Урок в 3-м классе "Приставка, суффикс, основа слова, практические задачи"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим
научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя
ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к
знаниям.”

Описываемый ниже урок.

Бинарный – (лат. binarius) – двойной, двойственный, состоящий из двух частей.

Предлагается методическая разработка урока совместной работы учителя начальных классов и учителя – дефектолога.

Лучше всего эффективно применять данную методику и форму при закреплении изученного материала.

Одним из важнейших условий совместной работы учителя-логопеда и учителя является выработка единства требований к ученику-логопату. Для достижения цели каждое занятие должно быть подчинено следующим требованиям:

- всесторонне развивать личность учащегося-логопата;

- обучение должно носить воспитывающий характер;

- учитывать структуру дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- предъявлять программные требования с учётом возможных специфических (речевых) ошибок;

- широко использовать наглядность, игровые методы и приёмы.

При подборе упражнений, заданий, предпочтение отдавали репродуктивным формам работы (списать, подбор слов к схемам, составление предложений, работа в паре, работа за себя, работа группой).

При закреплении изученной темы использовали разнообразную систему сигналов обратной связи: символы, карточки.

Таким образом, учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Однако все логопедические приёмы были внесены в структуру урока, после того как были отработаны на логопедических занятиях, поэтому так важны взаимопосещение уроков и логопедических занятий учителем и логопедом.

Тема урока: Приставка, суффикс, основа слова, практические задачи.

Цели и задачи урока:

  • формировать умение разбирать слова по составу;
  • формировать умение применять полученные знания на практике;
  • показать роль корня в слове;
  • корректировать устойчивость и переключаемость внимания;
  • упражнять в подборе родственных слов; помочь осознать, что основа слова – занимает, важную роль в части речи;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • добиться успешности учащихся в овладении речью путём применения логопедической зарядки.
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать умение учащихся ставить вопросы, которые помогают планировать ход логических действий и искать разумное решение;
  • развивать зрительную, слуховую и двигательную память;
  • выполнять упражнения, которые способствуют развитию мышления и речи учащихся;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению.
  • проверить, насколько эффективно усвоен теоретический материал по темам: приставка, суффикс, основа слова;
  • закрепить полученные знания о приставках, суффиксах, основе слова учащимися в практической работе;

Вид урока: бинарный.

Продолжительность урока: 45 минут

Подготовка кабинета.

На доске изображены “Чудо-деревья” - фруктовое и лиственное.

(В фруктовом и кленовом дереве нарисованы схемы, к которым подбираются слова).

Оборудование: карточки-символы, тетради, ручки, карандаши, карточки-пиктограммы, опорная таблица “Чудо-деревья” с изображением символов – разбора слов по составу, дерево с изображением яблок, внутри каждого яблока схема, бейджик с изображением схемы “состав слова”, школьные толковые словари.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Сообщение темы и цели урока – 2 минуты.
  3. Актуализация знаний – 5 минут.
  4. Работа над темой – 10 минут.
  5. Актуализация знаний на практике. Вторичное закрепление - 17 минут.
  6. Практическое закрепление – 5 минут.
  7. Итог урока - 5 минут.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель начальных классов:

Сегодня ребята вас ждёт много интересных заданий. Мы повторим части речи, основу слова, выполним практические задачи. Постарайтесь всё запомнить, будьте внимательны.

Учитель-дефектолог:

Активизация внимания детей.

- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной.

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Внимание моё растёт
Я, как разведчик, всё замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться,
Я готов к работе.
Работаю.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель начальных классов:

- Сейчас у нас урок русского языка. Мы будем на уроке красиво писать, будем думать, рассуждать, играть.

Первичное закрепление. Анализ пословицы.

На доске заранее пишет пословицу, (корни закрыты листом ватмана).

Отгадайте, какая пословица здесь написана? (на доске)

Без труд а не вынеш ь и рыбк у из пруд а.

Ответы учащихся. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Учитель начальных классов:

Молодцы, отгадали пословицу.

Так, что же было в пословице пропущено?

Ответы учащихся. В пословице были пропущены корни.

III. Актуализация знаний:

Разминка: “Чистописание”.

3) – Загадай букву.

- Придумайте задание для минутки чистописания.

Дайте характеристику одному из звуков в этих словах, так, чтобы мыслями догадаться, какую букву мы сегодня будем писать. Придумайте закономерность. (3 человека) (Учащиеся могут записать свой вариант или товарища). Например: этот звук согласный, парный, звонкий, встречается в корне. Это буква Д.

I вариант дДа дДб (дополнение алфавита)

II вариант ддДдд ддДдд (нарастание)

III вариант ДдД дДД ДДдДдД (чередование)

Учитель-дефектолог:

Пальчиковая гимнастика

Дети соединяют поочерёдно пальцы, затем хлопают в ладоши и говорят:

Вышли пальцы погулять
Этот пальчик самый сильный,
Этот толстый и большой,
Этот пальчик для того…
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый,
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.

IV. Работа над темой

Учитель начальных классов:

а) Работаем по сигналам, “каждый за себя”. Появляется сигнал на доске. (Смотри приложение №1) (Приложение можно взять у автора). Записаны слова на доске.

Перелёт, снёс, записка, городской, лошадка, избушка, поездка, заход, находка.

На какие группы можно разделить слова? По таблице №1: смотри приложение №3. (Приложение можно взять у автора)

Ответы учащихся:

1 группа (5)

2 группа (8)

3 группа (7)

Работаем по сигналу “парами”. Смотри приложение №1. (Приложение можно взять у автора)

б) Карточки с заданиями на каждого ребёнка:

Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Окончания выделите.

Магазин, живая, привезут, рыба.

К, врача, больной, вызвали.

Срывал, с жёлтой, деревья, лист, ветер.

4. Проверка на доске.

5. Ответы учащихся.

В магазин привезут живую рыбу.

К больному вызывали врача.

6. Разберите второе предложение по частям речи и главным членам предложения, а к первому составьте схему к словам.

Ветер срывал с деревьев жёлтые листья.

- Третье предложение разобрать по членам предложения. Ребята читают составленные в паре предложения и сверяют с доской. (За верный ответ получают фишки).

в) Работаем в группе. Смотри приложение №1.(Приложение можно взять у автора)

- Сейчас вы встретитесь с хорошими знакомыми словами-родственниками.

На доске изображены “Чудо-деревья” (фруктовое и лиственное).

Ребята первой группы заполняют яблоко словами по схемам. (Приложение можно взять у автора)

Ребята второй группы заполняют кленовые листья.

– Посмотрим, чья группа быстрее построит город Корнеслов.

Предлагаются слова:

I группе:

лес, лесок, перелесок,

лесоруб, лесопосадка (это сложные слова)

II группе:

сад, садок, рассада, садовод, садовник

Итог.

- Какие слова выросли из корня сад, лес?

V. Актуализация знаний на практике. Вторичное закрепление.

Урок продолжается, теперь вам надо выполнить все практические задачи с учителем-логопедом:

- Сегодня мы делали много упражнений, но у нас глаза тоже устают. Для этого выполним следующие упражнения по снятию напряжения с глаз и гармонизации межполушарного взаимодействия. Работа по таблице №2 (Приложение можно взять у автора)

На доске прикреплён ватман с Пальминг - упражнениями для снятия напряжения с глаз и гармонизации межполушарного взаимодействия. Для этого посмотрите на упражнения, восстановите в памяти их: закрываем глаза и выполняем упражнения.

Все упражнения выполняются 10-15 раз.

После каждого упражнения делать вдох и выдох; “носиком вдыхаем легко и непрерывно”, “нос дышит, рот закрыт”; “поморгаем глазками”, чередуем (напряжённый и расслабленный взгляд). В заключение выполняем массаж глаз, лица, лба, головы, затылка, шеи, подбородка. Можно упражнения выполнять и с открытыми глазами. Слежу, чтобы дети дышали ровно, головой не крутили, работали только глазные яблоки.

Учитель-дефектолог.

– Послушайте внимательно стихотворение о городе Корнеслове (с корнем сад)

“Как растут слова”
Как-то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Вопрос:

Из какого слова “выросли” другие слова?

А) Составление гнезда родственных слов с корнем “сад”.

Семантизация родственных слов.

Б) определение значений слов с помощью толкового словаря.

Объяснение учителя-логопеда: Ребята, для того, чтобы установить родство слов, надо хорошо понимать их, уметь объяснить значения. Мы будем этому учиться, и помощником нашим будет Словарь, потому что в нём приводятся самые точные, правильные толкования слов.

Давайте откроем словарь и прочитаем, что в нём написано про слово “сад”.

“Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами”. А теперь я буду приводить вам толкование родственного слов а, а вы догадайтесь, что это за слово.

“Человек, который работает в саду, ухаживает за растениями”.

Ответы детей: садовник.

VI. Практическое закрепление.

Учитель-дефектолог. Игра “Какие корни “убежали” из слов?”

Детям раздаются карточки с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень. Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Нужную картинку выберите из справочного отдела к игре. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают парами. Показ указкой на сигнал “работа парой”. Даётся время на подготовку.

У каждой пары на столе карточки и картинки-пиктограммы из справочного отдела. Затем дети выходят к доске с картинкой-пиктограммой и на ватмане формата А-3 рисуют свою пиктограмму. Затем на наборном полотне выставляют номер выбранной ими картинки.

 

Наборное полотно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

Ответы смотри в Приложении (Приложение можно взять у автора)

VII. Итог урока.

Учитель начальных классов:

- А теперь подведём итог урока.

- Задайте вопрос своему товарищу по нашей теме и проверьте свой ответ, своего одноклассника, соседа:

- Что вы знаете о родственных словах?

Дети: родственные слова имеют общую часть, они близки по смыслу.

- Какая часть слова бывает во всех словах?

Дети: главная часть слова – корень.

Что называется окончанием?

Дети: применяемая часть слова, служит для образования новых слов – приставка стоит перед корнем – суффикс.

  1. Встаньте, пожалуйста.
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте (пожалуйста)
  4. Потопайте, пожалуйста
  5. Пожалуйста, попрыгайте
  6. Тихонько сядьте, пожалуйста.

Вопросы:

Что мы с вами закрепляли на уроке?

Какой раздел науки о языке изучает родственные слова?

Из каких частей может состоять слово?

В конце подсчитываются жетоны, и ставится оценка.

Дополнительно.

Учитель начальных классов:

Игра “Удивительное превращение”.

Закончи предложение:

- Как большой пень превратить в маленький (пень - пенёк).

- Как из маленького домика сделать большой? (домик - дом, убрать “ик”).

- Как можно превратить рыбу в человека? (рыба – рыбак).

- Можно ли превратить малину в кустарник? (малина – малинник).

- Как из слова стола построить комнату? (стол – столовая).

Вывод: В начальном звене общеобразовательной школы с преобладанием в классах учеников – логопатов существует естественная потребность постоянно повторять и закреплять приобретённые знания, умения и навыки, что объясняется психологическими особенностями учащихся данной возрастной группы, преобладанием у них в течение длительного времени непроизвольного восприятия, внимания, памяти. В начале урока учитель-логопед активизировала внимание детей и настроила их на положительные эмоции. В связи с этим в урок были включены этапы работы учителя – логопеда, которые способствовали увеличению произвольного внимания и памяти. Учитель-дефектолог создал доверительные отношения между всеми участниками учебного процесса и привёл к активизации творческой, учебно-познавательной деятельности учащихся. Таким образом, опыт показывает, что бинарные уроки отличаются высокой активностью всех учащихся заинтересованностью в результатах своей деятельности, большим объёмом выполненных заданий.