Программное содержание:
Воспитывать интерес к искусству. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством Сибири. Уточнить особенности выполнения росписи: составлять узор из растительных элементов, ритмично располагая их по объемному силуэту. Развивать творчество, фантазию и инициативу. Формировать у детей положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать.
Материалы: “Туески” (цилиндры из плотной бумаги), мягкие кисти, тычки, салфетки, краски гуашь.
Предварительная работа: Экскурсия на выставку “Сибирские мастера – умельцы”. Конструирование из бумаги “туесков”, рассматривание альбомов “Народно-прикладное искусство Сибири”, дидактическая игра “Составь узор”, 9 фишек трех цветов.
Ход занятия
Педагог: - Представьте себе, дети, что вы пришли в магазин “Художественный салон”, где продают изделия сибирских народных мастеров, чтобы выбрать подарок ко дню рождения своей маме или бабушке и решили купить красивый туесок под мед из бересты.
Вопрос детям: - Что такое туесок?
Педагог: - Продавец показал вам сразу несколько одинаковых по форме и величине туесков, но с разными узорами.
Вопрос детям: - Какие узоры вы смогли бы увидеть? Не забывайте, что туески сделаны сибирскими умельцами (ягоды рябины с разноцветными листочками, кедровые шишки с зелеными веточками, подснежники фиолетовые и др.).
Педагог: - У вас глаза разбежались! Какой туесок выбрать для подарка? Каждый хорош, каждый красив.
Жаль, но все это только в нашем воображении. Что же нам делать! (Выслушать все предложения детей. Напомнить о теме предыдущего занятия – конструирование “туесков” из бумаги).
Дети предлагают самостоятельно украсить туесок сибирскими узорами и подарить своим родным. Ведь подарок, сделанный своими руками, особенно дорог.
Самостоятельная работа детей:
- при затруднении выбора узора предложить посоветоваться с другом;
- использовать переадресовку детских вопросов друг другу;
- поощрять умение сотрудничать;
- при необходимости напомнить о рациональных приемах рисования одинаковых элементов узора;
- разложить детям конверты с фишками.
В конце занятия педагог говорит: “Послушайте, у нас получился настоящий художественный салон.
Давайте расставим по 3 туеска на каждую салфетку: красную, синюю, желтую. А теперь откройте конверты – объединитесь по цвету фишки в подгруппу.
Дети с красными фишками рассказывают о туесках на красной салфетке, помогая, и дополняя друг друга. С желтыми – о туесках на желтой салфетке, с синими – на синей.
Дать возможность выступить всем желающим детям.
Вопрос детям: - Будут ли рады ваши мамы и бабушки такому подарку? Похвалите сами себя, ваши ручки.
“Вы сегодня постарались от души, вы сегодня молодцы!”