Конспект урока по природоведению.Тема "Как мы чувствуем окружающий мир.Слух, равновесие, обоняние, вкус, осязание"

Разделы: Начальная школа


 

Тема: «Как мы чувствуем окружающий мир. Слух, равновесие, обоняние, вкус, осязание»

( 2-ой урок в блок-теме)

Цели:

1. Сформировать у учащихся новые понятия об органах чувств, об их строении и роли, гигиенические понятия: гигиена слуха.
2. Свести обучение к выработке истолкования своего опыта,
3. Развивать познавательный интерес к предмету, к анатомии человека.
4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, дисциплину и собранность, внимание учащихся.

Урок построен по принципу преобразований знаний с направлениями: - от учителя к ученику

- создание проблемных ситуаций в виде занимательных упражнений
- исследовательской деятельности
- обобщение полученных знаний.

Использованы следующие методы:

- беседы
- наглядности
- частично-поисковый, исследовательский
- объяснительно-иллюстративный.

- Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная (непосредственное общение учителя со всем классом)
групповая (формирование взаимной ответственности, внимательности)
коллективная ( развивающая сотрудничество, самоконтроль, демократические принципы)

Наиболее эффективные приемы урока: вовлечение ребят в демонстрацию экспериментов по определению работы органов чувств, что способствует формированию интереса детей к изучаемым объектам, дает возможность строить предположения, проявить творчество.

Наглядные пособия и использование материалов учебника помогли учащимся сконцентрировать внимание, лучше понять объясняемый учителем материал, участвовать в дискуссиях, применять усвоенные знания на практике.

Оборудование:

стакан кипяченой воды
апельсин
2 повязки для глаз
карточки для работы в группах
мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация детей и постановка проблемы.

- Прочитайте тему с доски. (На экране : слух равновесие вкус обоняние осязание)
- Какой орган чувств не назван? (зрение)
- Верно, зрение. Это очень важный орган чувств. На его изучение отводится отдельный урок.
- Животные при отсутствии света активно используют для ориентировки другие органы чувств. (обоняние, осязание, слух)
- Давайте понаблюдаем за человеком, у которого завязаны глаза. Будет ли он чувствовать себя уверенно?

(Учитель надевает на глаза повязку 1 ученику и предлагает ему достичь определенной цели).

- Уверенно ли ты себя чувствовал? Что помогло тебе найти своего одноклассника?

(Шел на ощупь, прислушивался к хлопкам учителя).

- Многие предметы различаются легче не зрением, а с помощью других органов чувств.

(Учитель надевает повязки на глаза 2-м ученикам. 1-му предлагает выпить из стакана кипяченую воду, 2-му дает понюхать апельсин).

- Какой орган чувств помог тебе определить, что это вода? (Вкуса).
- Какой орган чувств помог тебе определить, что это - апельсин? (Обоняние).

3. Обсуждение темы.

(На экране – изображение органов чувств)

- Сколько же у человека органов чувств? Люди обычно называют 5: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. При этом явно забывают о равновесии.
- Давайте подробно остановимся на каждом из органов чувств.
- Откройте учебники на стр. 47. Рассмотрите рисунок с изображением органов слуха. (Учитель вывешивает на доску демонстрационный плакат и муляж органа слуха).

Орган слуха состоит из ушной раковины (наружное ухо), среднего и внутреннего уха.
Ушная раковина обеспечивает попадание звуковых волн в слуховой проход.
Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего.
Внутреннее ухо определяет высоту и силу звука.
Среднее ухо состоит из молоточка, наковаленки, стремечка и усиливает звуковые колебания.
Среднее и внутреннее ухо сообщаются между собой и глоткой, благодаря этому при сильных звуках давление на барабанную перепонку с обеих сторон уравновешивается. Вот почему артиллеристы во время залпов орудия часто держат рот открытым
Во внутреннем ухе расположен лабиринт, который состоит из улитки, представляющей собой закрученную спираль (Учитель показывает муляж улитки). В улитке жидкость и чувствительные волоски разной длины, которые колеблются в зависимости от высоты и тембра звука.

- Прочитайте 2-ой абзац параграфа.

- Кроме улитки во внутреннем ухе находятся 2 небольших мешочка и полукружные каналы. Это – орган равновесия.
Внутри полукружных каналов – жидкость, а в мешочках небольшие ушные камни. В зависимости от положения человека жидкость и камешки давят на разные чувствительные клетки, и мы поддерживаем свое равновесие.

-Прочитайте 3-ий абзац параграфа.

Физкультминутка с наклонами и поворотами для определения состояния органа равновесия после физической нагрузки.

-Откройте учебник на странице 48.

- Давайте прочитаем о следующем органе чувств – обонянии.

На доске вывешиваются таблички:

орган слуха
орган равновесия
орган обоняния

На экране – изображение детей на лугу.

- Рассмотрите рисунки на следующих слайдах.
- Расскажите, какие запахи чувствуют Лена и Миша.

После ответов детей на экране появляются предложения:

Лена и Миша чувствуют:

Запах травы
Запах цветов
Запах луга
Запах свежести.

На экране – мама на кухне готовит обед.

- Какие запахи дети чувствуют на кухне?

После ответов детей на экране появляются предложения:

Лена и Миша чувствуют:

Запах пищи
Запах супа
Запах обеда.

- Переходим к следующему органу чувств – органу вкуса, языку.

На экране – изображение языка

- Вес языка примерно 50 грамм. Имеет 17 мышц, которые помогают нам переворачивать и проталкивать пищу в глотку. Не боится высокой и низкой температуры. Поэтому не обжигается при приеме горячей пищи и не замерзает, когда едим мороженое. На языке расположены небольшие вкусовые сосочки, которые чувствуют вкус разной пищи.

На экране – изображение языка с вкусовыми зонами.

- Кончик языка определяет сладкую пищу. Чуть выше кончика язык определяет соленую пищу. Боковые стороны языка нам дают возможность чувствовать кислую пищу. Самая глубокая часть языка определяет горькую пищу. Свою работу чувствительные клетки выполняют только в жидкой среде. Сухой язык вкуса не определяет.

- Следующий орган - осязания – вся кожа
-В основе этого органа лежат различные рецепторы, чувствительные клетки.

На экране: Кожа

Чувствует давление
Ощущает холод, тепло
Чувствует боль
Ощущает гладкое или шершавое
Чувствует твердое и мягкое.

- Максимальное число чувствительных клеток расположено на руках.
- Давайте прочитаем об органе осязания на странице 49, 1-й абзац.
- В мире много людей, у которых по каким-то причинам не развить орган зрения, и они вынуждены даже читать с помощью пальцев.

На экране – азбука для слепых

- Давайте проведем эксперимент и выясним, можем ли мы с помощью пальцев прочитать слово.

Ребенку надевают на глаза повязку и предлагают прочитать с помощью пальцев слово «молоко». После «прочтения» каждой буквы, она (буква) появляется на экране.

4. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах.

- У вас на столах карточки. В течение 2-х минут я прошу вас подготовить ответ на вопрос коллективно в группе и выделить 1 делегата для ответа.
После данной работы дети поочередно выходят к доске, зачитывают вопрос и отвечают на него. Параллельно на экране появляются вопросы.

1 группа. Как можно различить на ощупь некоторых домашних животных?
2 группа. Можно ли отличить апельсиновый сок от персикового без помощи органа вкуса?
3 группа. Подумайте, почему во время насморка пища кажется невкусной?
4 группа. Какую громкость можно включать при использовании наушников?
5 группа. Почему летчики перед полетом долгое время тренируются?

5. Подведение итогов.

- Последним заданием мы подведем итоги изучению органов чувств.
- У каждой группы имеется по 3 таблички со словами. Распределите эти слова к каждому из органов чувств (поочередно, 1 представитель от группы).

ОРГАН СЛУХА ОРГАН РАВНОВЕСИЯ ОРГАН ОБОНЯНИЯ
тихий координированный резкий
бесшумный двигательный едкий
громкий ровный ароматный

ОРГАН ВКУСА ОРГАН ОСЯЗАНИЯ.
сладкий шершавый
горький пушистый
кислый круглый

6. Итог урока.

На уроке я старалась создать ту эмоциональную атмосферу, которая бы способствовала усвоению темы.
Этому способствовали:

мимика
жесты
интонация голоса
правильное построение предложений и вопросов.

Я считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:

1. организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
2. дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;
3. судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю что уч-ся унесли те знания, которые я запланировала им дать на этом уроке.

Презентация