Диалектика для малышей

Разделы: Работа с дошкольниками


В древности (во времена Платона, Аристотеля) под диалектикой понимали искусство вести беседы или споры с целью нахождения истины. Не победить в споре любой ценой, как это часто делается в быту, а совместно найти истину, разрешить конфликт.

В наше время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания Природы, включая общество и мышление.

Мир, окружающий нас, - живет и развивается по законам диалектики. И первым, без сомнения, вы назовете закон “единства и борьбы противоположностей”. Каждый предмет и явление обязательно несет в себе положительные и отрицательные проявления. Иногда отрицательные стороны мешают нам. Мешают и нашим детям. Малыши стараются убрать плохое, а это часто приводит к тому, что теряется что-то очень хорошее. А когда и где ребенок научится разрешать противоречия? Он ведь сталкивается с ними постоянно. И если не в состоянии преодолеть, инстинктивно уходит от их разрешения, даже не осознав, что за препятствие повстречалось на его пути.

Умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Мы, взрослые, довольно часто стараемся, щадя, как нам кажется, самолюбие, психику, ребенка, увести его от противоречий. Это грубейшая ошибка. Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними “работать” - важнейшая составляющая творческого мышления. Важно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений – значит сделать шаг к решению конкретной проблемы. Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте в интересной и доступной форме.. Начнем с простого – с игры.

Серия игр “Хорошо-плохо”

В 1987 году перед авторами игры (М.Н.Шустерман, Л.Г.Шуб, Норильская школа ТРИЗ) встала проблема. Как на занятиях по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста 4-6 лет дать элементы отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, которую осваивают сегодня взрослые и школьники. Игра “Хорошо-Плохо” затрагивает и иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие её категории, как противоречие, качество и количество, возможность и действительность, формирует основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, имеет большое значение для усвоения знаний и обобщенных представлений о мире, его закономерностях, сложных видах связей и отношений.

Игра не требует дополнительного наглядного материала. Играть можно в любом месте и при любом количестве играющих.Правила игры вы можете менять по своему усмотрению. Попробуйте придумать вместе с ребенком новые варианты.

Игра “Хорошо-Плохо” имеет несколько вариантов, различающихся по сложности и зависящих от объекта предлагаемого к рассмотрению, и от последовательности анализа объектов и явлений, их социально-психологических особенностей.

Цель игры: показать ребенку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть хорошие, и плохие стороны, и хорошие, и плохие свойства.Игра научит ребенка размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивает речь, фантазию.

Вариант 1.

Для игры выбирается объект, безразличный для ребенка, то есть не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоции. Ребенку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества, с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте “плохо”, а что “хорошо”, что нравится и не нравится, что удобно, а что неудобно и т.д. Если занятие проводится в группе, то каждый ребенок называет одну пару свойств.

Особый интерес у ребенка на занятиях вызывает игра, в которой группа делится на две команды: одна – “Хорошо”, другая – “Плохо”. Тут уж идет соревнование: кто больше назовет качеств. Взрослые тоже могут участвовать в игре. Дети называют положительные качества, взрослый – отрицательные, и наоборот. В состязании “взрослый – ребенок” обогащается не только ребенок, но и взрослый. Мы даже и не подозреваем, насколько изобретательны дети.

Как правило, в таких состязаниях побеждают дети. Они более раскованны, фантазийны. (Далее приводятся ответы детей, полученные на практике, на занятиях РТВ). (Приложение 1)

Игра “хорошо-плохо” поможет родителям критически оценить собственные методы семейного воспитания, выявить всё полезное и вредное во взаимоотношениях со своим ребенком, наконец, усовершенствовать эти отношения.

Попробуйте проанализировать их, выяснив для себя хорошие и плохие стороны в семейном воспитании, вы наверняка серьезно задумаетесь о целесообразности некоторых воспитательных приемов. Правда, задуматься еще не значит всё исправить. И все же это будет первый шаг, который ведет к взаимному доверию и пониманию. Поспешите его сделать, хотя трудности и неизбежны.

Вариант 2.

Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что, в свою очередь, приводит к однозначной субъективной оценке. Обсуждение идет в том же порядке, что и в первом варианте.

Это чрезвычайно полезная игра. Она научит ребенка находить недостатки. Речь не идет о сплошном очернительстве (“всё плохо!”), но согласитесь, ко многому мы привыкли и не видим недостатки. Найти недостаток – это первый шаг к постановке задачи, а, следовательно, к её решению и устранению недостатка. (Приложение 2,3,4)

Найти хорошее в плохом тоже непросто. Например, что хорошего в эпидемиях чумы и холеры? Однако оно есть: разработали сыворотки, сплачивается человечество перед общей бедой, были даже случаи прекращения войны…

А что хорошего в извержениях вулканов? Пепел – прекрасное удобрение.

В игре развивается то, что необходимо будет ребёнку в его взрослой жизни, обогащается жизненный опыт.

Вариант 3.

Детям предлагается рассмотреть положительные и отрицательные свойства явлений окружающего мира как объективно существующих в природе в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления. (Приложение 5)

Вариант 4.

Когда выявление противоречивых свойств перестает вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется.

  • есть шоколад хорошо - вкусно, но может живот заболеть;
  • живот болит – это хорошо, можно остаться дома и не ходить в школу;
  • сидеть дома – плохо, скучно, и на улицу не пускают;
  • когда на улицу не пускают, можно много друзей в гости пригласить;
  • много гостей – плохо, потому что шумно и беспорядок;
  • беспорядок это хорошо, все вещи расставишь по-новому;
  • когда все расставишь по-новому, то не помнишь, где что лежит. И т.д.

Для игры в “Хорошо-Плохо” не обязательно устраивать специальное занятие. После того, как дети освоят игру, а для педагога ее проведение станет привычным и не будет связано с организационными или методическими затруднениями, желательно, чтобы игра стала частью повседневной деятельностью и детей, и взрослых. Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для каждого ребенка.

В дальнейшем возможны любые изменения в игре, с ее помощью можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность детей, расширить их представления об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения. Игра активизирует деятельность детей, развивает их речь, фантазию, учит рассуждать.

Вариант 5.

Одним из возможных вариантов развития игры “Хорошо-Плохо” может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

1 Пример: МОРОЖЕНОЕ

- Вы любите мороженое?
- Конечно, это же так вкусно.
- Скажите, если съесть одну ложку мороженого – это вкусно?
- Вкусно, но мало
- А десять ложек?…А сто?…А если съесть ящик мороженого?
- Наверно, животик инеем покроется, превратишься в ледышку.
Был здоров – стал больным.

2 Пример: ШАРИК

- Что будет, если начать надувать резиновый шарик?
- Он будет надуваться.
- А если продолжать надувать?
- Он будет огромным.
- А если продолжать надувать?
- Он лопнет.
- Почему он лопнет?

Обсудите ситуацию. Какие процессы произошли? Сначала шарик был сдутым, потом стал наполняться воздухом, увеличиваться, резина растягивалась, растягивалась, стала совсем тонкой, потеряла прочность, и шарик лопнул.

Упражнению детей в диалектическом объединении способствуют и вопросы, предполагающие альтернативные по содержанию, но единые по сути ответы. Цель их использования: подвести детей к пониманию многозначности сущности явлений, например:

  1. -Что бывает и плохим и хорошим?
  2. -Что бывает белым и черным?
  3. -Что бывает и легким и тяжелым?
  4. -Что бывает и живым и неживым?
  5. -Что бывает и тем же самым и другим?

Помимо упражнения детей в диалектическом действии объединения, данные вопросы помогают выявить уровень умственного развития каждого ребенка, который ярко просматривается при анализе ответов детей. Автор вопросов и диагностики уровня умственного развития ребенка - Н.Е. Веракса.[3]. По содержанию ответов Н.Е. Веракса относит детей к трем уровням развития.

Ответы на вышеперечисленные пять последовательных вопросов :

1) мальчик; человек; дядя; игра; книга; яблоко, когда зеленое, а потом поспело; Максим бывает и хорошим и плохим; животное без хозяина; мама, когда не ругается, то хорошая, а когда ругает плохая; Дима, когда дает играть – хороший, а когда дерется – нет;

2) ночь; деревяшка, когда горит; зайчик: зимой белый, а летом серый; бумага; снег: зимой белый, когда тает – черный; картошка очищенная и печеная;

3) мамина сумка; чемодан; портфель; коробка, когда из нее вытащили все – легкая; тряпка мокрая и сухая;

4) деревья; листья; цветы; человек; звери; природа;

5) стройка; папа; цветок;

позволяют отнести детей к следующим уровням развития:

Первый уровень развития

Когда дети устанавливают взаимоисключающие отношения в объекте, но полагают, что объект находится или в одном состоянии или в другом, ему противоположном (мама, когда ругает); Дима, когда он дает играть; мамина сумка – то легкая, то тяжелая.

Второй уровень развития

Характеризуется не только наличием взаимоисключающих отношений, но и переходом от одного отношения к другому (деревяшка, когда горит; чернеет снег; дерево засыхает и становится неживым и т.д.)

Третий уровень развития

Констатируется при умении ребенка говорить о взаимопроникновении противоположных отношений: стройка всегда другая и всегда та же самая; цветок всегда тот же самый, но и другой, так как все время изменяется. На этом уровне можно говорить о возможности развития диалектического мышления в дошкольном детстве.

Рекомендации по использованию дидактической игры “Хорошо-Плохо”

1. Алгоритм игры.

  1. Сначала лучше проводить игру индивидуально с каждым ребенком.
  2. Постепенно подключать подгруппу детей.
  3. Можно использовать дидактическую игру “Хорошо-Плохо” в учебном процессе как часть занятий.
  4. В течение одного занятия к игре можно возвращаться многократно, как своего рода умственной гимнастике.

2. Способы организации игры.

  1. Предложить детям выделять хорошее и плохое попеременно: один ребенок называет положительное свойство объекта, следующий, сидящий по кругу, называет отрицательное и так далее.
  2. Можно сначала выделить все хорошее, а затем все плохое.
  3. Желательно в игре сотрудничество педагога, детей, родителей, что способствует взаимному обогащению.
  4. Возможен вариант, когда каждый ребенок одновременно называет достоинства и недостатки анализируемой целостности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.-Новосибирск:наука,1986.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.-М.,1990.
  3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество.// Вопросы психологии.-1990.-№4.
  4. Гин А. приемы педагогической техники. Пособие для учителя.-М.:Вита-Пресс,2003
  5. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать:учебное пособие.-СПб.:Издательство “Михаил Сизов”,2002.
  6. Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких.-М.: “Педагогика”, 1993
  7. Шустерман М.Н.и др. “Поваренная” книга для воспитателя.-Норильск,1994.