Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие.
Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Так же агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
В науке принято различать два основных типа агрессивных проявлений: целевая и инструментальная агрессия. Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия — случайное нанесение вреда человеку в детском коллективе достаточно распространена. Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками. В игре ребенок как бы “отрабатывает” нарождающиеся лидерские тенденции становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев — это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого — отнятая игрушка, для третьего — оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать.
По данным доктора психологии, специалиста по семейному и детскому консультированию В. Оклендера, агрессивное поведение ребенка связано в первую очередь с окружением, а не с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением поступать так, а не иначе. Однако именно окружение (а не внутренние трудности) провоцируют ребенка; если ему чего и недостает — так это способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувство страха и гнева. В. Оклендер подчеркивает, что обучение культурным формам выражения гнева является профилактической мерой и способом работы с агрессивным поведением.
В результате собственного экспериментального исследования в области профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста были выявлены интересные закономерности.
Прежде чем приступить к описанию результатов исследования необходимо представить методическое и методологическое оснащение, кратко описать сам ход исследования. В проведённом экспериментальном исследовании были использованы следующие методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, а также метод математической психодиагностики (среднее значение по выборке, t – критерий Стъюдента, метод линейной корреляции по Пирсону). Комплекс исследовательских методик включает в себя: модифицированный тест Розенцвейга, рисуночные методики “Несуществующее животное”, “Кактус”, “Лист наблюдения за агрессивными детьми”, анкета для родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”.
В психолого-педагогическом эксперименте было исследовано 48 детей в возрасте 5 – 6 лет. В экспериментальную и контрольную группу входило по 14 человек. В результате первичного исследования были выявлены особенности проявления агрессии в поведении старших дошкольников. В частности, уровень агрессивности детей прямо коррелирует с такими личностными характеристиками как импульсивность, экстравертированность, стремление к домашней защите, тревожность, активной невербальной агрессией направленной на предметы. Обратно пропорциональные взаимосвязи проявились по отношению к демонстративности, неуверенности в себе, оптимизму. После проведения коррекционной программы, которая кратко представлена в таблице 1, и сравнения результатов повторной диагностики у контрольной и экспериментальной групп выявлены следующие изменения: 1) снизился уровень агрессивности (по методике Розенцвейга на 18%, “Несуществующее животное” - на 8%, “Кактус” - на 32%, по результатам анкетирования – на 16%, т. е. в среднем на 18,5%); 2) произошло снижение импульсивности на 18%, эгоцентризма – на 3%, интравертированности – на 42%, чувства одиночества – на 43%; 3) уменьшилось число проявлений таких форм агрессивного поведения как пассивная невербальная – на 15%, скрытая активная невербальная – на 14%, прямая активная невербальная – на 7%; 4) возрос уровень демонстративности – на 27%, оптимизма – на 36%, экстравертированности – на 54%, стремления к домашней защите – на 43%.
Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о подтверждении гипотеза о том, что произойдет снижение агрессивности у детей дошкольного возрасти при создании следующих условий направленных на: снижение агрессивности через психогимнастические игры, развития коммуникативных умений и формирование адекватных – дружелюбных форм поведения.
Таблица 1.
План коррекционной программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
План занятий |
Основные цели |
1. “ЗНАКОМСТВО” 1) “Интервью” 2) “ Дракон кусает свой хвост” 3) “Баржа” 4) “Связующая нить” |
- создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. - снятие напряженности, невротических состояний, страхов. - снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. |
2. “НАСТРОЕНИЕ” 1) Сказка “Репка” (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) “Колокол” |
- снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
3. “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ” 1) “Связующая нить” 2) “Подари улыбку” 3) “Ласковое имя” 4) “Мы тебя любим” |
- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. - создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. - создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. |
4. “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ” 1) “Связующая нить” 2) “Передай сигнал”. 3) Танец “Цветок” 4) “Зеркало” |
- сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. - энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. - эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. |
5. “ДРУЖБА” 1) “Связующая нить” 2) “Только вместе!” 3) Танец свободы и победы “Святой Георгий” 4) “Обзывалки” 5) “Взаимоотношения” |
- физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. - снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. - формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений. |
6. “МЫ ВМЕСТЕ” 1) “Закончи предложение” 2) “Разведчики” 3) “Аэробус” 4) “Доброе животное” |
- повышение уверенности в себе, в своих силах. - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. - учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие. - способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
7. “ТУХ-ТИБИ-ДУХ” 1) “Рубка дров” 2) “Ворвись в прут” 3) “Тух-тиби-дух!” 4) Игра “Газета” |
- помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. - снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности. - снять негативные настроения и восстановить силы. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
8. “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА” 1) “Бумажные мячики” 2) “Два барана” 3) “Попроси игрушку” 4) “Липучка” |
- дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. - снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. - обучить детей эффективным способам общения. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
9. “НАША ДРУЖНАЯ ГРУППА” 1) “Связующая нить” 2) “Несуществующее животное” 3) Тема рисования: “Наша дружная группа” 4) “Подари камешек” |
- сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков. - влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи. - Обучить детей эффективным способам общения. |
Таким образом, основные усилия специалистов в области преодоления детской агрессивности должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом.
В качестве примера можно привести следующие этапы такой работы:
- представить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева;
- помочь им подойти к реальному восприятию чувства гнева, которое они могут сдерживать;
- дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует;
- обсуждать с ними проблему гнева: что заставляет их гневаться, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.