Физические и химические явления. Признаки химических реакций

Разделы: Химия


 

Форма проведения: урок.

Тип: комбинированный.

Цели:

  1. Сформировать представления, о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.
  2. Развивать умения составлять формулы по валентностям, решать задачи.
  3. Осуществлять экологическое воспитание и показать важность химических знаний в жизни.

Оборудование:

  1. Плакат «Круговорот веществ в природе».
  2. Рыбки с химическими элементами.
  3. Иллюстрация мультипликационного героя для «Мозайки».
  4. Надписи к схемам.
  5. Карточки с формулами.
  6. Реактивы.
  7. Тест.
  8. Карточки с задачами.
  9. Карточки с последовательностью проведения опытов.
  10. Компьютерные учебные программы: «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель-химия», компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Начнём урок с повторения пройденного материала.

а) два ученика работают у доски по карточкам:

1) – Какова масса 0,5 моль оксида натрия (Na2O)?
2) – Рассчитайте массу углекислого газа CO2, содержащего по 0,6 х 1023 молекул.

б) Дидактическая игра «Рыболовы»

- Что такое валентность?
- Какой она бывает?
- Поймайте элемент на крючок валентности.
(на доске рыбки из бумаги с символами химических элементов, мелом на доске нарисованы крючки)

в) Составление формул по валентности:

- Я показываю карточку с незавершённой формулой, вы записываете элементы из которых она состоит, определяете индексы, согласно валентностям.

На карточках:
СО AlO HS CaO SiO ClO NaO FeO

Проверка: учитель показывает карточку, на обратной стороне которой готовая формула. Учащиеся объясняют алгоритм.

- Что такое оксиды?
- Назовите оксиды среди данных формул.

г) Решение задачи (с последующей взаимопроверкой).
Найдите:

1 в. - w(O) в СО2
2 в. - w(O) в Fe2O3

В это время учитель проверяет работу двух учеников.

Микроитог.

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы (запись в тетради)
  2. Объяснение учителя.

- В природе постоянно происходит множество различных явлений.
Вспомните круговорот воды в природе.

(учащиеся объясняют по схеме «Круговорот воды в природе»)

Здесь вода встречается в трёх своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление. Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.
Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления – химической реакции.
Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами:


Поскольку химия – это наука о веществах, превращениях, т.е. здесь рассматриваются химические явления или химические реакции.
При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.
Об этом можно судить по внешним признакам химических реакций.

Учитель показывает опыты:

а) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS. Образуется вещество вишнево-красного цвета.
б) AgNO3 смешать с раствором HCl, получаем белый творожистый осадок.
Итак: выпадение осадка, изменение цвета – признаки химических реакций.
Есть и другие признаки.

Просмотр опытов с использованием компьютера и учебных программ «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель – химия»

(выделение света, тепла; выделение газа, появление запаха, растворение осадка)

Таким образом:

- Какие условия необходимы, чтобы произошла химическая реакция?
-Что мы делали с веществами, когда проделывали опыты? (смешивали, нагревали).
- Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны быть в измельченном виде, растворённом. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.

Составляется и записывается схема:

- Но, ребята, бывает так, что нужно прекратить химическую реакцию. Мы живём в столице нефтяного края. Крупная компания ОАО «Татнефть» борется и делает всё для того, чтобы не было порывов, аварий нефтепроводов за счёт применения новых технологий, современного оборудования, т.е. создается экологическая программа. Но аварии случаются в силу разных причин и нефть, нефтепродукты попадают в воду, почву, а если сюда попала горящая спичка, непотушенная сигарета, искра – могут привести к пожару.
Нефть всегда остаётся на поверхности воды, т.к. она легче воды. А когда горит нефть какое происходит явление?

- Назовите признаки химической реакции?
- Как можно её остановить?

Водой не гасят, для этого используют огнетушители, содержащие пенообразующие вещества. При их использовании прекращается доступ кислорода, который усиливает горение и происходит охлаждение нефтепродуктов.
В таких случаях очень важны знания химии.

Микроитог проходит в виде игры «Мозайка».
Раздаются тесты, учащиеся выбирают правильный ответ; при сложении всех правильных ответов получается изображение.

Тест «Признаки химических реакций»:

1. Физические явления - это явления:

А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;
Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;
В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;
Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.

2. Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:

А) почернение медной пластинки при нагревании;
Б) измельчение сахара в ступке;
В) плавление льда;
Г) кипение воды.

3. Укажите условия протекания и течения химических реакций:

А) наличие осадка;
Б) контакт веществ и нагревание;
В) действие света;
Г) растворение веществ.

4. Признаком химических реакций не является:

А) появление запаха;
Б) изменение объёма;
В) изменение цвета;
Г) выделение света и тепла.

Ф И З М И Н У Т К А

IV. Закрепление.

№1. №1 с.40 учебника – устно
№2. Лабораторные опыты по рядам (работают в парах).

I вариант

Лабораторные опыты:

1. Положите в пробирку гранулу цинка и прилейте немного (3-5 миллилитров) соляной кислоты (HCl).

  • Что наблюдаете?
  • О чём это говорит?

2. Налейте в пробирку немного воды из стакана и нагрейте её, соблюдая правила техники безопасности.

  • Что наблюдали?
  • О чём это говорит?

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!

II вариант

Лабораторные опыты:

1. Налейте немного двух веществ, поочерёдно, сначала 3-5 миллилитра (мл) CuSO4 , а потом 3-4 мл NaOH.

  • Что наблюдаете?
  • О чём это свидетельствует?

2. Положите в ложечку для сжигания веществ парафин и нагрейте его над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности.

  • Что наблюдаете?
  • О чём это говорит?

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!

III вариант

Лабораторные опыты:

1. Возьмите пробирку с веществом гидроксида меди Cu(OH)2 и добавьте к нему 2-3 миллилитра соляной кислоты ( HCl ).

  • Что наблюдаете?
  • О чём это свидетельствует?

2. Положите в ложечку для сжигания веществ парафин и нагрейте его над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности.

  • Что наблюдаете?
  • О чём это свидетельствует?

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!

Коллективное обсуждение ответов.

V. Итог (выставление оценок)

Домашнее задание: п.8, с.40, № 4 устно