Введение.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.
Основная подготовка к ЕГЭ осуществляется на уроках математики.
Особую роль, на наш взгляд, при новой форме проведения выпускного экзамена приобретает организация итогового повторения.
Теперь уже недостаточно привычных обобщения и систематизации знаний и способов действий. Не менее важным нам видится необходимость формирования у выпускников умений:
- быстрее переключаться с одного типа задания на другой;
- выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом;
- проверять полученный результат решения.
Основной характеристикой методики проведения обобщающих занятий является активизирующее воздействие на обучаемых – систематическое убеждение их в том, что лишь при активной позиции по отношению к данному предмету можно рассчитывать на успех.
А. Дистерверг писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».
Таким образом, при подготовке выпускников наряду с обычными требованиями важнейшим становится динамика вариативности в выборе методов, развитие системного мышления, вообще – уход от жестких формальных схем и алгоритмов.
С этой целью итоговое повторение разбито на две части:
- Обобщение и систематизация знаний и способов действий;
- Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.
В первой части идет повторение и систематизация базовых знаний и способов действий при решении стандартных задач. Во второй - в процессе повторения ученики должны последовательно перейти от одного уровня математической деятельности к следующему, более высокому. На этой стадии итогового повторения мы старались составить тестовые задания таким образом, чтобы они максимально содействовали не формальному усвоению программного материала, а глубоко осознанному пониманию его и применению при решении задач на уровне узнавания и соотнесения с базовыми знаниями, способами действий и опорными сигналами. Кроме того, тесты должны обеспечить:
- разнообразие типов и уровней заданий по данной теме;
- быстрый замер уровня усвоения информации учащимися;
- активизацию обучающей функции при контроле знаний и умений учащихся;
- предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий;
- предоставление учащимся возможности обсуждение типичных ошибок, их анализа и коррекции.
При составлении тестов мы использовали задания из источников, указанных в библиографии и авторские задания
(Тест1:задания 1,2,3,14; Тест 2: задания 1,2,4,6,10,11,16,17,19; Тест 3: задания 3,5,8,9)
На каждую тему во второй части планирования отводится 3 часа, из них: 2 часа на активную проверку, оценку и коррекцию знаний и способов действий; 1 час на урок-консультацию.
Планирование итогового повторения
(40 часов)
№ |
Название темы |
Количество часов |
I Обобщение и систематизация знаний и способов действий. |
||
1.1 |
Действительные числа |
2 |
1.2 |
Тождественные преобразования |
3 |
1.3 |
Функции |
4 |
1.4 |
Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств |
10 |
1.5 |
Производная, интеграл и их применение |
3 |
II Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий |
||
2.1 |
Вычисление и тождественные преобразования рациональных выражений. Рациональные уравнения, неравенства и системы уравнений и неравенств. |
3 |
2.2 |
Вычисление и тождественные преобразования выражений, содержащих радикалы. Иррациональные уравнения, неравенства и системы уравнений. |
3 |
2.3 |
Вычисление и тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений. |
3 |
2.4 |
Вычисление и преобразования выражений, содержащих степени с рациональным показателем. Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. |
3 |
2.5 |
Вычисление и преобразования логарифмических выражений. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений. |
3 |
2.6 |
Прогрессии. Тестовые задачи. |
3 |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий (№ 94- 95)
Тема:
Показательная функция, её свойства и применение.
Цели. Создать условия для:
- выявления и искоренения типичных ошибок учащихся;
- обучения самоконтролю, взаимоконтролю, быстрому переключению с одного типа заданий на другой;
- развития самостоятельности, внимательности, формирования умения выбирать оптимальную стратегию при решении конкретной задачи и работы в целом;
- развития умений аргументировано участвовать в обсуждении решений;
- формирования культуры поведения при работе в парах, уважительного отношения к одноклассникам.
Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.
Структура урока:
- Ознакомление с темой, целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке (5 минут).
- Актуализация знаний и способов действий (10 минут).
- Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, свойств и умений объяснять аргументировано результаты своих действий. Обсуждение полученных результатов. (15 минут).
- Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях. Обсуждение полученных результатов (15 минут).
- Проверка умений учащихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях. Обсуждение результатов. (35 минут).
- Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.(5 минут).
- Рефлексия (5 минут).
Ход урока:
Основное содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1. Сообщение темы, целей и задач урока. |
||
|
После проверки готовности класса сообщает, что сегодня урок посвящается проверке и оценке знаний и умений по теме. |
Записывают тему урока. |
2. Проверка знаний учащимися фактического материала. |
||
Презентация |
Актуализация знаний (с использованием компьютера). Организует повторение основного содержания учебного материала.
|
Осуществляют самоконтроль: |
3. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях. |
||
Тест 1 |
Инструктирует учащихся по выполнению Теста 1 на установление истинности (ложности) утверждения. |
Выполняют Тест 1 на компьютерах (в парах), получают оценочный результат. |
4. Проверка умений учащихся применять знания в измененных и стандартных условиях. |
||
Тест 2 |
Инструктирует учащихся по выполнению Теста 2 на установление истинности (ложности) утверждения. |
Выполняют Тест 2 (с учётом опыта Теста 1). |
5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных и нестандартных условиях. |
||
Презентация |
Инструктирует учащихся по выполнению Теста 3:
Организует проверку правильности полученных результатов посредством коллективного обсуждения (желательно с использованием интерактивной доски). |
Выполняют Тест 3. |
6. Подведение итогов учебного занятия. Постановка д/з. |
||
Тест 3 |
Комментирует оценки учащихся.
Следующий урок – консультация. |
Записывают домашнее задание данное учителем. |
7. Рефлексия. |
||
|
Учитель предлагает закончить предложения:
|
Дети заканчивают предложения. |
Заключение.
Мы старались спланировать организацию итогового повторения таким образом, чтобы его можно было использовать при работе по учебникам различных авторов, рекомендованных МО РФ.
Предложенную разработку урока можно использовать как урок-конструктор при организации повторения любой темы.
Опыт работы показал, что учащиеся постепенно приобретают «вкус» к работе:
- по классификации заданий по видам;
- по классификации заданий по способам действий;
- по использованию опор;
- по выявлению ошибок и их анализу;
- по оценке результатов своей деятельности и деятельности своих товарищей.
На наш взгляд это движение в нужном направлении математической подготовки выпускников.
Библиография.
- Гин А.А. «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность». Пособие для учителя. 4-е изд. М.: Вита-Пресс. 2002г.
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя С.Г. Манвелов М. Просвещение. 2002г. (Библиотека учителя).
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся». Методическое пособие. Москва. 1990г.
- Ф.Ф. Лысенко «Математика ЕГЭ-2008. Вступительные экзамены». Изд. «Легион». 2007г.
- Б.З. Федоренко «Пособие по математике для поступающих в БГТАСМ» Белгород. 2000г.
- А.Г.Клово «Пособие для подготовки к ЕГЭ» Москва. ФЦТ. 2005г.
- «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» Изд. «Бином. Лаборатория знаний» 2007г.
- ЕГЭ 2007-2008 Математика. В.В.Кочагин, ФИПИ «Издательство Астрель» 2007г.
Приложение: Тест