Урок по теме "Теорема Виета", 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели урока:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы и предлагать пути их решения;
  • развивать умение доказывать теоремы (теорему Виета);
  • воспитать любовь к предмету.

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя: Занимаясь квадратными уравнениями, вы уже заметили, что информация об их корнях скрыта в коэффициентах. Кое-что “скрытое” для нас уже открылось.

От чего зависит наличие или отсутствие корней квадратного уравнения?

По какой формуле находятся корни квадратного уравнения?

Как ещё связаны между собой корни и коэффициенты квадратного уравнения?

Чтобы раскрыть эти связи, раскрыть закономерности между ними предлагаю вам заполнить таблицу.

Уравнения Исследование cуществования корней X1 X2 X1+X2 X1•X2
1. x2 – x – 6 = 0          
2. x2 – x + 6 = 0          
3. x2 + x + 6 = 0          
4.x2 +5x + 6 = 0          
5.x2 - 5x + 6 = 0          
6.x2 – 7x + 6 = 0          
7.x2 +7x + 6 = 0          
8.x2 +8x + 6 = 0          

- Сравните свои выводы о связях между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения с выводами содержащимися в следующей теореме.

III. Объяснение нового материала.

Пусть и X1 и X2 - корни уравнения

x2 + px + q = 0

Тогда числа x1, x2, p и q связаны между собой равенствами

x1 + x2 = –p;
x1 • x2 = q.

Другими словами, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену уравнения.

Доказательство: Рассмотрим уравнения

x2 + px + q = 0

Пусть D > 0 и x1 и x2 – корни уравнения, тогда

x1 = 1/2 (-p+D) и x2= 1/2 (-p-D)

Найдём сумму и произведение корней:

x1 + x2 = 1/2 (-p+D) + 1 (-p-D) = -2p/2 = -p

x1• x2 = 1/2 (-p+D) • 1/2 (-p-D) =4q/4=q

Теорема дает возможность записать любое квадратное уравнение в виде

x2 + px + q = 0

или

x2 - (x1 + x2)• x + x1• x2 = 0

Что полезного можно извлечь из такого представления приведенного квадратного уравнения?

Рассмотрите уравнения и для каждого (не решая его) запишите сумму и произведение его корней :

x2 + 7x + 12= 0

x2 - 8x + 12 = 0

x2 -13x + 12 = 0

2x2 + 14x + 24 = 0

x2 + 6x + 12 = 0

x2 + 14x + 24 = 0

x2 - 9x + 12 = 0

x2 -29 x - 36 = 0

Для каких уравнений этого сделать нельзя?

Для каждого уравнения попытайтесь подобрать два числа, сумма которых равна числу противоположному второму коэффициенту уравнения, а произведение равно его свободному члену. С чего вы предполагаете начать поиск этих чисел с произведения или с их суммы?

Для каких уравнений вам не удалось найти корней? Почему?

В каких уравнениях вы перешли к приведенному, а затем воспользовались теоремой Виета?

Какая связь существует между коэффициентами и корнями полного квадратного уравнения, аналогичной той, которая установлена в теореме Виета?

Предлагаю вам доказать теорему.

Теорема: Числа X1 и X2 являются корнями квадратного уравнения

ax2+bx+c=0 тогда и только тогда, когда

x1 + x2 = - b/a , x1 • x2 = c/a

Вывод этой теоремы запомним ещё лучше, если заполним пропуски в следующем стихотворении:

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней теорема ____________
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе “_________”, в знаменателе “а”.
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда
В числителе “_________”, в знаменателе – “______”.

IV. Закрепление материала.

Проанализируйте данные высказывания. Зачеркните в таблице буквы, которыми обозначены ложные высказывания. Из оставшихся букв получится слово.

(Л) В уравнении x2 – x + 6 = 0 произведение корней равно 6
(Н) Корнями уравнения . x2 – 100x + 99 = 0 являются числа 1 и 99
(И) В уравнении . 7x2 +3x - 12 = 0 корней нет.
(П) Числа X1 и X2 изображенные на чертеже, являются корнями уравнения x2 +5x – 500 = 0

(Р) Уравнения (x – 5)•(x+7) =0 и x2+2x – 35 = 0 являются равносильными
(К) Числа -1 и 9 являются корнями уравнения x2 +8 x – 9 = 0
(М)В уравнении x2 – 4x – 5 = 0 сумма корней равна -4
(В) В уравнении x2 - xv3 = 0 один из корней является иррациональным числом.
(Ю) Уравнение x2 – 10x +25 = 0 имеют два корня.

И Л П А К Р О М Ш Ю Е Л Ь

Ла-Рошель – крепость в близи, которой родился Франсуа Виет – французский математик, который разработал почти всю элементарную алгебру; ввел в алгебру буквенные обозначения и построил первые буквенные исчисления; до него в математике не было формул.

Составьте квадратное уравнение, имеющее следующие корни:

X1 X2 X1•X2 X1+X2 Уравнение
2 5      
2   0,8    
    8 -6  
    8 6  
4 -3      
12 0,5      
  5   4  
2 -5     (x -…)•(x-…) =0

V. Подведение итогов урока, задание на дом:

Сделайте сообщение на одну из предложенных тем:

“Применение теоремы Виета”.
“Утверждения, следующие из теоремы Виета”.
“Что нового я узнал благодаря теореме Виета”.

VI. Рефлексия проводится с помощью графика “Мои умения и навыки на уроке” ( Ось ОХ – умения правильно работать с формулами; ось ОУ- умения анализировать, делать выводы).

Литература:

  1. “Алгебра – 8” Ю.Н. Макарычев Н.Г. Миндюк под редакцией С.А. Теляковского, “Просвящение” 2005 г.
  2. “Квадратные уравнения -8 класс” издательство Томского Государственного Университета Москва 1997 г.
  3. Энциклопедия для детей Математика (Главный редактор М. Д. Аксёнова – Москва: Аванта +, 1997 г.
  4. Алгебра – 8 класс Лебединцева Е.А. Беленкова Е.Ю. (задания для обучения и развития учащихся) Москва: Интеллект –центр, 2007 г.