Урок русского языка в 4-м классе, (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО"

Разделы: Начальная школа


 

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели:

формировать понятия:

  • с помощью чего соединяются части сложного предложения;
  • какую роль в сложном предложении играют союзы И,А,НО;

развитие умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;
развивать умения отличать простые предложения от сложных;
развивать умение конструировать предложения;
развитие умения составлять схемы простых и сложных предложений;
работать над развитием речи учащихся.

Оборудование:

  • карточки с буквами для минутки чистописания;
  • иллюстрация к словарной работе (алмазы);
  • таблица со схемой предложения;
  • карточки для работы в парах (для составления алгоритма);
  • две таблицы к организационному моменту со словами ( каким должен быть урок и ученик);
  • карточки со схемами по составу слова;
  • карточки для индивидуальной работы в конце урока;
  • карточки для составления сложных предложений с союзами;
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2007.
  • Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику Русский язык 4-ый класс. Баласс 2006г.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Открывается запись на доске:

Урок

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный

- Поясните каждое понятие
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске

Ученики

активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные

- Сможете стать такими?

В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

2. Минутка чистописания

- Определите, какую букву будем сегодня писать?

И Д А В К
Е О П Р А
Ш А Я У Т



- В какой орфограмме мы можем встретить эту букву? (Безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безударную гласную?

3.Словарная работа

Знакомство с новым словарным словом

- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задание №1

Первая буква нового слова- это гласная второго слога в слове (облако)

Задание №2

Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)

Задание № 3

Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)

Задание №4

Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон)

Задание №5

Пятая – второй звонкий согласный звук в слове (газета)

- Какое слово получилось? (АЛМАЗ)

Запишите его.Определите ударный слог.Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (парная согласная в корне слова)

- Проверьте, запишите рядом проверочные слова. (АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ)

- Выделите корень.

Немного из истории предмета. Знаете ли вы?

- Знаете ли вы, что алмаз – простой углеводород. Его родственник – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

Работа с деформированным предложением

- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался. Работаем в парах.
(Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски).

4. Актуализация знаний

- Дайте характеристику предложения. (Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку на стр.143) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .)

- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?

- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)

- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)

5. Тема урока

Используя схему, определите тему урока.


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

6. Постановка целей

- На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока?

  1. Как ставится запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?
  2. Какие отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?

7. Открытие нового знания

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.

 

 

  • Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Проверка: самопроверка

Давайте сравним вашу инструкцию с той, которая дана в конце учебника на стр.140

8. Первичное закрепление

Используя этот алгоритм выполним упр. № 73 стр.61

- Прочитайте задание.
- У кого возникли вопросы?

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.

Проверка: фронтальная

- Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)
- Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
- А в сложном? (его части)

9. Динамическая музыкальная пауза

10. Самостоятельная работа в группах

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом И - работа по карточкам.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.

- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
- Выпишите слова, которые соответствуют этим схемам

- Сделайте морфологический разбор слова: (в ) саду-
- Посмотрите внимательно на предложения. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

11. Итог урока

- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
- У кого есть вопросы?

12. Рефлексия урока

- Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим. Каждый из вас получил лист с заданиями.

Выполните его:

- расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:

13. Домашнее задание: №42 стр.24 («Дидактический материал»)