Перед проведением урока необходимо провести экскурсии учащихся в мусульманскую мечеть и православную церковь, ученики должны заранее подготовить дополнительный материал. Урок необходимо хорошо отрепетировать.
Оргмомент.
Участники делятся на три группы и рассаживаются соответственно.
Ход урока
Совместно с учениками определяем тему урока с помощью решения кроссворда:
- одна из трёх мировых религий, в основе, которой лежит вера в Иисуса Христа, как в Богочеловека;
- священная книга мусульман;
- девятый месяц исламского календаря, месяц поста.
- Обращение верующего к Богу.
Итак, как вы уже прочитали из составленных букв, тема нашего сегодняшнего урока – храм
«Для начала давайте, определим, что же такое - храм в общем смысле. Для этого, каждая группа напишет буквально по 2-3 слова, как вы понимаете этот термин».
Группы пишут своё мнение, их ответы прикрепляются на доску, задача учителя обобщить эти определения и составить самое правильное.
Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов.
- мистическое сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в религиозных обрядах.
- Организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
«Несколько дней назад мы с вами посетили два священных места - православную церковь и мусульманскую мечеть с целью ознакомления с культурой поведения, архитектурой, внутренним убранством в этих святых зданиях. Сегодня давайте обобщим те знания, которые вы получили в ходе экскурсий путём сравнения. Я знаю, что вы приготовили дополнительный материал, изучили источники, литературу, для чего мы разделились на три группы - одни из вас будут рассказывать про мечеть, другие - про православный храм, а третья группа - ваша задача будет найти общие черты в обоих зданиях».
«В храме прибывает особая благодать, т.е. дух Божий присутствует в храме. В обоих святых зданиях небесный. Божий мир соединяется с земным миром. Храм не похож на другие здания, сама архитектура его является символом, что это есть дом Божий на земле. Давайте начнём наш разговор именно с архитектуры.
И первый мой вопрос будет о том, что же находится наверху здания? Совершенно верно, купол, но скажите, сколько куполов может быть на храме?
(ученик рассказывает материал, который приготовил заранее о количестве куполов на храме и их символическом значении)
«Хорошо, (учитель показывает картины церкви и мечети) отличается ли форма куполов у этих святых зданий? Совершенно верно, у мечети форма купола более плоская. Кстати, если посмотреть план церкви на чертеже, то мы увидим, что всегда церковь построена по форме креста, либо корабля, символизируя, что церковь, подобно кораблю ведёт нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии Небесном. Вообще ».
Скажите, а чем обычно завершается здание мечети? Полумесяцем.
Храма? Крестом.
Я хотела бы немного познакомить вас с историей изображения креста и полумесяца» (рассказ учителя об этих символах)
«Итак, мы ознакомились с внешней архитектурой храма, теперь же перейдём к внутреннему убранству. На ваших столах лежат бумажки с названием атрибутов храмов - внешних и внутренних. Я бы хотела, чтобы вы выбрали из них те слова, которые обозначают предметы внутреннего убранства святых мест. По мере того, как вы будете выбирать термины, я буду вам рассказывать, что же они обозначают и какие выполняют функции, если у вас есть дополнительный материал, то я надеюсь, вы предоставите его нам»
(икона, алтарь, иконостас, престол, канунник, минбар, михраб и т.д. на выбор учителя.)
«Хорошо, мы ознакомились с внешним и внутренним устройством храма и мечети, теперь, я хотела бы, чтобы вы мне сказали, на чём же основываются обе мировые религии? Совершенно верно - на священном Писании. Это - Коран и Библия.
(ученик рассказывает материал, заранее подготовленный дома.)
«И последнее о чём бы я с вами хотела бы сегодня поговорить - это поведение в обоих святых местах. Скажите, что общего было в обеих святынях?»
А теперь экспертная группа подведёт итоги нашего урока и скажет нам что же общего и что различного в святых местах?