Организация итогового повторения по алгебре и началам анализа в 11-м классе

Разделы: Математика


 

Введение.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.
Основная подготовка к ЕГЭ осуществляется на уроках математики.
Особую роль, на наш взгляд, при новой форме проведения выпускного экзамена приобретает организация итогового повторения.
Теперь уже недостаточно привычных обобщения и систематизации знаний и способов действий. Не менее важным нам видится необходимость формирования у выпускников умений:

  • быстрее переключаться с одного типа задания на другой;
  • выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом;
  • проверять полученный результат решения.

Основной характеристикой методики проведения обобщающих занятий является активизирующее воздействие на обучаемых – систематическое убеждение их в том, что лишь при активной позиции по отношению к данному предмету можно рассчитывать на успех.
А. Дистерверг писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».
Таким образом, при подготовке выпускников наряду с обычными требованиями важнейшим становится динамика вариативности в выборе методов, развитие системного мышления, вообще – уход от жестких формальных схем и алгоритмов.
С этой целью итоговое повторение разбито на две части:

  1. Обобщение и систематизация знаний и способов действий;
  2. Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.

В первой части идет повторение и систематизация базовых знаний и способов действий при решении стандартных задач. Во второй - в процессе повторения ученики должны последовательно перейти от одного уровня математической деятельности к следующему, более высокому. На этой стадии итогового повторения мы старались составить тестовые задания таким образом, чтобы они максимально содействовали не формальному усвоению программного материала, а глубоко осознанному пониманию его и применению при решении задач на уровне узнавания и соотнесения с базовыми знаниями, способами действий и опорными сигналами. Кроме того, тесты должны обеспечить:

  • разнообразие типов и уровней заданий по данной теме;
  • быстрый замер уровня усвоения информации учащимися;
  • активизацию обучающей функции при контроле знаний и умений учащихся;
  • предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий;
  • предоставление учащимся возможности обсуждение типичных ошибок, их анализа и коррекции.

При составлении тестов мы использовали задания из источников, указанных в библиографии и авторские задания

(Тест1:задания 1,2,3,14; Тест 2: задания 1,2,4,6,10,11,16,17,19; Тест 3: задания 3,5,8,9)

На каждую тему во второй части планирования отводится 3 часа, из них: 2 часа на активную проверку, оценку и коррекцию знаний и способов действий; 1 час на урок-консультацию.

Планирование итогового повторения
(40 часов)


n/n

Название темы

Количество часов

I Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

1.1

Действительные числа

2

1.2

Тождественные преобразования

3

1.3

Функции

4

1.4

Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств

10

1.5

Производная, интеграл и их применение

3

 II Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий

2.1

Вычисление и тождественные преобразования рациональных выражений. Рациональные уравнения, неравенства и системы уравнений и неравенств.

3

2.2

Вычисление и тождественные преобразования выражений, содержащих радикалы. Иррациональные уравнения, неравенства и системы уравнений.

3

2.3

Вычисление и тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений.

3

2.4

Вычисление и преобразования выражений, содержащих степени с рациональным показателем. Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства, системы уравнений.

3

2.5

Вычисление и преобразования логарифмических выражений. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений.

3

2.6

Прогрессии. Тестовые задачи.

3

Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий (№ 94- 95)


Тема:

Показательная функция, её свойства и применение.

Цели. Создать условия для:

  • выявления и искоренения типичных ошибок учащихся;
  • обучения самоконтролю, взаимоконтролю, быстрому переключению с одного типа заданий на другой;
  • развития самостоятельности, внимательности, формирования умения выбирать оптимальную стратегию при решении конкретной задачи и работы в целом;
  • развития умений аргументировано участвовать в обсуждении решений;
  • формирования культуры поведения при работе в парах, уважительного отношения к одноклассникам.

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

Структура урока:

  1. Ознакомление с темой, целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке (5 минут).
  2. Актуализация знаний и способов действий (10 минут).
  3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, свойств и умений объяснять аргументировано результаты своих действий. Обсуждение полученных результатов. (15 минут).
  4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях. Обсуждение полученных результатов (15 минут).
  5. Проверка умений учащихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях. Обсуждение результатов. (35 минут).
  6. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.(5 минут).
  7. Рефлексия (5 минут).

Ход урока:

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Сообщение темы, целей и задач урока.

 

После проверки готовности класса сообщает, что сегодня урок посвящается проверке и оценке знаний и умений по теме.
Ставится задача: учиться находить свои и чужие ошибки, выявлять их причины, намечать пути по их устранению.

Записывают тему урока.
Готовят «личные» справочники:
- классификация уравнений;
- способы решения уравнений и неравенств;
- опорные сигналы.

2. Проверка знаний учащимися фактического материала.

Презентация
(Приложение 1)

Актуализация знаний (с использованием компьютера). Организует повторение основного содержания учебного материала.
Ставит задачу:

  • быть готовыми приводить примеры;
  • быть готовыми выделить главное.

Осуществляют самоконтроль:
«знаю» - «не знаю»
Делают выводы по коррекции собственных пробелов.
Приводят примеры.

3. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.

 

 

Тест 1
(Приложение 2)

Инструктирует учащихся по выполнению Теста 1 на установление истинности (ложности) утверждения.
Комментирует критерии оценки и время выполнения задания.
Организует работу по выявлению вопросов, в которых ошиблось наибольшее количество учащихся (варианты правильных ответов).
Организует работу учащихся по обсуждению и исправлению ошибок.

Выполняют Тест 1 на компьютерах (в парах), получают оценочный результат.
Сверяют свои ответы с правильными.
Участвуют в обсуждении причин допущенных ошибок.
Записывают в тетради обоснование правильных ответов для заданий, вызывающих затруднения.

4. Проверка умений учащихся применять знания в измененных и стандартных условиях.

 

 

Тест 2
(Приложение 3)

Инструктирует учащихся по выполнению Теста 2 на установление истинности (ложности) утверждения.
Комментирует критерии оценки и время выполнения задания.
Организует работу по самоконтролю (даёт правильный вариант ответов) и оценке работы учащихся.
Организует работу по коррекции знаний и умений по результатам.

Выполняют Тест 2 (с учётом опыта Теста 1).
Самоконтроль с использованием представленного учителем правильного варианта ответов.
Участвуют в работе над ошибками, аргументируют свои позиции.
Записывают в тетради разбор заданий, на которые следует обратить особое внимание.

5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных и нестандартных условиях.

Презентация
Тест 3
Задание


Инструктирует учащихся по выполнению Теста 3:

1) на установление соответствия с заданными элементами множеств;
2) решение уравнений 1,2,14 по вариантам.

Организует проверку правильности полученных результатов посредством коллективного обсуждения (желательно с использованием интерактивной доски).

Выполняют Тест 3.
Участвуют в обсуждении правильности выполнения задания на соответствие, решают
уравнения, проверяют себя.
Решение уравнений 1,2,14 записывают в тетрадь.

6. Подведение итогов учебного занятия. Постановка д/з.

 

Тест 3
(Приложение 4-5)

Комментирует оценки учащихся.
Даёт рекомендации по коррекции знаний и умений в соответствии с полученными на занятии результатами.
Даёт домашнее задание: Тест 3

  • выбрать из предложенных упражнений 3;
  • оформить подробную запись их решения на листах;
  • подобрать задания из различных сборников, вызывающие затруднения.

Следующий урок – консультация.

Записывают домашнее задание данное учителем.

7. Рефлексия.

 

Учитель предлагает закончить предложения:

  • «Сегодня на уроке я понял(а), что мне необходимо…»
  • «При решении показательных неравенств необходимо…»
  • «Самое трудное для меня…»

Дети заканчивают предложения.

Заключение.

Мы старались спланировать организацию итогового повторения таким образом, чтобы его можно было использовать при работе по учебникам различных авторов, рекомендованных МО РФ.
Предложенную разработку урока можно использовать как урок-конструктор при организации повторения любой темы.
Опыт работы показал, что учащиеся постепенно приобретают «вкус» к работе:

  • по классификации заданий по видам;
  • по классификации заданий по способам действий;
  • по использованию опор;
  • по выявлению ошибок и их анализу;
  • по оценке результатов своей деятельности и деятельности своих товарищей.

На наш взгляд это движение в нужном направлении математической подготовки выпускников.

Библиография.

  1. Гин А.А. «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность». Пособие для учителя. 4-е изд. М.: Вита-Пресс. 2002г.
  2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя С.Г. Манвелов М. Просвещение. 2002г. (Библиотека учителя).
  3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся». Методическое пособие. Москва. 1990г.
  4. Ф.Ф. Лысенко «Математика ЕГЭ-2008. Вступительные экзамены». Изд. «Легион». 2007г.
  5. Б.З. Федоренко «Пособие по математике для поступающих в БГТАСМ» Белгород. 2000г.
  6. А.Г.Клово «Пособие для подготовки к ЕГЭ» Москва. ФЦТ. 2005г.
  7. «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» Изд. «Бином. Лаборатория знаний» 2007г.
  8. ЕГЭ 2007-2008 Математика. В.В.Кочагин, ФИПИ «Издательство Астрель» 2007г.

Приложение: Тест