Форма проведения: урок.
Тип: комбинированный.
Цели:
- Сформировать представления, о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.
- Развивать умения составлять формулы по валентностям, решать задачи.
- Осуществлять экологическое воспитание и показать важность химических знаний в жизни.
Оборудование:
- Плакат «Круговорот веществ в природе».
- Рыбки с химическими элементами.
- Иллюстрация мультипликационного героя для «Мозайки».
- Надписи к схемам.
- Карточки с формулами.
- Реактивы.
- Тест.
- Карточки с задачами.
- Карточки с последовательностью проведения опытов.
- Компьютерные учебные программы: «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель-химия», компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Начнём урок с повторения пройденного материала.
а) два ученика работают у доски по карточкам:
1) – Какова масса 0,5 моль оксида натрия (Na2O)?
2) – Рассчитайте массу углекислого газа CO2, содержащего по 0,6 х 1023 молекул.
б) Дидактическая игра «Рыболовы»
- Что такое валентность?
- Какой она бывает?
- Поймайте элемент на крючок валентности.
(на доске рыбки из бумаги с символами химических элементов, мелом на доске нарисованы крючки)
в) Составление формул по валентности:
- Я показываю карточку с незавершённой формулой, вы записываете элементы из которых она состоит, определяете индексы, согласно валентностям.
На карточках:
СО AlO HS CaO SiO ClO NaO FeO
Проверка: учитель показывает карточку, на обратной стороне которой готовая формула. Учащиеся объясняют алгоритм.
- Что такое оксиды?
- Назовите оксиды среди данных формул.
г) Решение задачи (с последующей взаимопроверкой).
Найдите:
1 в. - w(O) в СО2
2 в. - w(O) в Fe2O3
В это время учитель проверяет работу двух учеников.
Микроитог.
III. Изучение нового материала.
- Сообщение темы (запись в тетради)
- Объяснение учителя.
- В природе постоянно происходит множество различных явлений.
Вспомните круговорот воды в природе.
(учащиеся объясняют по схеме «Круговорот воды в природе»)
Здесь вода встречается в трёх своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление. Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.
Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления – химической реакции.
Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами:
Поскольку химия – это наука о веществах, превращениях, т.е. здесь рассматриваются химические явления или химические реакции.
При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.
Об этом можно судить по внешним признакам химических реакций.
Учитель показывает опыты:
а) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS. Образуется вещество вишнево-красного цвета.
б) AgNO3 смешать с раствором HCl, получаем белый творожистый осадок.
Итак: выпадение осадка, изменение цвета – признаки химических реакций.
Есть и другие признаки.
Просмотр опытов с использованием компьютера и учебных программ «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель – химия»
(выделение света, тепла; выделение газа, появление запаха, растворение осадка)
Таким образом:
- Какие условия необходимы, чтобы произошла химическая реакция?
-Что мы делали с веществами, когда проделывали опыты? (смешивали, нагревали).
- Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны быть в измельченном виде, растворённом. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.
Составляется и записывается схема:
- Но, ребята, бывает так, что нужно прекратить химическую реакцию. Мы живём в столице нефтяного края. Крупная компания ОАО «Татнефть» борется и делает всё для того, чтобы не было порывов, аварий нефтепроводов за счёт применения новых технологий, современного оборудования, т.е. создается экологическая программа. Но аварии случаются в силу разных причин и нефть, нефтепродукты попадают в воду, почву, а если сюда попала горящая спичка, непотушенная сигарета, искра – могут привести к пожару.
Нефть всегда остаётся на поверхности воды, т.к. она легче воды. А когда горит нефть какое происходит явление?
- Назовите признаки химической реакции?
- Как можно её остановить?
Водой не гасят, для этого используют огнетушители, содержащие пенообразующие вещества. При их использовании прекращается доступ кислорода, который усиливает горение и происходит охлаждение нефтепродуктов.
В таких случаях очень важны знания химии.
Микроитог проходит в виде игры «Мозайка».
Раздаются тесты, учащиеся выбирают правильный ответ; при сложении всех правильных ответов получается изображение.
Тест «Признаки химических реакций»:
1. Физические явления - это явления:
А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;
Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;
В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;
Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.
2. Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:
А) почернение медной пластинки при нагревании;
Б) измельчение сахара в ступке;
В) плавление льда;
Г) кипение воды.
3. Укажите условия протекания и течения химических реакций:
А) наличие осадка;
Б) контакт веществ и нагревание;
В) действие света;
Г) растворение веществ.
4. Признаком химических реакций не является:
А) появление запаха;
Б) изменение объёма;
В) изменение цвета;
Г) выделение света и тепла.
Ф И З М И Н У Т К А
IV. Закрепление.
№1. №1 с.40 учебника – устно
№2. Лабораторные опыты по рядам (работают в парах).
I вариант
Лабораторные опыты:
1. Положите в пробирку гранулу цинка и прилейте немного (3-5 миллилитров) соляной кислоты (HCl).
- Что наблюдаете?
- О чём это говорит?
2. Налейте в пробирку немного воды из стакана и нагрейте её, соблюдая правила техники безопасности.
- Что наблюдали?
- О чём это говорит?
По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!
II вариант
Лабораторные опыты:
1. Налейте немного двух веществ, поочерёдно, сначала 3-5 миллилитра (мл) CuSO4 , а потом 3-4 мл NaOH.
- Что наблюдаете?
- О чём это свидетельствует?
2. Положите в ложечку для сжигания веществ парафин и нагрейте его над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности.
- Что наблюдаете?
- О чём это говорит?
По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!
III вариант
Лабораторные опыты:
1. Возьмите пробирку с веществом гидроксида меди Cu(OH)2 и добавьте к нему 2-3 миллилитра соляной кислоты ( HCl ).
- Что наблюдаете?
- О чём это свидетельствует?
2. Положите в ложечку для сжигания веществ парафин и нагрейте его над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности.
- Что наблюдаете?
- О чём это свидетельствует?
По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!
Коллективное обсуждение ответов.
V. Итог (выставление оценок)
Домашнее задание: п.8, с.40, № 4 устно