Цели урока:
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать устную и письменную речь учеников;
- прививать бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
1. Каллиграфическая минутка:
- Соберите из данных букв на доске слово: СТКОНТОРУКР
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Что оно означает?
КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.
- Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?
- Вот и ч собрала из нашего слова “конструктор” цепочку букв. Рассмотрите ее:
КК РР … …
- Вам нужно ее продолжить на две буквы (предложения детей) ОО ТТ.
- Почему вы так считаете?
- Какая буква здесь “лишняя”? Почему? Докажите.
(О – гласный, безударный, Р – непарный, звонкий).
- Пропишите цепочку букв в ваших тетрадях всю строку: КК РР ОО ТТ
- Как вы понимаете выражение “словесный конструктор” ?
- Можно ли детали, изображенные на доске, отнести к “словесному конструктору”?
- Докажите.
- Что на них изображено?
- А теперь расскажите, что вы знаете о них? (о корне, суффиксе, приставке, окончании)
- Посмотрите, что мы с вами собрали?
- Какие слова называют однокоренными?
- С помощью каких частей слова они образовались? (суффикса)
ДОМ
ДОМИК
ДОМИЩЕ
ДОМОВОЙ
ДОМАШНЯЯ
2. Работа по закреплению пройденного материала:
Вот и сегодня на уроке мы с вами будем учиться разбирать слова по составу и собирать их из разных частей слова. Как вы думаете, какие части слова окажут нам помощь в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
А) Рассмотрите иллюстрацию, о каком времени года мы сегодня будем говорить? (о зиме)
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Подберите, опираясь на иллюстрацию, подходящие прилагательные к слову “зима”. Какая зима? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, суровая)
- А теперь давайте посмотрим, сколько совпадений у вас получилось со мной?
Учитель открывает слова на доске поочередно:
ЛЮТАЯ
СУРОВАЯ
СНЕЖНАЯ
ХОЛОДНАЯ
- Какие прилагательные очень близки по значению?
- Как называют такие слова? Для чего они нужны в нашей речи?
- Когда можно так сказать про зиму?
Б) Такой мы видим зиму на иллюстрации. А какая она в стихотворении известного русского поэта А.С. Пушкина? Послушайте стихотворение, запомните слова, которыми поэт характеризует зиму. Почему он так называет ее?
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекоюСровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
- Теперь запишите в тетрадь слова, которыми поэт характеризует (называет) зиму, разберите записанные слова по составу:
ВОЛШЕБНИЦА, МАТУШКА, ХОЗЯЙКА
- Объясните образование данных слов.
В) Зима построила себе прекрасный замок из слов. Прочитаем их!
МЕТЕЛЬ
ЯНВАРЬ
МОРОЗНАЯ
ФЕВРАЛЬ
ВЬЮГАЗИМУШКА
- Как ЗИМА превратилась в Зимушку? Какие части слова ей помогли?
- Кого из жильцов нет сейчас дома? Почему вы так считаете?
- Стало Зимушке скучно, и решила она позвать в гости одного из соседей, у которого название образовано тем же способом, что и слово “зимушка”
- Давайте составим с этим словом предложение и запишем его (Дети составляют предложения, а лучшее учитель предлагает записать).
Наступила морозная зима.
- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Г) Физминутка:
- Ребята, мы отправляемся в зимний лес. Встаньте, отправляемся в путь!
- Пошли (шагают)
- Ну, вот мы и пришли в лес, посмотрите, как здесь красиво! Белый ковер укрыл землю. А вот маленькая зеленая елочка в снежной шубке. Тихо. Лес спит. Не спугните лесных жителей. Замерзли? Потрите щечки, ушки, носик, ручки. Сядьте! Встаньте! Подтянитесь на носочках. Согрелись? Садитесь.
Д) Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую мы только что встретили в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.
Текст.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.
- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу.
- Как образовались эти слова?
- А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?
Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.
- Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?
ПОКА ДЕТИ - КАЖДЫЙ В БЕРЕТЕ.
ПОВЗРОСЛЕЛИ - ЩЛЯПЫ НАДЕЛИ.
(грибы)
- Какими же грибами питается белка? “Собери и объясни!”
РОБОВИК (боровик)
ОСПОДИВИКНО (подосиновик)
БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик)
ЖИРЫК (рыжик)
ПОЕНОК (опенок)
- Почему грибы так назвали?
- Рассмотрите схемы. Распределите данные слова по схемам:
Мальчики Девочки
- Как образовались данные слова. Девочки читают свои слова, мальчики – свои.
- Игра “Не ошибись, пожалуйста”. Зима проказница закидала снежками орфограммы в словах. Объясните написание этих орфограмм.
- Выпишите однокоренные слова и разберите их по составу:
ПРОПЛ_САЛИ ПО СНЕГАМ У ЗАСНЕЖЕНОЙ Р_КИ СНЕЭНЫЕ М_ТЕЛИ В СНЕЖНОМ ПЕРЕУЛКЕ СН_ГИРИ СН_ГОВИКАМ ЗВОНКО НОСЯТ СН_ЖКИ ПЕСНЮ ПР_СВ_СТЕЛИ РЕЖУТ СНЕ_ СН_ГУРКИ
- Как образовались данные слова?
3. Итог урока:
- Что мы, ребята, сегодня узнали, а именно:
- Из каких частей состоит слово?
- Какие части слова нужны для образования новых слов?