Учебники:
Немецкий язык – Бим И.Л., Садомова Л.В., М.:
Просвещение, 2002 г.
Информатика - Макарова Н.В., СПб.: Питер, 2003
Урок рассчитан на 2 ак.часа
Цели урока:
- обучающая – обобщение знаний учащихся по темам немецкий язык: “Животный мир”, информатика: “Форматирование текста”; контроль полученных знаний и приобретённых умений и навыков по темам; развитие основных навыков работы по выделению, копированию и вставке фрагментов текста, созданию и форматированию текста и ячеек таблицы, применение названий животных в контексте поговорок, стихов, повышение грамотности учащихся; изучение новых названий животных и птиц на немецком языке и приемов форматирования таблиц;
- познавательная – знакомство с новыми названиями животных, их использованием в загадках, стихах и пословицах; знакомство с приемами форматирования таблиц;
- развивающая – развитие умения работать с электронными документами, переключаться из одного документа в другой, развитие внимания при работе с наглядностью на слайдах и текстовым документом, развитие памяти при повторении названий животных на немецком языке, развитие координации внимания при заполнении таблиц;
- мотивационная – пробудить интерес к изучению нового материала по информатике путем применения приобретенных навыков в работе над заданиями по немецкому языку; показать учащимся, что изучаемый на уроках информатики материал необходим и может быть использован на любом другом предмете.
Задачи урока:
- изучить новые названия животных и птиц и научить применять их в тексте;
- научить вставке скопированных данных в ячейки таблицы, выравниванию в ячейках, выделению ячеек фоном и цветом символов;
- научить выполнять по предложенным шаблонам-таблицам задания, иллюстративный материал к которым будет транслироваться на слайдах презентации.
Необходимые ресурсы, материалы:
- для демонстрации электронной презентации необходим компьютер, медиапроектор, экран;
- программное обеспечение, с помощью которого создана презентация – Microsoft PowerPoint.
Место авторской мультимедийной разработки в учебном занятии: мультимедийная презентация является основой для проведения урока.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель немецкого языка:
Liebt die Tiere!
Alle Tiere sind unsere Freunde.
Immer sollen wir sie leben
und das steht in ihren Augen
groö und klar und schön geschrieben.
Alle Tiere sind wie Menschen,
haben Vater, Mutter, Kinder,
lieben Sonne, Wind und Wasser
Frühling, Sommer, Herbst und Winter.
Сегодня мы проводим урок с интеграцией немецкого языка и информатики. Урок посвящен темам: немецкий язык тема - “Животный мир”, информатика - “Форматирование таблиц”.
Учитель информатики: Цель урока: научить вставлять скопированные объекты в ячейки таблицы, производить выравнивание в ячейках, выделять ячейки фоном и цветом символов.
2. Актуализация знаний (повторение)
Учитель информатики:
- способы выделения фрагментов текста;
- способы копирования и вырезки выделенных фрагментов;
- способы вставки скопированных фрагментов;
- форматирование текста.
3. “Животный мир”-“Форматирование таблиц”
Учитель немецкого языка: Все задания сегодняшнего урока будут посвящены повторению и изучению новых названий животных и птиц. Они будут представлены в игровой форме. Выполняем Задание 1. В ячейках таблицы на экране будут появляться животные. Вы будете называть их, и за каждый верный ответ получите по жетону-“зверюшке”. В конце урока мы подсчитаем, сколько у кого из вас жетонов, от их количества будут зависеть ваши оценки.
Учащиеся называют животных и на экране под ними появляются подписи. После заполнения всей таблицы, названия исчезают, остаются только изображения животные.
Учитель информатики: Для начала работы вам необходимо открыть на Рабочем столе файл “Животный мир – задания для учащихся”. Первое задание разберем подробно. Под таблицей вы видите перечень названий животных. По заданию их необходимо скопировать и вставить в ячейки таблицы. Выравнивание в ячейках выполним вместе. Для этого установите курсор у левой границы ячейки, чтобы он приобрел форму жирной стрелки, направленной вправо, нажмите левую кнопку мышки и протащите до конца столбца. Затем на панели инструментов найдите кнопку выравнивания По центру и щелкните ее. Алгоритм дальнейшей работы: выделить название, скопировать любым удобным для вас способом, щелкнуть в ячейке и вставить название.
Ученики выполняют задание.
Задание 1 (Курсивом выделены тексты заданий, о которых идет речь.)
Скопируй и вставь в ячейки столбцов таблицы названия животных. Сделай выравнивание в столбцах по левому краю.
wilde Tiere |
Haustiere |
||
1 |
1 |
||
2 |
2 |
||
3 |
3 |
||
4 |
4 |
||
5 |
5 |
||
6 |
6 |
||
7 |
7 |
||
8 |
8 |
||
9 |
9 |
||
10 |
10 |
der Bär, die Giraffe, der Elefant, der Löwe, der Wolf, der Tiger, die Schildkröte, das Zebra, das Pferd, die Kuh, der Hund, das Schaf, das Schwein, der Hund, die Katze, der Esel, das Nilpferd
Учитель немецкого языка: Очень многие немецкие пословицы имеют аналоги в русском языке. Прочтите пословицу на экране, переведите её и назовите эквивалент этой пословицы в русском языке из тех, которые я назову.
А теперь переходим к Заданию 2. В таблице на экране вы видите различных птиц. Давайте назовем их. Посмотрите внимательно на написание названий птиц и приступайте к выполнению задания.
Учитель информатики: В задании требуется вырезать из списка названия птиц и поместить их в столбцы: “Geflügel” и “andere Vogel”. Выполните задание самостоятельно, оно аналогично предыдущему, только при выравнивании в столбцах нужно выбрать По центру.
Задание 2
Вырежmnt из списка под таблицей и вставьте в ячейки столбцов таблицы названия животных. Выровняйте названия в столбцах по центру.
Geflügel |
andere Vogel |
||
1 |
1 |
||
2 |
2 |
||
3 |
3 |
||
4 |
4 |
der Hahn, der Papagei, der Flamingo, die Ente, die Gans, das Huhn, der Sperling, diе Taube
Физкультминутка:
Учитель немецкого языка: Ребята, сейчас мы выполним несколько несложных упражнений, чтобы вы размялись и дальше работали еще активнее. Мы споем известную вам песенку “Anna Susanna” и выполним упражнения, которые обычно под нее выполняем:
Anna Susanna,
was macht denn die Maus?
Sie sitzt in dem Loch drin
und kann nicht heraus.
Anna Susanna,
was macht denn der Hund?
Er friesst viele Wurste
und ist kugelrund.
Чтобы лучше включиться в работу после активных действий, мы снова займемся пословицами. Прочтите пословицу, переведите её и назовите эквивалент в русском языке.
Переходим к Заданию 3. Перед вами картинка, на которой изображен скотный двор. Назовите по-немецки животных и птиц, которых вы видите на ней.
Учитель информатики: В этом задании также нужно поработать с таблицей. В правый столбец необходимо по-русски вписать переводы названий животных, а затем выделить строки, содержащие названия животных и птиц с картинки. Это делается так: установите курсор слева от таблицы напротив строки так, чтобы он стал жирной черной стрелкой, направленной вправо и щелкните мышкой. Строка выделится. Теперь вам нужно только выбрать цвет любым известным вам способом.
Задание 3
В таблице напишите перевод названий животных на русский язык. Выдели цветом животных, изображенных на картинке.
№ |
deutsch |
russisch |
1 |
eine Katze |
|
2 |
eine Ente |
|
3 |
ein Hund |
|
4 |
eine Ziege |
|
5 |
eine Maus |
|
6 |
ein Schaf |
|
7 |
ein Pferd |
|
8 |
ein Hahn |
|
9 |
ein Schwein |
|
10 |
eine Kuh |
|
11 |
ein Fisch |
Учитель немецкого языка: В немецком языке есть много загадок о животных. Давайте прочтем и отгадаем ту, что сейчас на экране. (Чтение). Как вы думаете о ком в этой загадке идет речь? (Ответы). Верно, это жираф.
На экране по щелчку появляется изображение жирафа.
ПЕРЕМЕНА
Учитель немецкого языка: Перед вами следующее задание.
Задание 4. Назовите травоядных животных на этой картинке.
Учитель информатики: Вы хорошо справились с заданием устно. В карточке его выполнить тоже просто: нужно выделить названия травоядных животных и сменить цвет.
Задание 4.
Выдели красным цветом названия травоядных животных:
1. das Schaf
2. die Maus
3. das Pferd
4. der Fisch
5. die Kuh
6. der Hund
Учитель немецкого языка: А вот еще одна загадка. Прочтите ее и скажите, что за животное имеется в виду. Правильно, это кенгуру.
На экране по щелчку появляется изображение кенгуру.
Это было простое задание, а как вы справитесь со следующим. (Задание 5) Назовите всех животных и птиц, изображенных на этом слайде.
Учитель информатики: Похожее задание уже было сегодня, поэтому внимательно прочтите и выполните его самостоятельно.
Задание 5.
Выдели полужирным курсивом названия тех животных, которые умеют летать:
1. die Katze
2. die Ente
3. die Kuh
4. der Hund
5. der Vogel
6. das Pferd
Учитель немецкого языка: И снова немецкие пословицы, в которых есть названия животных. Читаем все вместе. Кто из вас переведет пословицу? А какая же соответствует ей в русском языке?
Физкультминутка:
Мы снова поем и двигаемся под песенку “Anna Susanna”:
Anna Susanna
was macht denn die Kuh?
Sie steht auf der Wiese
und sagt immer: “Mu-u-uh”.
Anna Susanna
was macht denn das Schwein?
Es steht vor der Ture
und darf nicht hinein.
Перед вами Задание 6. Конечно снова животные. Обратите внимание, на слайде в названиях животных не указаны артикли. Это сделано специально, т.к. они спрятаны в таблице именно в такой форме.
Учитель информатики: Посмотрите, какая запутанная таблица. Но все же найти в ней животных и птиц вам по силам. Для этого выделите их названия желтым цветом.
Задание 6.
Найди в таблице 10 спрятавшихся животных и выдели их названия желтым цветом.
A | M | T | I | G | E | L | N | B | F |
G | V | O | G | E | L | A | X | Z | L |
P | A | P | A | G | E | I | V | W | A |
G | I | R | A | F | F | E | N | D | M |
J | S | C | H | L | A | N | G | E | I |
K | Y | Z | A | G | N | A | P | I | N |
W | O | L | F | D | T | N | O | S | G |
R | X | X | F | U | T | B | A | B | O |
S | E | Z | E | B | R | A | O | A | T |
N | H | X | N | A | S | H | O | R | N |
Учитель немецкого языка: Задание 6. И снова животные и птицы Давайте назовем их. У вас это получается все лучше и лучше. Молодцы.
Учитель информатики: Посмотрите, перед вами снова таблица. Найдите в ней животных и птиц со слайда. Для этого выделите их названия голубым фоном. Сделаем это вместе: выделите ячейки, содержащие нужные буквы, в меню выберем Формат, затем Границы и заливка, вкладку Заливка, нужный цвет и ОК.
Задание 7.
Найдите в таблице 9 спрятавшихся животных и выдели их названия голубым фоном.
E | H | E | N | N | E | L | N |
M | N | K | A | T | Z | E | L |
A | V | E | I | K | U | H | A |
U | O | P | B | N | O | P | K |
S | G | F | I | S | C | H | N |
M | E | E | B | C | H | U | F |
L | L | R | O | H | I | N | G |
J | S | D | Q | A | C | D | T |
E | N | T | E | F | F | E | W |
Учитель немецкого языка: (Задание 8). Названия этих животных выпали из стихотворения. Прочтите стихотворение, вставляя вместо многоточий названия животных, сохранив рифму.
Учитель информатики: А теперь то же самое сделайте в бланке задания: вставьте названия животных вместо многоточий. Многоточия можно удалить любым известным вам способом.
Задание 8.
В стихотворении заменить многоточия на названия животных. Выделить вставленные названия жирным курсивом.
In den Zoo gehen wir,
wilde ….. wohnen hier,
Lowen, ….., weisse … ,
die im Hohen Norden leben.
Hier ist ….. und da ein ….. .
In der Mitte die … ,
Leoparden, wilde Katzen,
scharfe Krallen an den Tatzen.
4. Оценки за урок:
Учитель информатики: Сохраните ваши документы в своих папках под названием Животный мир. Результаты работы будут оценены двумя оценками: по информатике за форматирование и по немецкому языку за правильность выполнения.
Учитель немецкого языка: За устную работу оценки вы узнаете прямо сейчас. Подсчитайте фишки. Напишите на листочках свою фамилию и количество фишек. А теперь сами выставьте себе оценку, пользуясь информацией на слайде, и сдайте листочки.
Критерии оценки:
“5” - не менее 55 фишек
“4” - не менее 45 фишек
“3” - не менее 30 фишек
Если вы набрали менее 30 фишек, значит вам нужно уделить больше внимания немецкому языку
5. Итоги урока:
Урок подходит к концу. Он прошел динамично, творчески, интересно. Вы, ребята, работали увлеченно и активно. С помощью игр вы повторили знакомые и изучили новые названия животных и птиц, познакомились с пословицами о животных, прослушали и сами прочитали стихотворения, выполнили много разных заданий. В работе с текстовым документом вы закрепили приемы набора, копирования и вставки текста, и изучили форматирование таблиц. Этот урок наглядно показал, что компьютер – незаменимый помощник при изучении любого предмета.