На современном этапе работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно находить ответы на математические вопросы. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но я полагаю, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключить воображение ребенка.
В существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически.
Выход из создавшейся ситуации я вижу в активном применении на занятиях по математике технологий ТРИЗ, т.к. возможность создать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как воображение и мышление. А технология ТРИЗ занимается именно развитием творческого потенциала, что благотворно будет влиять на формирование элементарных математических представлений.
Я убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике уже после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, я незаметно для него одновременно и развивала у него воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировала математические способности и понятия.
Все глубже изучая методику и чаще применяя методы и приемы ТРИЗ на практике, я разработала методическое пособие “Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием методов и приёмов ТРИЗ – технологии”.
Считаю, что использование на практике материалов этого пособия сделает процесс обучения не только занимательным, но и более простым и эффективным.
Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении я отвожу самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.
В ходе занятия дети получают знания и навыки благодаря эффективности технологии ТРИЗ. Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:
1. Мозговой штурм.
Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.
Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.
2. Морфологический анализ.
Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.
3. “Синектика”.
Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту.
Символическая аналогия - использование
символов, сравнений для характеристики объекта.
Прямая аналогия - поиск сходных процессов в
других областях знаний.
4. Системный оператор.
Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.
Методы и приемы ТРИЗ используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.
Конспекты занятий по математике с элементами ТРИЗ, которые предлагаются Вам далее (Приложение №1), могут пригодиться в вашей дальнейшей работе, на занятиях, в свободное время, в самостоятельной деятельности. Используемые игры и наглядный материал представлен в приложении №2.
Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим, ИЗО.
Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:
- Изучить методы и приемы ТРИЗ
- Тщательно продумать, как организовать обучение детей
- Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
- Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
- Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
- Использовать нетрадиционный материал
- Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.
Кроме того, методы ТРИЗ учат детей:
- Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка;
- Формулировать свой ответ;
- Оперировать математической терминологией;
- Осуществлять самоконтроль и взаимоконтороль;
- Справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей;.
Поскольку мне удалось реализовать свои замыслы не в полной мере - эта работа будет продолжена с учетом дальнейших творческих находок.