При изучении математики много времени тратится на отработку различных навыков. В этот период ученики теряют интерес к предмету. Чтобы поддержать этот интерес, можно применить на уроке дидактическую игру. Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность на уроке.
Цели и задачи:
- Обобщения знаний учащихся о десятичных дробях;
- Закрепление навыков при сравнении и округлении десятичных дробей;
- Развитие логического мышления;
- Развитие математической речи.
Оборудование:
- Оверхет - проектор;
- Дидактический материал;
- Экран соревнований (компьютер)
- Слайды
- Раздаточный материал;
- Доска.
Ход урока:
1. Постановка цели:
Обобщить и систематизировать сведения о десятичных дробях;
Правильно применять на практике полученные знания;
2. Сообщение темы урока.
3. Форма урока - дидактическая игра. Объяснение правил игры.
4. Подведение итогов игры.
Класс делится на две команды с равным количеством участников. Команды придумывают названия и выбирают капитана. Учитель выбирает консультантов ( ученики класса, отлично разодравшиеся в данной теме. На экране появляется “ Экран соревнований”, который заполняется по ходу игры. Игра состоит из 8 заданий, каждое из которых оценивается определенным образом:
1 задание - “ Маршрут ” | - 10 баллов; |
2 задание - “ Равные дроби ” | - 1 балл; |
3 задание - “ Знак ” | - 6 баллов; |
4 задание - “ Кто быстрей ” | - 8 баллов; |
5 задание - “ Конкурс капитанов ” | - 4 балла; |
6 задание - “ Цветные карточки ” | - 15 баллов; |
7 задание - “ Круглые числа ” | - 12 баллов; |
8 задание - “ Отгадай слово ” | - 3 балла. |
ЭТАПЫ | КОМАНДА 1 |
КОМАНДА 2 |
|
1. | Маршрут | ||
2. | Равные дроби | ||
3. | Знак | ||
4. | Кто быстрее? | ||
5. | Конкурс капитанов | ||
6. | Цветные карточки | ||
7. | Круглые числа | ||
8. | Отгадай слово | ||
Общий счет |
1. “МАРШРУТ”
От каждой команды выделяются по 5 человек, которые будут прокладывать маршрут. Каждый из них получает карточку. На доске вывешивается образец выполнения задания. Время выполнения задания — до 4 минут. Консультанты проверяют карточки: 1 балл за верно “проложенный маршрут” и еще 1 балл за верную цепочку неравенств.
Образец:
Карточки для каждой команды прилагаются.
Задание первой команде.
Соединить числа стрелками последовательно в порядке возрастания. Записать цепочку последовательных неравенств.
Задание второй команде.
Соединить числа стрелками последовательно в порядке убывания. Записать цепочку последовательных неравенств.
2. “ РАВНЫЕ ДРОБИ ”
К доске выходят по одному ученику каждой команды. На доске записано по строчке дробей. Требуется подчеркнуть равные дроби.
3. “ ЗНАК ”
По одному ученику от каждой команды выходят к доске, на которой записаны столбики из шести пар десятичных дробей. Ребята должны поставить знак < ; > или =.
Задание первой команде.
4.08 | 4,01 |
0,06 | 0,051 |
3,15 | 3,015 |
25,90 | 25,900 |
0,9090 | 0,0909 |
2,71 | 2,710 |
Задание второй команде.
2,57 | 2,5700 |
3,601 | 3,0610 |
0,17 | 0,169 |
7,18 | 7,018 |
58,30 | 58,3000 |
1,0101 | 1,1010 |
4. “КТО БЫСТРЕЙ?”
На тренировке каждый бегун выполнил два забега на 100 метров. Тренер занес результаты в таблицу.
У каждого спортсмена укажите лучший результат и определите, на сколько долей секунды этот результат отличается от другого.
№ спортсмена |
1-ы забег (с) |
2-й забег (с) |
1 |
14,9 |
15,1 |
2 |
15,0 |
14,6 |
3 |
14,5 |
14,6 |
4 |
14,6 |
14,3 |
5 |
15,2 |
14,8 |
6 |
14,6 |
14,8 |
7 |
14,9 |
14,7 |
8 |
14,8 |
14,6 |
9 |
15,5 |
14,9 |
10 |
14,9 |
15,2 |
Каждое правильное задание оценивается 2 баллами. Участники от каждой команды выступают по очереди. Если участник команды ошибается в решении примера, то его пример решает участник второй команды.
5. “ КОНКУРС КАПИТАНОВ ”
Среди результатов, показанных спортсменами на Олимпийских играх в Турине, определите лучший. Найдите, сколько долей секунды отделяют его от второго результата.
Задание капитану первой команды.
Слалом
ЖЕНЩИНЫ |
МУЖЧИНЫ |
1 56,68 |
2 02,53 |
1 56,35 |
2 03,05 |
1 57,80 |
2 02,17 |
1 56,01 |
2 02,52 |
1 56,61 |
2 02,02 |
Задание капитану второй команды.
Санный спорт
ЖЕНЩИНЫ |
МУЖЧИНЫ |
3 16,93 |
3 21,83 |
3 16,65 |
3 21,58 |
3 15,51 |
3 22,41 |
3 16,27 |
3 21,57 |
3 16,90 |
3 22,42 |
6. “ ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ”
Каждой команде предлагаются про три карточки - красного, желтого и зеленого цвета. На карточке - задания. По три участника от каждой команды выбирают себе по карточке. Возле каждого из этих трех участников - его помощники, которые внимательно следят за решением и могут помочь решающему, если тот попросит, но не раньше.
Итак, каждая команда разделена на три группы и следит за решением задания на карточке.
Задания для первой команды
Красная карточка ( 6 баллов )
Взвесили пять цыплят разной породы: белого, серого, черного, рыжего и пестрого. Получили следующие результаты: 0,3 кг; 0,52 кг; 0,16 кг; 0,88 кг; 0,28 кг. Известно, что рыжий цыпленок легче серого, но тяжелее белого. Черный тяжелее пестрого цыпленка, а пестрый тяжелее серого. Сколько весит каждый цыпленок?
Желтая карточка ( 5 балла)
При каких натуральных значениях X верно неравенство:
а) 2,8<Х<5,01; б) 6,9<Х<10
Запишите в виде десятичной дроби три значения X , при которых верно неравенство:
а) 1,52 <Х< 1,54
Зеленая карточка (4 балла)
Запишите три дроби :
1) меньше 0,56
2) больше 3,4 , но меньше 4.
Задания для второй команды
Красная карточка ( 6 баллов )
Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измеряли свой рост. Получились результаты: 1,3 м; 1,47м; 1,5 м; 1,4 м; 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.
Желтая карточка ( 5 балла)
При каких натуральных значениях X верно неравенство:
а) 8,67 <Х< 11,02; б) 97,4 <Х< 102,86
Запишите в виде десятичной дроби четыре значения Y , при которых верно неравенство:
a) 0,57<Y<0,6
Зеленая карточка ( 4 балла )
Запишите три дроби:
- меньше 0,48
- больше 4,6 , но меньше 5.
7. “ КРУГЛЫЕ ЧИСЛА ”
Каждой команде даются карточки, на которых написано задание для каждого члена команды. Учащиеся по очереди решают примеры ( каждый свой ) и проверяют предыдущий пример. Если предыдущий пример решен неправильно, то ученик должен исправить и решить свой.
Листы с решением сдаются консультантам, которые по ключу проверяют правильность решения.
Наибольшее количество баллов - 12 что соответствует правильному решению всех примеров. За каждый неверно решенный пример с команды снимается 1 балл.
Округлить до сотых
25,58609 | (25,59) | 125,10254 | (125,1) |
0,924 | (0,92) | 0.0546 | (0,95) |
15,298 | (15,3) | 10,954 | (10,95) |
101,284 | (101.28) | 1000,256 | (1000,26) |
Округлить до десятых
125,102 | (125,10) | 25,5865 | (25,6) |
0,946 | (0,9) | 0,921 | (0,9) |
10,921 | (10,9) | 15,384 | (15,4) |
0,276 | (0,28) | 0,951 | (1) |
Округлить до десятков
112,954 | (110) | 5,381 | (10) |
154,384 | (150) | 126,981 | (130) |
101,205 | (100) | 208.504 | (210) |
58,2 | (60) | 76,5 | (80) |
8. “ОТГАДАЙ СЛОВО”
Каждой команде выдается листок с заданием. На листке написаны уравнения, которые учащиеся должны решить. Правильному ответу соответствует буква зашифрованного слова. Если уравнения решены верно, то в результате выполнения задания должны получиться слова - анаграммы:
• МНОЖИТЕЛЬ
• УРАВНЕНИЯ
Задания для первой команды
1. 6,5 + 2Х=14,5
2. (5,8-3,8)Y = 62
3. 7.5 + 1,5Х=16
4. (Y-3,71 )-5,46 = 2,77
5. (Х +3.79)-1,97 =1,83
6. 8,5Х+1,5Х = 56.8
7. 0,125Y + 9,725Y-0,584 = 10,351
8. 54,051 : 100 =
9. 0,8546x100 =
1. Х=4 | -Т |
2. Y=31 | -Ж |
3. Х=2 | -Ь |
4. Y=l,02 | -О |
5. Х=7,59 | -М |
6. Х=5,68 | -Л |
7. Y=l,09 | -E |
8. 0,54051 | -Н |
9. 85,46 | -И |
Задания для второй команды
1. 12,4 -ЗХ = 3,4
2. (12,5 + 2,5)Y = 60
3. 9,2 -5Y = 3,92 -3,72
4. ( 12,7 + Х)-9,8 = 3,2
5. (Y +5,54)-2,91 = 10,86
6. 7,25Х + 2,75Х = 25.8
7. 198,75Y-98,75Y +25,45-50,354
8. 24,65x10 =
9. 0,0546: 10 =
1. Х=3 | -А |
2. Y= 15 | -Н |
3. Y=2 | -В |
4. Х=25,7 | -Р |
5. Y=19,31 | -E |
6. Х=2,58 | -У |
7. Y=0,24904 | -И |
8. 246,5 | -Н |
9. 0,00546 | -Я |
Подведение итогов:
После окончания игры консультанты подводят итого игры. Объявляется результаты и победитель игры.
В журнал проставляются оценки, которые получили учащиеся.
Задание на дом: № 1157,1178 (г,д,е)