Сравнение и округление десятичных дробей

Разделы: Математика


При изучении математики много времени тратится на отработку различных навыков. В этот период ученики теряют интерес к предмету. Чтобы поддержать этот интерес, можно применить на уроке дидактическую игру. Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность на уроке.

Цели и задачи:

  1. Обобщения знаний учащихся о десятичных дробях;
  2. Закрепление навыков при сравнении и округлении десятичных дробей;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Развитие математической речи.

Оборудование:

  1. Оверхет - проектор;
  2. Дидактический материал;
  3. Экран соревнований (компьютер)
  4. Слайды
  5. Раздаточный материал;
  6. Доска.

Ход урока:

1. Постановка цели:

Обобщить и систематизировать сведения о десятичных дробях;

Правильно применять на практике полученные знания;

2. Сообщение темы урока.

3. Форма урока - дидактическая игра. Объяснение правил игры.

4. Подведение итогов игры.

Класс делится на две команды с равным количеством участников. Команды придумывают названия и выбирают капитана. Учитель выбирает консультантов ( ученики класса, отлично разодравшиеся в данной теме. На экране появляется “ Экран соревнований”, который заполняется по ходу игры. Игра состоит из 8 заданий, каждое из которых оценивается определенным образом:

1 задание - “ Маршрут ” - 10 баллов;
2 задание - “ Равные дроби ” - 1 балл;
3 задание - “ Знак ” - 6 баллов;
4 задание - “ Кто быстрей ” - 8 баллов;
5 задание - “ Конкурс капитанов ” - 4 балла;
6 задание - “ Цветные карточки ” - 15 баллов;
7 задание - “ Круглые числа ” - 12 баллов;
8 задание - “ Отгадай слово ” - 3 балла.

 

  ЭТАПЫ

КОМАНДА 1

КОМАНДА 2

1. Маршрут    
2. Равные дроби    
3. Знак    
4. Кто быстрее?    
5. Конкурс капитанов    
6. Цветные карточки    
7. Круглые числа    
8. Отгадай слово    
Общий счет    

1. “МАРШРУТ”

От каждой команды выделяются по 5 человек, которые будут прокладывать маршрут. Каждый из них получает карточку. На доске вывешивается образец выполнения задания. Время выполнения задания — до 4 минут. Консультанты проверяют карточки: 1 балл за верно “проложенный маршрут” и еще 1 балл за верную цепочку неравенств.

Образец:

Карточки для каждой команды прилагаются.

Задание первой команде.

Соединить числа стрелками последовательно в порядке возрастания. Записать цепочку последовательных неравенств.

Задание второй команде.

Соединить числа стрелками последовательно в порядке убывания. Записать цепочку последовательных неравенств.

2. “ РАВНЫЕ ДРОБИ ”

К доске выходят по одному ученику каждой команды. На доске записано по строчке дробей. Требуется подчеркнуть равные дроби.

3. “ ЗНАК ”

По одному ученику от каждой команды выходят к доске, на которой записаны столбики из шести пар десятичных дробей. Ребята должны поставить знак < ; > или =.

Задание первой команде.

4.08 4,01
0,06 0,051
3,15 3,015
25,90 25,900
0,9090 0,0909
2,71 2,710

 

Задание второй команде.

2,57 2,5700
3,601 3,0610
0,17 0,169
7,18 7,018
58,30 58,3000
1,0101 1,1010

4. “КТО БЫСТРЕЙ?”

На тренировке каждый бегун выполнил два забега на 100 метров. Тренер занес результаты в таблицу.

У каждого спортсмена укажите лучший результат и определите, на сколько долей секунды этот результат отличается от другого.

№ спортсмена

1-ы забег (с)

2-й забег (с)

1

14,9

15,1

2

15,0

14,6

3

14,5

14,6

4

14,6

14,3

5

15,2

14,8

6

14,6

14,8

7

14,9

14,7

8

14,8

14,6

9

15,5

14,9

10

14,9

15,2

Каждое правильное задание оценивается 2 баллами. Участники от каждой команды выступают по очереди. Если участник команды ошибается в решении примера, то его пример решает участник второй команды.

5. “ КОНКУРС КАПИТАНОВ ”

Среди результатов, показанных спортсменами на Олимпийских играх в Турине, определите лучший. Найдите, сколько долей секунды отделяют его от второго результата.

Задание капитану первой команды.

Слалом

ЖЕНЩИНЫ

МУЖЧИНЫ

1 56,68

2 02,53

1 56,35

2 03,05

1 57,80

2 02,17

1 56,01

2 02,52

1 56,61

2 02,02

Задание капитану второй команды.

Санный спорт

ЖЕНЩИНЫ

МУЖЧИНЫ

3 16,93

3 21,83

3 16,65

3 21,58

3 15,51

3 22,41

3 16,27

3 21,57

3 16,90

3 22,42

6. “ ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ”

Каждой команде предлагаются про три карточки - красного, желтого и зеленого цвета. На карточке - задания. По три участника от каждой команды выбирают себе по карточке. Возле каждого из этих трех участников - его помощники, которые внимательно следят за решением и могут помочь решающему, если тот попросит, но не раньше.

Итак, каждая команда разделена на три группы и следит за решением задания на карточке.

Задания для первой команды

Красная карточка ( 6 баллов )

Взвесили пять цыплят разной породы: белого, серого, черного, рыжего и пестрого. Получили следующие результаты: 0,3 кг; 0,52 кг; 0,16 кг; 0,88 кг; 0,28 кг. Известно, что рыжий цыпленок легче серого, но тяжелее белого. Черный тяжелее пестрого цыпленка, а пестрый тяжелее серого. Сколько весит каждый цыпленок?

Желтая карточка ( 5 балла)

При каких натуральных значениях X верно неравенство:

а) 2,8<Х<5,01; б) 6,9<Х<10

Запишите в виде десятичной дроби три значения X , при которых верно неравенство:

а) 1,52 <Х< 1,54

Зеленая карточка (4 балла)

Запишите три дроби :

1) меньше 0,56
2) больше 3,4 , но меньше 4.

Задания для второй команды

Красная карточка ( 6 баллов )

Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измеряли свой рост. Получились результаты: 1,3 м; 1,47м; 1,5 м; 1,4 м; 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.

Желтая карточка ( 5 балла)

При каких натуральных значениях X верно неравенство:

а) 8,67 <Х< 11,02; б) 97,4 <Х< 102,86

Запишите в виде десятичной дроби четыре значения Y , при которых верно неравенство:

a) 0,57<Y<0,6

Зеленая карточка ( 4 балла )

Запишите три дроби:

  • меньше 0,48
  • больше 4,6 , но меньше 5.

7. “ КРУГЛЫЕ ЧИСЛА ”

Каждой команде даются карточки, на которых написано задание для каждого члена команды. Учащиеся по очереди решают примеры ( каждый свой ) и проверяют предыдущий пример. Если предыдущий пример решен неправильно, то ученик должен исправить и решить свой.

Листы с решением сдаются консультантам, которые по ключу проверяют правильность решения.

Наибольшее количество баллов - 12 что соответствует правильному решению всех примеров. За каждый неверно решенный пример с команды снимается 1 балл.

Округлить до сотых

25,58609 (25,59) 125,10254 (125,1)
0,924 (0,92) 0.0546 (0,95)
15,298 (15,3) 10,954 (10,95)
101,284 (101.28) 1000,256 (1000,26)

Округлить до десятых

125,102 (125,10) 25,5865 (25,6)
0,946 (0,9) 0,921 (0,9)
10,921 (10,9) 15,384 (15,4)
0,276 (0,28) 0,951 (1)

Округлить до десятков

112,954 (110) 5,381 (10)
154,384 (150) 126,981 (130)
101,205 (100) 208.504 (210)
58,2 (60) 76,5 (80)

8. “ОТГАДАЙ СЛОВО”

Каждой команде выдается листок с заданием. На листке написаны уравнения, которые учащиеся должны решить. Правильному ответу соответствует буква зашифрованного слова. Если уравнения решены верно, то в результате выполнения задания должны получиться слова - анаграммы:

• МНОЖИТЕЛЬ
• УРАВНЕНИЯ

Задания для первой команды

1. 6,5 + 2Х=14,5
2. (5,8-3,8)Y = 62
3. 7.5 + 1,5Х=16
4. (Y-3,71 )-5,46 = 2,77
5. (Х +3.79)-1,97 =1,83
6. 8,5Х+1,5Х = 56.8
7. 0,125Y + 9,725Y-0,584 = 10,351
8. 54,051 : 100 =
9. 0,8546x100 =

1. Х=4
2. Y=31
3. Х=2
4. Y=l,02
5. Х=7,59
6. Х=5,68
7. Y=l,09 -E
8. 0,54051
9. 85,46

Задания для второй команды

1. 12,4 -ЗХ = 3,4
2. (12,5 + 2,5)Y = 60
3. 9,2 -5Y = 3,92 -3,72
4. ( 12,7 + Х)-9,8 = 3,2
5. (Y +5,54)-2,91 = 10,86
6. 7,25Х + 2,75Х = 25.8
7. 198,75Y-98,75Y +25,45-50,354
8. 24,65x10 =
9. 0,0546: 10 =

1. Х=3
2. Y= 15
3. Y=2
4. Х=25,7
5. Y=19,31 -E
6. Х=2,58
7. Y=0,24904
8. 246,5
9. 0,00546

Подведение итогов:

После окончания игры консультанты подводят итого игры. Объявляется результаты и победитель игры.

В журнал проставляются оценки, которые получили учащиеся.

Задание на дом: № 1157,1178 (г,д,е)