Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Обучающие: закрепить свойства вертикальных и смежных углов, свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, учить решать задачи по готовым чертежам, ввести и закрепить новые понятия, доказать признак параллельности прямых через накрест лежащие углы.
- Развивающие: развивать умения и навыки в работе с тестами, образное и логическое мышление, память, творческую активность.
- Воспитывающие: умение рационально использовать время на уроке, уметь оценивать результаты своего труда и труда своих одноклассников, согласно критериям, лаконичную, математическую речь, честность, объективность.
Оборудование: тесты, контрольные задания, таблицы для ответов, таблицы с готовыми чертежами, листы учёта знаний, презентация, необходимое оборудование для показа презентации.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Проверить готовность детей к уроку, сформулировать кратко цели урока, объяснить назначение имеющихся на партах различных таблиц. Отметить, что на уроке дети будут зарабатывать себе оценку, выполняя различные задания, оценивать придётся и свой труд и труд своих одноклассников.
2. Актуализация знаний учащихся.
а) Устная работа по готовым чертежам. См. рис.1-4.<Приложение 1>.
б) Выполнение теста по двум вариантам. <Приложение 2>. Результаты выполнения теста заносятся в специальные таблицы, подготовленные для каждого ученика, потом проверяются под диктовку учителя. <Приложение 3>. Проверочные таблицы остаются на партах до конца урока.
3. Изучение нового материала.
У детей можно спросить о взаимном расположении прямых на плоскости, затем акцентировать их внимание на случае, когда у прямых нет точек пересечения, такие прямые называются параллельными. После этого записывается тема урока, делается в тетрадях рисунок и соответствующая запись. См. слайд 1-2. <Приложение 4>.
Но для выяснения вопроса о параллельности двух прямых нужно рассматривать три прямые и группы углов. Рассмотрим рис.5-6 <Приложение 1> и выполним задание. После ответов детей можно узнать, что они заметили, рассматривая рис.6, нет ли связи с величинами найденных углов и взаимным расположением прямых AB и CD? После этого познакомить учащихся с группами углов при пересечении двух прямых и секущей. См. слайд3. <Приложение 4>.
Дальше сформулировать признаки параллельности двух прямых и доказать один из них (по равенству накрест лежащих углов) с соответствующими рисунками и записями в тетради.
4. Закрепление нового материала.
См. 4 – 8 слайды презентации<Приложение 4>. Здесь есть и домашнее задание, которое направлено на закрепление теоретического материала. См. слайд 9.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
По двум вариантам предлагается учащимся выполнить контрольное задание <Приложение 5> и проверить их, поменявшись тетрадями в парах по листу взаимопроверки, которые раздает учитель в конце работы <Приложение 6>.
После взаимопроверки в лист учета результатов следует каждому ребенку занести заработанные баллы за тест и контрольное задание, по полученной сумме баллов выставить самому себе оценку и ещё ответить на вопросы, касающиеся данного урока <Приложение 7>.
Листы учёта результатов надо сдать учителю. В большинстве случаев у детей получаются за работу на уроке пятёрки и четвёрки, этот результат оказывает эффективное действие на желание детей изучать геометрию.
Полученные оценки выставляются в журнал. Анализ ответов детей поможет скорректировать деятельность учителя для планирования следующих уроков по этой и другим темам.