Мини-проекты на уроках химии.
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эту технологию относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий”, электронная газета, сайт, альманах и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных предметных областей.
Использование метода проектов преподавателем всегда ограничено множеством “но”:
- Программа (выход за рамки которой грозит отставанием в учебных часах);
- Нехватка информационных ресурсов;
- Недостаточный уровень знаний учащихся в некоторых классах;
- Тема самого проекта, которая чаще всего “притянута за уши” и далека от интересов учащихся.
Учитывая все эти минусы, на первых порах, на этапе привыкания учителя и учеников к данной технологии, а также в слабых классах я рекомендовала бы использовать мини-проекты, тематика которых не выходит за рамки программы и не требует высокого уровня подготовленности. При этом постараться сохранить все черты и особенности присущие методу проектов. По виду деятельности мини-проекты проводимые мною на уроках можно отнести к информационным. и игровым одновременно. Данный тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории, но способ подачи информации нетрадиционен. Так если в информационных проектах результаты поиска оформляются в виде статьи, аннотации, реферата, доклада, видео и пр., то в данных проектах они могут быть представлены либо в виде игры, либо в виде опорного конспекта. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
- цель проекта,
- предмет информационного поиска,
- источники информации,
- способы обработки информации,
- результаты информационного поиска
- презентация.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Учебный проект “Создание методического опорного плаката по теме: Электролиз”.
Тема: Создание методического опорного плаката по теме: “Электролиз”.
Цели:
- Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
- Умение грамотно работать с информацией, выделять главное, кодировать информацию в опорные знаки;
- Повышение мотивации к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
- Обеспечение высокого уровня знаний, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
- Развитие учащегося как творческой личности, способной определять цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;
- Умение презентовать результаты своей деятельности.
Возраст учащихся: 9 класс.
Время работы над проектом: 2 часа.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебники химии, справочники по химии, компьютер, листы бумаги формата А2, цветные карандаши, фломастеры.
Знания, умения и навыки:
- Владение письменной и устной речью, знание основных терминов по этой теме;
- Умение работать с информацией, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- Умение самостоятельно мыслить и принимать решения;
- Навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- Развитие навыков самоанализа и рефлексии.
Осуществление учебного проекта.
Работа построена по типу творческой лаборатории, где каждый имеет свое рабочее место, доступ к информационным источникам, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.
Работа над проектом разбита на 6 этапов:
1 этап: подготовка.
Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся 9 класса в помощь по изучению темы: “Электролиз”, а также схему –алгоритм решения задач по этой же теме.
Методическое пособие должно представлять собой опорный плакат, где должны быть освещены все основные вопросы по данной теме.
На этом этапе учитель объясняет тему и цели проекта.
2 этап: планирование.
Определив задачи учащиеся делятся на 4 группы:
1-я и 2-я группы занимаются составлением опорного конспекта по теме.
3-я и 4-я группы придумывают задачу по теме: “Электролиз” и составляют алгоритм решения этой и подобных задач.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, раздаются роли, проводится анализ проблемы: найти информацию, обработать и преподнести ее в виде опорных сигналов или алгоритма, оформить все это в виде плаката.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).
3 этап: оформление результата информационного поиска.
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими определениями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения в группе вырабатывается базовый вариант. Учитель, при необходимости, помогает составить план действий, распределить роли, подсказывает, где найти информацию, дает консультации.
4 этап: презентация.
Представляя продукт своей деятельности, учащиеся рассказывают о своих идеях, из обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевали и как – это так называемая “рефлексия деятельности”
5 этап: оценка результатов.
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.
6 этап: подведение итогов.
Учебный проект “Создание и проведение игры по теме: Арены”.
Тема: Создание и проведение игры по теме: Арены.
Цели:
- Познакомить учащихся с содержанием темы “Арены”.
- Способствовать развитию культуры мышления.
- Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
- Умение грамотно работать с информацией, выделять главное, составлять интересные вопросы и задания, а также быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать;
- Повышение мотивации к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
- Обеспечение высокого уровня знаний, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
- Развитие учащегося как творческой личности, способной определять цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;
- Развитие креативности учащихся;
- Умение презентовать результаты своей деятельности.
Возраст учащихся: 11 класс.
Время работы над проектом: 2 часа.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебники химии, справочники по химии, компьютер, листы бумаги формата А2, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти.
Знания, умения и навыки:
- Владение письменной и устной речью, знание основных терминов по этой теме;
- Умение работать с информацией, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- Умение самостоятельно мыслить и принимать решения;
- Навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- Развитие навыков самоанализа и рефлексии.
Осуществление учебного проекта.
Этап 1: Предварительная подготовка.
Тема объявляется заранее и учащиеся дома самостоятельно находят и изучают материал по данному вопросу. Зная, что им предстоит разработать и провести игру по теме “Арены” ребята подбирают интересные вопросы, делают наброски структуры будущей игры. Кроме этого ребята будут задействованы в роли игроков и может быть от их ответов будет зависеть успех команды, это оказывает дополнительное стимулирующее действие при изучении темы.
Этап 2: Организация работы над проектом.
На этом этапе учитель объясняет тему и цели проекта. Учащимся предлагается подготовить и провести игру по теме: “Арены”, а также поучаствовать в роли игроков в играх, проводимых другими командами.
Игра может быть придумана и проведена любым, из приемлемых на уроке, способом.
Этап 3: Планирование работы
Определив задачи, учащиеся делятся на 4 группы.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, распределяются обязанности в группе, проводится анализ проблемы: найти информацию, обработать и преподнести ее в виде игры. Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).
Этап 4: оформление результата информационного поиска.
Варианты игры сопровождаются рисунками, схемами, краткими определениями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения в группе вырабатывается базовый вариант. Готовится дидактический материал, необходимый при проведении игры, подбираются вопросы, определяется структура проведения игры. Учитель, при необходимости, помогает составить план действий, распределить роли, подсказывает, где найти информацию, дает консультации.
Этап 5: презентация.
Учащиеся проводят игру. Знакомят одноклассников с правилами игры, поясняют общие принципы оценивания ответов. При этом другие команды превращаются в игроков и активно участвуют в проведении игр. В зависимости от типа игры учащиеся-игроки могут выступать как за себя лично, так и от лица команды, зарабатывая очки в копилку команды.
Этап 6: оценка результатов.
Представляя продукт своей деятельности, учащиеся рассказывают о своих идеях, какие варианты презентации игры были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевали и как – это так называемая “рефлексия деятельности”
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы предложенной анкеты (приложение 1) Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество и глубину ответов.
Этап 7: подведение итогов.
Диагностика может быть проведена в виде беседы:
Тебе понравилась работа в группах?
Какой вид работы ты предпочитаешь? (подбор литературы, работа в Интернете, обсуждение в группе, составление плана работы, подготовка или проведение презентации)
Вас устраивает работа вашей группы?
В каком виде деятельности испытываете затруднения?
Какие предложения есть у вашей группы по улучшению работы?
Используемая литература:
- Новые педагогические и информационные технологии / под ред. Е.С. Полат – М., 1999
- Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // иностранные языки в школе. – 2000 - №4 с. 9-16
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 1997 - №4
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, 336 с.
- Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно – блочная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова, МИОО, М.,2002 70 с.
- Дендебер С.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. // Методическая библиотека. – М., 2006, 109 с.
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. – М., 1999.
- Уваров А.Ю. Кооперация в обучении : групповая работа// Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т.2.- М., 2002.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М., 2000.
- http://www.home_edu.ru
- https://urok.1sept.ru/ 2004_2005