Цель урока: Закрепить знания соотношений единиц времени.
Задачи урока:
- Упражнять в замене крупных единиц мелкими и мелких – крупными.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
- Развивать мыслительные операции (сравнение, классификацию, обобщение).
- Прививать любовь к математике.
Оборудование:
- Таблицы по устному счёту.
- Карточки с примерами и ответами.
- Наглядные пособия: “Цифрозаврик”, “Цветочные часы”, электронные часы.
- Макет часов у учителя и учащихся.
1. Организационный момент:
2. Повторение пройденного:
1. Проверка домашнего задания:
5 сут. = ч.
2 сут. = ч.
2 сут. 12 час. = ч.
120 мин. = ч.
3 года = мес.
24 мес. = годам
2. Ребята! К нам в гости пришёл Цифрозаврик.
Он очень добрый, но и строгий, любит порядок во всём, дорожит каждой секундой своего времени. Вот он какой (вывешиваю).
Минута чистописания.
Но случилась беда. Злой волшебник украл с его часов все цифры и приклеил их на самом Цифрозаврике. А он просит помощи у нас! Хочет, чтобы мы написали в своих тетрадях недостающие в его часах цифры. Это нужно сделать очень красиво, цифры писать правильно, иначе цифры не вернутся на свои места. Светлана, покажи на Цифрозаврике.
(Выходит к доске и называет их, находя на Цифрозаврике, а дети пишут в тетрадях).
3.Учитель: Цифрозаврик любит умных и смекалистых ребят. Он решил выбрать себе друзей среди вас. Хотите стать ему другом, решите быстро и без ошибок эти примеры:
50 : 2 = (ч.) 190 : 10 = (с) 1000 : 1000 = (а) 2 х 7 = (м) 100 : 10 = (и) 100 - 96 = (г) 30 : 2 = (н) 1600 : 100 = (о) 42 : 2 = (у) 100 : 20 = (д) 5 Х 4 = (т) 10000 : 10000 = (а)
- Посмотрите теперь по алфавиту номера букв и прочитайте полученные слова.
(час, минута, год)
- К каким величинам относятся эти слова?
(Единицам времени).
Вот мы и определили тему нашего урока. Сегодня закрепляем знания единиц времени, умение заменять их, решать задачи, примеры, а главное развивать свой ум, смекалку.
1. Новый материалэтого урока:
- Когда мы начали изучать эту тему?
- Сколько суток прошло с тех пор?
- Сколько в сутках часов?
- Сколько в часах минут?
- Сколько в минутах секунд?
- В 2 часах сколько минут?
- В 3 минутах сколько секунд?
- 180 минут – это сколько часов?
- 300 секунд – сколько минут?
- Занятия начались в 8 часов утра, а закончились через 4 часа. Покажите на ваших часах, когда закончились занятия? (8 + 4 = 12)
2. Вот часы. Какое время показывают электронные часы?
12.35 14.45 17.50 20.00 23.55
-Какое это время суток?
- Почему вы так думаете?
-Когда начинается подсчёт времени? (00 часов - ночью)
3. Ребята, а вы знаете, что среди знакомых вам цветов много таких, по которым можно узнавать время?
(Вывешиваю цветочные часы)
Вот одуванчик. Он похож на маленькое солнышко. Ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день: если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, то цветки одуванчика откроются к 6 часам утра. До 2-3 часов дня золотится одуванчик. Пчёлы жужжат над ним, собирая сладкий нектар.
- Сколько времени он радует нас? (8-9 часов).
-8 часов превратите в минуты.(60 х 8= 480 минут)
- 9 часов превратите в минуты. (60 х 9=540 минут)
- Объясните алгоритм решения? (В 1 часе 60 минут).
4. Физминутка.
Дружно потрудились
Немножко устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Мы - одуванчики.
Утром раскрылись! (Руки вверх, раскрыли)
Вечер, закрылись! (Охватив голову руками, присядем)
И опять все дружно сядем!
5. Цифрозаврик пошёл в кинотеатр. Ему стало интересно, много ли народу посещает к-театр “Янтарь”. Откройте учебники, найдите стр. 68 № 324.
- Прочитайте.
- О чём говорится в задаче?
(Пересказ содержания задачи).
- Фильм шёл сколько раз? (3 раза).
- В какое время? (Утром, днём и вечером).
- Сколько билетов продано на утренний сеанс?
- Сколько билетов продано на дневной сеанс? (210 билетов).
- Сколько билетов продано на вечерний сеанс? (Неизвестно , но в 2 раза больше, чем на утренний).
- Как запишем краткую запись задачи?
Дн.с.-
Утр.с. –
Веч. с. –
Уч-ль: Руслан, иди запиши на доске. А вы, ребята, пишите в тетрадях.
- Поставьте вопрос к задаче?
- Сколько билетов продано всего?
- Обозначьте в условии.
- Сможем ли мы сразу узнать, сколько билетов продано всего? (нет).
- Почему? (Не знаем, сколько билетов продано на утренний и вечерний сеансы).
- Как найдём? Что сначала найдём?
(Сначала найдём сколько билетов продано на утренний сеанс.)
- Сколько билетов продано на утренний сеанс?
210 – 60 = 150 (бил.) - продано на утренний сеанс.
- Почему вычитаем?
(Потому что, на 60 билетов меньше по условию задачи.)
- Сколько билетов продано на вечерний сеанс?
- 150 х 2 = 300 (бил.) – продано на вечерний сеанс.
- Почему умножаем?
(Потому, что в 2 раза больше.)
- Сколько билетов продано всего?
210 + 150 + 300 = 660 (бил.) – продано всего.
Ответ: 660 билетов.
- На задачу потратили ___ минут.
- Сколько это секунд?
- А можем ли эту задачу решить другим способом?
(Да, можем решить выражением.)
210 + (210 – 60) + (210-60)х2 = 660 (бил.)
- А задачу № 323 , похожую на эту , решите дома.
6. Цифрозаврик хочет посмотреть нас в решении примеров.
На доске примеры:
- 927
798
_____x277
3
_____+ 358
642
_____х103
9
_____
- Решите примеры с проверкой.
- Что нужно знать, чтобы решить их правильно?(Правила)
У доски работают 4 ученика.
- Закончили решение. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте
оценки карандашом . Ответы сверяем с доски.
7. Итог урока.
- Поднимите руки те , кто получил оценку “5” , “4”, “3”.
- Молодцы.
- Кто решил на “5” я заметила, что они решили за 3 минуты.
- Сколько это секунд?
- Сколько в 1 минуте секунд?
- Сколько в сутках часов?
- Сколько в 1 часе минут?
Цифрозаврик говорит, что он очень доволен вами и благодарит вас за урок.
Домашнее задание : № 323, необычное задание на смекалку от нашего Цифрозаврика – отгадать кроссворд.
(раздаю их)
Спасибо за урок.