есть то особенное, что делает русских русскими, что определяет душу русского народа.

Вот об этом мы и поведем сегодня наш разговор т.к. по литературе вы подошли к изучению темы “Рассказы о семейных обрядах”, а по истории вы должны изучить культуру Руси IX-X вв, культуру того периода, когда зарождалось много обрядов, когда шло самосознание русского народа.

Учитель литературы:

Поэтому тема урока звучит “Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды”

Зачитайте, пожалуйста, тему. Давайте ее запишем в тетрадь по литературе. И прежде чем раскрывать тему нам необходимо познакомиться с некоторыми понятиями. В теме есть понятие культура.

Вопрос: А что такое культура? (Работа со словарем).

Давайте запишем определение в тетрадь.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, т.е. это совокупность всего созданного руками и разумом человека.

Задание: Обратите внимание на определение и ответьте. Материальная культура это то, что создано разумом или руками человека? (Ответ обучающихся)

Правильно, руками человека. А значит духовная культура - это то, что создано чем? Руками, разумом? (Ответ обучающихся)

Правильно, разумом человека. Давайте запишем и это определение в тетрадь.

Духовная культура – это достижения человечества в литературе, искусстве и науке.

Продуктами материальной культуры являются станки, оборудование, здания и т.п. Продуктами духовной культуры являются научные открытия, музыка, картины.

Учитель истории:

Обратите внимание на эпиграф наших уроков, особенно на первые слова “Откуда же пришла красота…”, иными словами, что является истоком этой красоты.

Вопрос: А как вы понимаете, ребята, что такое истоки? Истоки – источники – это то в чем русский народ черпает чувства, настроение для развития творчества, знаний, нравственности. А почему семейно-бытовые обряды, знания о родословной являются истоками духовной культуры русского народа? (Ответы обучающихся) К этому вопросу мы вернемся в конце нашего урока. Т.е. это ваше основное на сегодня задание. А продолжить наш разговор мне хочется следующей мыслью. Наш народ с давних времен гордился не только своим героическим прошлым, красотой родной земли, но и культурным, а также родословным наследием. Вы, наверное, заметили, что у людей, особенно старшего и преклонного возраста, есть такая манера, когда они говорят о своих внуках, детях – “Тот или эта в нашу породу” и перечисляют, на их взгляд достоинства своих предков нескольких поколений. А в былые времена, да и сейчас, прежде чем породниться с какой-либо семьей, всегда старались определить достоинства ее.

Вопрос: А вы когда-нибудь задумывались над тем, чьи вы потомки? Каковы были достоинства ваших предков? Чем они славились? (Ответы обучающихся)

Почему важно знать свою родословную, сохранять ее передавать следующему поколению. Потому что эти знания, в свою очередь, помогают каждому осознавать наследниками, какого великого богатства мы являемся, какой культуры, уходящей корнями в глубь веков!

“Память – это ничем не заменимый хлеб, насущный, сегодняшний без коего дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее” - писал в своем произведении “Память” наш земляк мариинец В.А.Чивилихин.

“Потому что сила людей, вера в будущее основываются на опыте каждого, включающего и знания – опыт ума, и чувства – опыт сердца, на том самом ценном, что передается из поколения в поколение и становится опытом человеческим”. И долг каждого знать свою родословную. В начале третьей четверти вам было дано задание начать сбор материала по родословной. Кто-то эту работу начал, а кто-то продолжает уже начатое братьями, сестрами. Весь материал, который у нас уже есть, мы не сможем сейчас из-за времени рассмотреть. Попрошу только Свету Исайчикову это сделать (Света кратко знакомит со своим материалом)

А вы, ребята, заметили, с оттенком какого чувства говорила Света о своих предках? (Ответы обучающихся)

Значит, знания родословной способствуют формированию чувства национальной гордости, чувства патриотизма. Но чтобы стать патриотом своей Родины, необходимо знать и родословную того народа, села, где ты родился, вырос. Это тоже многое дает.

Мы с вами в этом попробуем убедиться.

Задания: Поднимите руки те, чьи предки переехали из Федоровки, Знаменки, Ивановки, Святогорки т.д.

(На карте России отмечается флажком с. Суслово. А на карте-схеме Мариинского района с.Суслово с называемыми пунктами соединяется тесьмой).

А теперь поработаем с атласами (карта “Древнерусское государство IX-XI в.в.) Для того я предлагаю вам ответить на такие вопросы: предки тех, кто переехал в с. Суслово из Федоровки, откуда были родом? (Вы это должны были узнать у родных).

А какие древние славянские племена жили на этой территории в прошлом? (Ответы обучающихся) (на карте территория расселения племен отмечается эмблемами).

Действительно видно, что население нашего села формировалось из переселенцев. Это было характерно для Сибири.

Учитель литературы:

Да, ребята, достаточно только внимательно вглядеться в облик сибиряка – сколько крови тут намешано, как добрая закваска заложена, об этом хорошо сказал наш земляк – кузбассовец:

Сибирь моя в просторах безграничных
Ты принимала всех иноязычных
У всех поныне свой особый пик
Но все сильнее вечное стремленье
Чтоб после вавилонского дробленья
Здесь снова обрести один язык.

Один язык не только как средство общения, но и как выражение своих национальных традиций, которые становились основой духовной культуры.

Учитель истории:

Все что вы видите перед собой: репродукции, рушники – доказательство этому. Обратите внимание на то, что рушники имеют различный орнамент. Это было связано не только с тем, что рушники готовились для различных случае жизни, т.е. это мог быть подарок или украшение для икон, избы, для свадьбы и т.д. Различие орнамента было еще связано и с тем, что население отдельных территорий поклонялись определенным символам, которые и составляли основу орнамента. У кого-то это была птица-пава-символ счастья, у кого-то олень-символ удачи, у кого-то крестообразный цветок-символ солнца - символ благополучия.

Вот перед вами рушник с Украины, а вот рушник, который ребята принесли в кабинет истории. Это уникальная вещь, по мнению исследователей, т.к. здесь соединены, орнамент украинского народа и орнамент русского народа. Вот так две культуры соединяются воедино, “Обретая вновь один язык”. Такие рушники это вещественные источники, которые приоткрывают нам завесу прошлого.

Учитель литературы:

Но только ли вещественные источники рассказывают о наших предках? А что еще доносит до нас голоса прошлого? Какой литературный источник хранит голоса прошлого? (Ответы обучающихся)

Да, фольклор. Когда наша письменная поэзия дела лишь первые неуверенные шаги, когда еще только-только начинал складываться русский литературный язык, народный эпос, народная поэзия уже имела за плечами огромный опыт, вековые традиции. И в современную эпоху устное народное творчество, фольклор сохраняют свое значение главного источника народности, хранителя, носителя национальных традиций. Мы уже собирали материал по местному фольклору.

А какой – это материал мы сбирали? В прошлом учебном году, в начале этого? (Ответы обучающихся)

Правильно, песни, сказки, притчи, частушки и т.д.

А сегодня мы поговорим об обрядах наших предков. А что такое обряд в вашем понимании, т.е. каково лексическое значение того слова? (Ответы обучающихся)

Обряд – это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями, т.е. с жизнью семьи (записывают в тетрадь).

Учитель истории:

Возникновение обрядов имеет свою историю. Вы уже знаете, что в далеком прошлом древние люди боялись многих явлений природы: грома, молнии, наводнения, землетрясения. А почему?

Как они объясняли эти явления? (Ответы обучающихся)

Веря в сверхъестественные силы, люди пытались воздействовать на них посредством магических действий, которые имели определенную последовательность и были связаны с посевом, сенокосом, урожаем, праздниками. Так рождались обряды, которые были связаны с этапами жизни человека.

Святой родник

Учитель литературы:

Семья, как и каждый отдельный человек, проходит через этапы своей жизни.

Какие это этапы на ваш взгляд? (Ответы обучающихся)

Ребята, а вот эти этапы, только что названные вами, сопровождали определенные обряды. А какие это обряды? (Ответы обучающихся)

Правильно, родильный, свадьба, погребение.

Вот о них мы сейчас и поговорим. Вам было предложено группами провести поисковую работу. Давайте поработаем над нашими заданиями.

1-я группа нам расскажет о том, что они смогли узнать о родильном обряде (Ответы обучающихся, дополнение и обобщение учителя)

Учитель истории:

А вы заметили, что во время обряда используется вода?

Как вы думаете почему? (Ответы обучающихся)

Культ воды сложился в далекие времена и был характерен для многих религий, так как вода считалась источником жизни, очищения.

А какой ритуал, связанный с культом воды дошел до наших дней? (Ответы обучающихся).

Но об этом обряде мы сегодня не будем говорить.

Учитель литературы:

Давайте, ребята, немного поговорим с вами об одном из самых веселых обрядов семьи. Какой обряд я имею в виду? (Ответы обучающихся)

Материал собрать о свадебном ритуале должны были ребята из 2-й группы. Материала много и поэтому нам не хватит сегодня времени, чтобы о нем детально рассказать. Мы только назовем этапы этого обряда. Какие это этапы? (Ответы обучающихся)

А подробно о них мы поговорим на следующих уроках, когда будем изучать свадебные обрядовые песни, частушки. Теперь же я хочу вам предложить посмотреть видеозапись фрагментов свадебного обряда в исполнении фольклорной группы (видеозапись, комментарии учителя). (Затем пауза в просмотре видеозаписи)

Учитель истории:

(во время паузы)

Еще во времена язычества у славян считалось, что “защищая” молодую пару от злых духов, необходимо прибегнуть к шуму, воде, огню и дыму. Посмотрите фрагмент современной свадьбы, обратите внимание на те моменты защиты молодой пары, что дошли до наших дней (видеофрагмент).

К чему же сегодня прибегают, чтобы защитить молодую пару? (Ответы обучающихся)

Учитель литературы:

Отгремела свадьба. Оглянуться не успели – дети пошли, и как-то незаметно приходит пора на погост собираться. Любой человек смертен. Кто бы он ни был – царь или герой, богач или бедняк. Все перед лицом смерти равны. О каком обряде сейчас будем говорить? (Ответы обучающихся)

Учитель истории:

Корни похоронного обряда, похоронный причет уходят в глубокую даль времен и связаны с верой и магическую силу умершего. Поэтому похоронный обряд славян был хорошо развитым ритуалом проводов умершего в иной мир. Как это проходило? (Ответы обучающихся)

Учитель литературы:

В похоронном обряде сохранились элементы древних языческих поверий о том, что умершие могут мстить живым. В связи с этим, какие приметы, поверья дошли до наших дней?

Что вам рассказали ваши бабушки и дедушки? (Ответы обучающихся)

Давайте послушаем одну из записей причитаний плакальщиц. Этот плач исполнит Немерова Зоя Емельяновна, бабушка Тани Фроловой. (Звучит запись)

Вот такие они эмоциональные скорбные причеты.

Вопрос: А только ли для того, чтобы задобрить умершего плакали? Есть ли вас еще какой-либо вариант объяснения причета? Таня, как тебе объяснила твоя бабушка (Ответ Тани). Мы познакомились с тремя обрядами. Скажите, какие чувства вызвали у вас рассказы об обрядах. Родильный? Свадьба? Погребальный? (Ответы обучающихся)

Учитель истории:

Вот видите и в ваши душах обряды вызвали чувства. Таким же образом исполнение обрядов влияли на чувства музыкантов, писателей, поэтов, художников. И находясь под впечатлениями обрядов, создавались произведения музыкальные, литературные, писались картины.

Послушаем фрагменты из произведений Мусоргского, Римского-Корсакова.

Посмотрите на репродукции, вы заметили, что в них нашли отражение обряды и их элементы.

А теперь вернемся к вопросу, на который вы должны будете ответить. Почему знания о родословной, семейно-бытовые обряды мы относим к истокам духовной культуры русского народа? (Ответы обучающихся)

Да, во все времена культура России опиралась на традиции народного творчества, бережно их сохраняла и развивала, развиваясь и обогащаясь одновременно.

Развитие культуры способствовало становлению национального самосознания народа, которое проявилось в развитии русского языка, осознании его равноправия с другими языками, в чувстве единства народа и его любви к Родине, в познании отечественной истории, в борьбе за национальную независимость свободу, в дружбе с другими народами и уважении к мировому культурному наследию. В этом сила русского народа, это то, что русских делает русскими.