Урок математики на тему "Единицы времени", 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: Закрепить знания соотношений единиц времени.

Задачи урока:

  1. Упражнять в замене крупных единиц мелкими и мелких – крупными.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  3. Развивать мыслительные операции (сравнение, классификацию, обобщение).
  4. Прививать любовь к математике.

Оборудование:

  1. Таблицы по устному счёту.
  2. Карточки с примерами и ответами.
  3. Наглядные пособия: “Цифрозаврик”, “Цветочные часы”, электронные часы.
  4. Макет часов у учителя и учащихся.

1. Организационный момент:

2. Повторение пройденного:

1. Проверка домашнего задания:

5 сут. = ч.

2 сут. = ч.

2 сут. 12 час. = ч.

120 мин. = ч.

3 года = мес.

24 мес. = годам

2. Ребята! К нам в гости пришёл Цифрозаврик.

Он очень добрый, но и строгий, любит порядок во всём, дорожит каждой секундой своего времени. Вот он какой (вывешиваю).

Минута чистописания.

Но случилась беда. Злой волшебник украл с его часов все цифры и приклеил их на самом Цифрозаврике. А он просит помощи у нас! Хочет, чтобы мы написали в своих тетрадях недостающие в его часах цифры. Это нужно сделать очень красиво, цифры писать правильно, иначе цифры не вернутся на свои места. Светлана, покажи на Цифрозаврике.

(Выходит к доске и называет их, находя на Цифрозаврике, а дети пишут в тетрадях).

3.Учитель: Цифрозаврик любит умных и смекалистых ребят. Он решил выбрать себе друзей среди вас. Хотите стать ему другом, решите быстро и без ошибок эти примеры:

50 : 2 = (ч.) 190 : 10 = (с)
1000 : 1000 = (а) 2 х 7 = (м)
100 : 10 = (и) 100 - 96 = (г)
30 : 2 = (н) 1600 : 100 = (о)
42 : 2 = (у) 100 : 20 = (д)
5 Х 4 = (т) 10000 : 10000 = (а)

- Посмотрите теперь по алфавиту номера букв и прочитайте полученные слова.

(час, минута, год)

- К каким величинам относятся эти слова?

(Единицам времени).

Вот мы и определили тему нашего урока. Сегодня закрепляем знания единиц времени, умение заменять их, решать задачи, примеры, а главное развивать свой ум, смекалку.

1. Новый материалэтого урока:

- Когда мы начали изучать эту тему?

- Сколько суток прошло с тех пор?

- Сколько в сутках часов?

- Сколько в часах минут?

- Сколько в минутах секунд?

- В 2 часах сколько минут?

- В 3 минутах сколько секунд?

- 180 минут – это сколько часов?

- 300 секунд – сколько минут?

- Занятия начались в 8 часов утра, а закончились через 4 часа. Покажите на ваших часах, когда закончились занятия? (8 + 4 = 12)

2. Вот часы. Какое время показывают электронные часы?

12.35 14.45 17.50 20.00 23.55

-Какое это время суток?

- Почему вы так думаете?

-Когда начинается подсчёт времени? (00 часов - ночью)

3. Ребята, а вы знаете, что среди знакомых вам цветов много таких, по которым можно узнавать время?

(Вывешиваю цветочные часы)

Вот одуванчик. Он похож на маленькое солнышко. Ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день: если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, то цветки одуванчика откроются к 6 часам утра. До 2-3 часов дня золотится одуванчик. Пчёлы жужжат над ним, собирая сладкий нектар.

- Сколько времени он радует нас? (8-9 часов).

-8 часов превратите в минуты.(60 х 8= 480 минут)

- 9 часов превратите в минуты. (60 х 9=540 минут)

- Объясните алгоритм решения? (В 1 часе 60 минут).

4. Физминутка.

Дружно потрудились
Немножко устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Мы - одуванчики.
Утром раскрылись! (Руки вверх, раскрыли)

Вечер, закрылись! (Охватив голову руками, присядем)

И опять все дружно сядем!

5. Цифрозаврик пошёл в кинотеатр. Ему стало интересно, много ли народу посещает к-театр “Янтарь”. Откройте учебники, найдите стр. 68 № 324.

- Прочитайте.

- О чём говорится в задаче?

(Пересказ содержания задачи).

- Фильм шёл сколько раз? (3 раза).

- В какое время? (Утром, днём и вечером).

- Сколько билетов продано на утренний сеанс?

- Сколько билетов продано на дневной сеанс? (210 билетов).

- Сколько билетов продано на вечерний сеанс? (Неизвестно , но в 2 раза больше, чем на утренний).

- Как запишем краткую запись задачи?

Дн.с.-

Утр.с. –

Веч. с. –

Уч-ль: Руслан, иди запиши на доске. А вы, ребята, пишите в тетрадях.

- Поставьте вопрос к задаче?

- Сколько билетов продано всего?

- Обозначьте в условии.

- Сможем ли мы сразу узнать, сколько билетов продано всего? (нет).

- Почему? (Не знаем, сколько билетов продано на утренний и вечерний сеансы).

- Как найдём? Что сначала найдём?

(Сначала найдём сколько билетов продано на утренний сеанс.)

- Сколько билетов продано на утренний сеанс?

210 – 60 = 150 (бил.) - продано на утренний сеанс.

- Почему вычитаем?

(Потому что, на 60 билетов меньше по условию задачи.)

- Сколько билетов продано на вечерний сеанс?

- 150 х 2 = 300 (бил.) – продано на вечерний сеанс.

- Почему умножаем?

(Потому, что в 2 раза больше.)

- Сколько билетов продано всего?

210 + 150 + 300 = 660 (бил.) – продано всего.

Ответ: 660 билетов.

- На задачу потратили ___ минут.

- Сколько это секунд?

- А можем ли эту задачу решить другим способом?

(Да, можем решить выражением.)

210 + (210 – 60) + (210-60)х2 = 660 (бил.)

- А задачу № 323 , похожую на эту , решите дома.

6. Цифрозаврик хочет посмотреть нас в решении примеров.

На доске примеры:

- 927
798
_____
x277
3
_____
+ 358
642
_____
х103
9
_____

- Решите примеры с проверкой.

- Что нужно знать, чтобы решить их правильно?(Правила)

У доски работают 4 ученика.

- Закончили решение. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте

оценки карандашом . Ответы сверяем с доски.

7. Итог урока.

- Поднимите руки те , кто получил оценку “5” , “4”, “3”.

- Молодцы.

- Кто решил на “5” я заметила, что они решили за 3 минуты.

- Сколько это секунд?

- Сколько в 1 минуте секунд?

- Сколько в сутках часов?

- Сколько в 1 часе минут?

Цифрозаврик говорит, что он очень доволен вами и благодарит вас за урок.

Домашнее задание : № 323, необычное задание на смекалку от нашего Цифрозаврика – отгадать кроссворд.

(раздаю их)

Спасибо за урок.

Приложение