Урок химии в 8-м классе "Классификация химических элементов"

Разделы: Химия

Цель урока:

1. Формирование логических методов научного познания: поисково – исследовательский и аналитический отбор, сравнительный анализ и логическая трансформация информации. Метод анализа продуктов деятельности: классификация, моделирование, обобщение для синтеза знаний.
  2. Организация продуктивной деятельности на основе самообучения, самоанализа, самоконтроля, презентаций знаний.
  3. Формирование естественно-научного мышления в интерпретации химических знаний.

ЗНАТЬ: научные открытия по классификации химических элементов, понятийный аппарат классификации по физическим и химическим свойствам вещества.

УМЕТЬ: объяснять понятия – классификация, признаки классификации, амфотерность.

Прогнозировать свойства, объяснять амфотерность химического соединения (кислотно-основные свойства), составлять уравнения химических реакций, анализировать, делать выводы.

Оборудование: Периодическая система химических элементов, мультимедиа диск “Химия 8” , проектор, компьютер, пробирки, , магнит

Реактивы: графит, сера, железо, натрий, фенолфталеин, гидроксид калия, хлорид алюминия.

Этапы урока:

1. Актуализация познавательной деятельности. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Фронтальный опрос. “Что вы знаете ….”. Что вам известно о химических элементах? Истории их открытия? Что называют химическим элементом? Веществом? Простым и сложным веществом? Каждая правильная информация оценивается в 1 балл.

2. Ввод новых знаний. Интеллектуальный тренинг “Знаете ли вы…” (Гимнастика для ума)

1. В 1860 году были известны более 60 химических элементов, на сегодняшний день открыты более 114 элементов.
2. В организме человека около 70 химических элементов в составе простых и сложных веществ, массовая доля больше всего (кислорода, углерода, азота, кальция).
3.Для изготовления одной лампочки накаливания нужно использовать 7 различных металлов. Какие металлы? ( Fe, W, Ni, Pb, Sn, Sb, Zn). Произнесите их названия.
4. Какой химический элемент называют царем “живой” природы, а какой царем “неживой природы”? (углерод и кремний).
5. Семь металлов создал свет по числу семи планет. Перечислите. Прочитайте латинское название. (Аu, Ag, Cu, Pt, Sn, Hg, Fe). Назовите оксиды этих металлов.
6. Во время 1 мировой войны применение ядовитого желто-зеленого газа привело к смерти многих людей, а благодаря посуде, из которого ели пищу офицеры армии Македонского избежали кишечные болезни. Назовите химические элементы, входящие в состав данных веществ (хлор, серебро).
7. Причиной гибели экспедиции А.Шмидта на Северном полюсе была “оловянная чума”. Что произошло с оловом, из которого были канистры, содержащие продукты питания, воду. (При низких температурах олово крошится – переходит в аморфное состояние аллотропного видоизменения).

По всех предложениях, говорилось о химических элементах или о свойствах веществ.

Творческое внеаудиторное задание (А, Б, В):

А. Презентация открытия химических элементов. Время – 5 минут.

Б. Реферат о важнейших микро- и макроэлементов в организме человека, их роль и влияние на жизнедеятельность. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В. По данной теме к последующим урокам подготовьте свои интересные вопросы-информации “Я знаю, что…”. ПРЕЗЕНТАЦИИ О МЕТАЛЛАХ И НЕМЕТАЛЛАХ. НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, ПОЛУЧЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.

3. Активизация мыслительной деятельности.

А) Определите цель урока, задачи, результат
Б) Ознакомьтесь с материалом параграфа, дополнительной информацией (дано опережающее задание ученику по теме – исследование классификации химических элементов).
В) Ответьте на вопросы: Какие ассоциации возникают, когда говорят элемент, подберите синонимы, а кода говорят, химический элемент. Что значит классифицировать? Первые попытки классификации химических элементов. (Мультимедиапрезентация: из истории классификации).

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Задание 1. Металлы и неметаллы (признак классификации – физические и химические свойства). Сравнительный анализ.

Даны физические и химические свойства простых веществ. Определите химические элементы. t плав. = 97,86 С

tкип = 883,15 С

твердое вещество - Э, окисляется кислородом, образуя Э 2О, реагирует с кислотами.

Реакция с водой:

2Э + 2Н2О = 2ЭОН + Н2

Образует щелочь, водород

tплав.= -100, 98 С

tкип. = - 33,97 С

ядовитый желто-зеленый газ –Э 2, , реагирует с водородом, образует бесцветный газ НЭ, реагирует со щелочами. Входит в состав сильной кислоты НЭО4,

Вывод: Химические элементы образуют простые вещества – металлы и неметаллы, имеющие противоположные свойства.

Задание 2.

Как определить вещества? В химические стаканах внешне схожие 3 вещества (железо, алюминий, графит) а) Агрегатное состояние: твердые, кристаллические вещества, серого цвета с металлическим блеском.

Вывод: по этим свойствам нельзя отличить графит от металлов

Б) Один стакан тяжелее. Разный вес. Вывод: Различие плотностей, масс.

В) Действие магнитом. В отличии от алюминия, графита, железо обладает магнитными свойствами

Вывод: По физическим свойствам полная идентификация веществ не возможна.

Вывод: Различить вещества модно комплексным изучением физических и химических свойств.

Задание 3. Что называют амфотерностью? Получить и доказать амфотерность гидроксида цинка. Дифференцированное по видам деятельности:

1 группа. Конкретизируйте схему превращения соответствующими уравнениями реакции, назовите тип реакции.

2 группа. Эксперимент.

Используя реактивы: сульфат цинка, гидроксид калия, серную кислоту получить гидроксид цинка. Проверить взаимодействие гидроксида цинка с кислотой и щелочью.

3 группа. По аналогии свойств гидроксида цинка составьте уравнения получения и взаимодействия с кислотой и щелочью гидроксида алюминия.

Ответы сверяются через проектор с демонстрацией эксперимента.

Вывод: Нерастворимое амфотерное основание получают при взаимодействии растворимых солей со щелочами. Амфотерное основание взаимодействует с растворами кислот и щелочей. Имеют двойственные свойства.

Существуют химические элементы, образующие соединенияс амфотерными свойствами.

Задание 4. В 1844 году Г.Дэви и М.Фарадей сожгли в запаянных колбах равные пропорции алмаза, графита, угля. Каков результат опыта? (в колбах равные объемы газов). Как доказать, что эти простые вещества образованы атомами углерода – неметалла. Составьте соответствующие уравнения реакций, генетический ряд углерода. Назовите вещества. Самостоятельно выполняет каждый ученик. (Проверка по записи на доске, работает один ученик) С —> СО2 —> Н2СО3

Вывод: неметалл – кислотный оксид – кислота.

Задание 5. Химический эксперимент. О каком веществе идет речь: твердый, легко режется ножом, небольшое количество бурно реагирует с водой, выделяется бесцветный газ, фенолфталеин приобретает малиновый цвет? Порядковый номер элемента, образующего простое вещество №11. Составьте уравнения химических реакции, генетический ряд. Na —> Na 2O —> NaOH

Вывод: металл – основный оксид – основание.

Задание 6. Почему алюминиевые электрические провода не растворяются в воде? Можем спокойно готовить в алюминиевой посуде еду? ( На поверхности имеется защитная оксидная пленка). К какому классу оксидов относится оксид алюминия?

Письменная самостоятельная работа.

1. Осуществите схему превращения: Алюминий – оксид алюминия – гидроксид алюминия.

2. Допишите уравнения химических реакции:

Оксид алюминия + соляная кислота ——>

Оксид алюминия + гидроксид натрия ——>

ВЫВОД: Химические элементы разделяют на 3 группы: образуюшие

а) основные;
б) кислотные;
в) амфотерные оксиды и гидроксиды (признак классификации кислотно-основные свойства соединений).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. Выступления – презентации учащихся с опережающими заданиями “Первые попытки классификации химических элементов. Естественные семейства”.

Сделайте вывод.

Домашнее задание. Параграф учебника. Определите к какому классу соединений относятся оксиды и гидроксиды химических элементов №3,4,7

Гидроксиды – сложные вещества, содержащие в молекуле гидроксильную группу – ОН. Относятся ли КОН, Н2SO4 к гидроксидам? Нужно составит структурные формулы.

На доске даны примеры. NaOH Na - О - Н

Этапы урока

результативность

Деятельность учителя Деятельность ученика.
Этап операционно-мотивационный формирование познавательной активности Цель: активизирование умственной деятельности учеников, развитие мышления, учить учеников оценивать свои знания, развитие мотиваций,

проводит “Интеллектуальный тренинг”, проверку знаний

отвечают на вопросы быстро, четко, кратко. За правильный ответ 1 балл. Рецензирование ответов (домашнего задания)
Этап активизации и актуализации знаний учащихся

формирование самообразовательной компетентности

новое содержание – изучение новой темы

сотворчество

формирование поликультурной компетентности Результативность формирование познавательной, самообразовательной социальной компетентностей

Цель: развитие самостоятельности мышления, внимания и памяти, формирование гибкости и точности мысли, учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение, прогнозировать, делать выводы и обобщения по теме

проводит беседу, фронтальный опрос – аукцион знаний по вопросам применения, физических и химических свойств веществ, определяя закрепление знаний. Включает валеологический и здоровьесберегающие аспекты, прикладные вопросы применения простых веществ металлов и неметаллов в быту

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

способствует совершенствованию знаний, предлагая уравнения химических реакции, определяющие химические свойства простых веществ “от простого к сложному”

1.  Диалоговое общение

“Я знаю, что…” дает информацию о химических элементах.

2. Определяют тему урока. 3. Работа со справочным материалом - повторение и фиксирование ключевых понятий и определений. Химический диктант

4. Определяют учебные задачи урока: уметь правильно составлять уравнения реакции горения магния, алюминия, угля.

5.Делают вывод по свойствам

6. Лекция с использованием приобретенной учениками информации. Исследование различных видов памяти

Этап закрепления знаний по информационным ресурсам

развитие умений работать с информацией анализировать познавательные объекты, создавать электронные пособия

формирование информационной компетентности

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Организация деятельности учащихся по закреплению и усвоению на продвинутом уровне: подается информация о металлах и неметаллах через проектор

дает творческое задание по поиску, сбору и обработке информации и представление в презентационном, аннимационном режиме по желанию

1.Обсуждают поставленные вопросы, уровень презентационного материала Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа)

2. Наблюдают за демонстра-ционными экспериментами “Горение железа, угля” и записывают уравнения реакций. 3. Определяют свой интеллектуальный потенциал продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое. Самостоятельная работа

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Решение задач, примеров с комментированием. Решение задач несколькими способами

Усложнение условии и решение нестандартных задач

Валеологическая пауза положительный настрой в начале урока Цель: создание психологического комфорта развитие эмоциональности речи,

инициирование творческой деятельности

компетентного отношения к своему здоровью
Рефлексивно-оценочный

Этап применения знаний.

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Организация деятельности учащихся по применению знаний в новой ситуации.

Выполнение индивидуальной познавательно-интеллектуальной работ: “Химический лабиринт”