«Счёт и вычисления – основа порядка в голове»
И.Песталоцци.
Цели:
- Проверить умение выполнять действия с натуральными числами устно и письменно;
- Закрепить и проверить умение решать уравнения и задач
- Развивать познавательный интерес учащихся, смекалку и внимательность
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам
Оборудование:
- Плакат с рисунком на логическую задачу
- Карточки с кроссвордом
- Карточки с устным счётом
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
- Проверка списочного состава
- Настрой на работу
- Сообщение темы и цели урока
2. Проверка домашнего задания
а) номера из учебника
б) кроссворд, ключевое слово «математика»
1.Число
2. То, что надо знать наизусть
3. Геометрическая фигура
4. Арифметическое действие
5. Единица измерения
6. Равенство, содержащее неизвестное
7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной точкой
8. Математический инструмент
9. Геометрическая фигура
10. Деление на измерительных приборах
Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, нам предстоит преодолеть препятствия, складывая и вычитая натуральные числа, чтобы помочь герою сказки Ивану царевичу спасти Елену Прекрасную из рук злого Кащея.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло”.
СКАЗКА
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван царевич и было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван царевич сестёр своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестёр, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кащей бессмертный похитил Елену. Иван царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А на камне написан устный счёт и закодировано слово. Если правильно выполнить эти два задания, то камень повернётся и освободит дорогу.
18 |
7 |
11 |
70 |
4 |
60 |
4 |
64 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решить уравнение:
87 - ( 41 + х ) = 22
х = 24
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушки Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану царевичу, но только в том случае, если они решат задачу.
«В жёлтой папке 52 листа бумаги, что на 13 листов больше, чем в зелёной. В синей папке столько листов, сколько в жёлтой и зелёной вместе. Сколько листов бумаги в трёх папках? (Ответ: 182 листа)
Прощаясь с Иваном царевичем Баба Яга сказала: «коль нужно тебе какой запор отпереть, произнеси вслух чему равен периметр треугольника, мигом исполнится».
Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кащею. Тот подстерёг Ивана царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье и закрыл на замок.
«Периметр треугольника АДЕ равен 50 см. Сторона АД равна 12 см, сторона АЕ больше стороны АД на 10 см. Найдите длину стороны ДЕ».
(Ответ: ДЕ = 16 см)
Ворота открылись. Освободил Иван царевич с воинами Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестёр, возвратились домой и стали жить-поживать и добра наживать.
3. Физкультурная минутка
Японская пальчиковая гимнастика
Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.
- Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочерёдно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).
- И.п.- то же. Начиная с указательного пальца левой руки, нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочерёдно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).
- Для развития сосредоточенности. Левую руку сжать в лёгкий кулачок. Правая рука – в виде сжатой стрелки пальцев, направить её в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток энергии. Руки поменять (20 раз).
- Для развития концентрации, успокоения нервной системы. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на неё пять раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз)
- Для развития памяти. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (2 раз)
- Согнуть пальцы обеих рук в «кошачий коготь» или крючок.
Задача на логику
«Коля, Олег, Миша, Гриша, Боря. Миша не самый высокий, но выше Гриши, Олега и Коли. Олег стоит рядом с Колей и меньше его. Грише, чтобы дотянуться до выключателя, приходится подставлять скамеечку или просить помощи у старшего брата Олега. В каком порядке стоят мальчики?»
(Ответ: Миша, Боря, Олег, Коля, Гриша)
4. Самостоятельная работа
1 вариант (257 – х) + 124 = 149
2 вариант 165 – (х + 112) = 37
3 вариант 44 + (х – 85) = 105
4 вариант 243 – (х + 83) = 112
5 вариант (135 + х) – 37 = 108
6 вариант 375 – (х - 218) = 123
(Ответы: 232; 16; 146; 48; 10; 470)
5. Итог урока
- Рефлексия в форме самоанализа учащихся.
- Выставление оценок
6. Домашнее задание п.10 № 392; 393 (а; б); прочитать стр. 91 – 92 исторический материал.