Начало XXI века ознаменовано вхождением человечества в новую информационную фазу развития, жизнь и деятельность человека в которой, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. Исследуя современные тенденции развития мирового общества, учёные приходят к выводу, что его уровень определяется сегодня, главным образом, уровнем интеллектуализации его членов, их способностью производить, усваивать и использовать на практике новые знания и технологии.
“Интеллект (от латинского intellect us – понимание, познание) – в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения: в более узком смысле – мышление.
Мышлением согласно Г.М, Коджаспировой называется познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщением и опосредованным отражением действительности [1].
В учебном процессе очень важна самостоятельная деятельность студентов, обучение студентов самостоятельной работе способствует развитию их мышления.
К критериям умения выполнять самостоятельную работу можно отнести: планировать, т.е. определять и уяснять цели и задачи предстоящей работы; выбирать формы, методы и приёмы деятельности, средства для достижения цели; организовать свою самостоятельную работу, т.е. устанавливать нормы работы, учитывать результаты и корректировать дальнейшие действия; осуществлять контроль и самоконтроль; видеть её перспективы и конечный результат [4].
Профессиональное становление личности основывается на идеалах личностно-ориентированного образования и рассматривает профессиональное образование как становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала в единстве с усвоением знаний, умений и навыков.
Для современного этапа развития системы среднего профессионального образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий и дополняющего её элемента в организации самостоятельной работы студентов в развитой информационной среде может стать технология проектного обучения [3].
Впервые метод проектов был применён в США. Его основой послужили педагогические концепции Д. Дъюи, который полагал, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, а процесс обучения должен строиться исходя из потребностей, интересов и способностей детей. В дальнейшем идеи метода проектов нашли свое воплощение в бригадно-лабораторном методе, комплексных программных и других формах организации обучения.
Можно выделить три этапа проектной деятельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный этап.
На первом этапе осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта осуществления деятельности. Второй этап предусматривает выполнение намеченных операций, самоконтроль своих действий. Третий этап предполагает контроль над исполнением проекта, коррекцию выполненных действий и подведение итогов.
Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студент:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения;
- развивают системное мышление.
Организация проектного обучения по информатике
В Волгоградском политехническом колледже применяется метод проектов с 2002 года. Наиболее активно метод проектов используется на занятиях по информатике.
В начале учебного года на первых занятиях объявляется студентам, что, в рамках самостоятельной работы будет разработана одна тема, интересная для участника, и итогом этой работы будет доклад и презентация по теме проекта. С этим проектом они выступят на студенческой научно-технической конференции в нашем колледже, и если проект будет рекомендован, то и на областной студенческой научной – практической конференции, которая ежегодно проходит в Волгоградском социально-педагогическом колледже.
После разъяснения назначения проекта, для работы в нём студенты делятся на малые группы по два, три человека.
Творческое задание по проектному обучению должно быть актуальным и современным, поэтому при планировании самостоятельной работы по информатике были выбраны следующие темы проектов: “Обзор компьютерных вирусов и антивирусных программ”, “Фракталы. Графика в Pascal.”, а также темы, связанные с Интернетом – это “Защита информации в сети Internet” и “Обзор поисковых систем Интернета”. Тема пятого проекта “Применение нейросетей” и шестого проекта “Жидкие кристаллы”.
На всём протяжении сбора информации были постоянные консультации с руководителями проекта, а так же консультации с преподавателями специальных дисциплин на кафедре “Автоматизации и вычислительной техники” Волгоградского политехнического колледжа. После консультаций вносились корректировки в выполнение проекта.
В результате проектного обучения студенты выполнили пять исследований, и создали четыре презентации по данным исследования.
Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом
Стадия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | 2 | 3 |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1 Выбор темы проекта | Отбирает возможные темы и предлагает их студентам | Обсуждают и принимают общие решения по теме. |
Предлагает студентам совместно отобрать тему проекта. | Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. | |
Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами. | Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2 Выделение подтем и тем проекта | Предварительно выделяет подтемы и предлагает студентам для выбора. | Выбирает подтему или предлагает новую. |
Принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта. | Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя. | |
1.3 Формирование творческих групп | Проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Группируются в соответствии с ними в малые группы. |
1 | 2 | 3 |
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы | Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа выработаться могут в группах с последующим обсуждением классом. |
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Принимает участие в обсуждении. | Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная и т.д. |
2 Разработка проекта | Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. | Осуществляют поисковую деятельность. |
3 Оформление результатов | Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. | Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4 Презентация | Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов) | Докладывают о результатах своей работы. |
5 Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития. |
Заключение
Таким образом, применение проектного обучения в самостоятельной работе по решению задач творческого характера, т.е. со скрытым составом исходных данных позволяет сделать студентам открытие новых знаний и явлений (этот элемент новизны принципиально новый только для студентов, но не являющейся новым для науки и техники). Создаются условия развития каждого студента, участвующего в проекте.
В ходе самостоятельной работы студентов по проектным технологиям формируются следующие интеллектуальные умения: планировать, обстоятельно анализировать (определять и уяснять цели и задачи предстоящей работы); выбирать и планировать формы и методы деятельности; организовать свою самостоятельную работу; учитывать результаты и корректировать дальнейшие действия; осуществлять контроль и самоконтроль; провести рефлексию итогов процесса самостоятельной работы и себя в нём.
Проектное обучения, имеет чётко выраженную профессиональную направленность. Вызывает интерес студентов к предмету “Информатика” и к своей будущей специальности.
За эти проекты студенты были награждены – грамотами, дипломами лауреатов и дипломами за первое место. Доклады студентов напечатаны в ежегодных сборниках студенческих работ.
Это говорит о том, что применение метода проектов в учебной работе очень эффективно для организации самостоятельной работы студентов и приносит хорошие результаты.
Литература.
- Коджастирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр “МарТ”, 2005. – 448 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: “Академия”, 2005. – 272 с.
- Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр “МарТ”, 2006. – 336 с.
- Поспелов, Н.Н., Поспелов, И.Н. формирование мыслительных операций у старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
- Ширшов, Е.В. Информационно – педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 258 с.