Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Задачи:
- обобщить знания о написании безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
- развитие умения распознавать безударные гласные в корне слова;
- обогащать письменную речь образностью на таком этапе урока как творческая работа;
- учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
- развивать орфографическую зоркость, кратковременную память, речь.
Ход занятия
1. Стадия Вызов.
Учитель – логопед читает стихотворение, одновременно демонстрируются слайды о природе <Приложение 1>
Она прекрасна и чиста…
Она свежа и обаятельная…
Она с виду сурова, а в душе молода…
Она оберегает своих детей, кормит и поит их…
И сейчас она готова проснуться, зацвести
И вновь засиять своими красками…
- С каким настроением вы прослушали эти строки?
- О ком можно так сказать? (о природе)
- Вокруг нас много интересного… И если мы говорим о ПРИРОДЕ, что имеем в виду? (леса, поля, реки, озера, животные и т.д)
Игра “Как вы думаете?”.
- Поработаем в двух группах (у каждого по 3 – 4 карточки со словами).
Как вы думаете, в какую колонку нужно вставить слова, которые есть у вас? Проверьте друг друга, если сомневаетесь – переверните карточку.
а |
и |
е |
Слова: т.шина, тр.винка, зач.рованный, пт.нцы, в.твистый, з.лёный, л.ства, б.льчонок, б.рёзовая, т.инственный.
- Что объединяет эти слова? (безударная гласная в корне)
- Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
(Составляется кластер)
- Вы обратили внимание на орфограмму, какая тема объединяет эти слова? (ЛЕС)
- Много книг, стихотворений, песен посвящено лесу. Какие ассоциации у вас возникают при слове ЛЕС? (высказывания детей)
ЛЕС – наряд нашей земли
ЛЕС– это грибы и ягоды
ЛЕС – это дом для зверей и птиц.
Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки:
Разгадайте леса тайны!
- Представьте себе могучий, красивый лес, в нем вьётся узенькая тропинка и вы шагаете по этой тропинке. Оглянитесь вокруг, выберите себе елочку. (дети садятся за компьютеры).
2. Стадия Содержания.
1. Компьютерная игра “Узнай букву” <Приложение 2>
- Познакомимся с обитателями нашей планеты. Я буду описывать животных, а вы узнайте животное и назовите его. Чтобы не сделать ошибок, обращайтесь к кластеру.
1) Крупное хищное животное с большим грузным телом. Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал. (медведь).
2) У кого короткий хвост крючком? Кто копает землю пятачком?(свинья)
3) Сначала В, потом А, затем Р, потом А, затем Н. Какое слово получилось?(варан)
4) На носу рога торчат, неприветлив, мрачен взгляд. очень вспыльчив, очень строг Африканский…(носорог)
5) Готовит лакомство, но не повариха, иголку носит при себе, а не портниха. (пчела)
6) Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. Но не филин. (сова)
7) Хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом (лиса).
8) Сначала З, потом М, затем Е, потом Я. Какое слово получилось? (змея)
9) По полю скачет, ушки прячет
Встанет столбом- ушки торчком! (заяц)
10) У овцы – ягненок, у страуса?(страусенок)
- Вспомните животных, о которых сейчас говорили (…..) выписать на доску
- Какие из этих обитателей живут в лесу? (медведь, лиса, заяц, сова). На какие группы можно разделить эти слова? (птицы – звери; безуд.гл, проверяемые ударением и не проверяемая ударением).
2. Работа с перфокартами. Развитие памяти.
- Вставьте пропущенную букву.
Щ.бетание Почетный ст.рожил Зал.зать на д.рево Зал.зать раны З.лёная тр.ва Как белка в к.л.се |
- Какое словосочетание лишнее и почему? (Как белка в колесе, т.к. это фразеологический оборот).
- Как понимаете это сл/сч? Составьте предложение.
В старину была забава: белку сажали в специальную круглую клетку, сделанную в виде колеса. Белка крутила колесо, сама при этом оставалась на одном месте. В дальнейшем в разговорный язык это выражение вошло из басни Крылова. Говорят в том случае, если человек занят множеством дел и хлопот, требующих больших усилий.
- Посмотрите на рисунок <Рисунок 1>. Мальчику сегодня предстоит крутиться как белка в колесе – ему нужно сделать множество дел. Чтобы помочь ему все успеть, нужно соединить предметы на рисунке в определенной последовательности. Запомните: нужно проснуться, умыться и позавтракать, сходить в школу и магазин, затем на теннис и вернуться домой, почитать книгу, посмотреть телевизор.
3. Составление рассказа – описания.
- Ребята, что это? (Красная книга). Как вы думаете, почему я принесла ее сегодня? (высказывания детей).
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!
- Из книги выпала страничка. Интересно, о ком идет речь? Помогите мне, прочитайте текст и подумайте, о ком речь.
Это животное нисёт очень важную службу. Оно уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Эти звирьки поевились очень много лет назад, живут в лесу. Сами они небольшого размера. Тело зверька покрыто иголками и ему свойственен хорошо известный способ защиты: в случае опасности он сворачивается в клубок, благодаря этой особенности это жывотное не прибигает к другим способам защиты. По лесу бродит с топотом, громко шуршит листями. Какой проказник этот зверь: он нередко разоряет гнёзда мелких птиц, гнездящихся на земле. |
- О каком животном идет речь? Какие слова помогли узнать животное?
На доску вывешивается план составления рассказа – описания <Приложение 3> Параллельно рассматриваются признаки различных животных (О ком можно так сказать?)
- Ни на что больше не обратили внимание? (исправление орфографических ошибок).
- Составьте свой рассказ о каком – либо животном, живущем в лесу, не называя этого зверя.
3. Стадия Рефлексии
- Работа в группах. Прочитайте тексты друг другу, и выберите тот, который вас удивил, показался интересным.
- Дары из леса “Кидровые арешки” (работа по исправлению записи) – детей угощаю орешками.